Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 121.45 Кб (Скачать документ)

2. Воспитание любви к окружающему миру у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание уважения к близким людям, такова цель дошкольного патриотического воспитания. Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались и рассматривались не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.

Цели программы:

Дать понятие о  семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

Продолжать развивать  познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую  деятельность.

Расширять кругозор и обогащать  словарный запас детей терминами  родственных отношений, развивать  связную речь.

Укреплять детско–родительские отношения.

3. В центре идеальной модели познания о корнях, традициях и быте семьи в д/у 279 г.Минска: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события.

Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет  рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественно-научные аспекты. Например, понятие «Семья и Родина» рассматривалось следующим образом: 

  • социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны;
  • логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, сравнение по высоте (кто выше ростом, а кто ниже), решение задач, семейный бюджет.
  • художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни; продуктивно-творческая деятельность: рисование «Наша семья», «Моя мама», «Минск» и др.

Таким образом, путем взаимопроникновения  знаний из разных областей создается  целостное представление о родине. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». – Мн., 2004. – С. 18-20

2. Анциферова А.А. «Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью// Знакомство дошкольников с окружающей жизнью». – Ульяновск, 1973. –С. 15-35

3. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». – М.: Просвещение, 1988. – 110с.

4. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Варанецкая Л.М., Бельская К.М., Ждан И.Л.- Мн. “Зорны верасень” 2008.

5. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». – Мн., 1983. – 61с.

6. Григорьев, Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. – 2006. - № 6. – С. 49-58.

7. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры./  Мазыр: Белы вецер», 2003г.

8. Журнал «Наука и школа» №5, 2008 г. И.З.Гликман «Гражданское воспитание школьников в современных условиях».

9. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

10. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў./ Дубініна Дз.М., Дубінін Дз. Ул. – Мн. “Зорны верасень” 2008г.

11. Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.

12. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.

13. Научно-методический журнал «Школа» №2/59, 2004 г. Д.В.Крупницкий, К.К.Овсянников «Современное состояние патриотического воспитания в школе».

14. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. – 2000. - № 6. – С. 28-35.

15. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста./ Никанова Л.  - Мн.,  Народная асвета1991г.

16. Патриотическое воспитание в детском саду. /Новицкая М.Ю. - Наследие.  М.: Линка-Пресс, 2003г.

17. Праменьчыкі выхавання патрыятызму./ Складальнік Паўлаў С.Б. Мазыр 2009г.

18. «Родовое дерево».// Дошк. Воспитание. – 2005. №3 – 121с.

19. «Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления» под ред.А.Н.Вырщикова. Волгоград, 2008 г.

20. Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2

21. Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. - Мазыр 2009г.

22. Сябруем і гуляем разам./ Старжынская Н.С.  – Мн. “Народная асвета” 1994г.

23. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2008 г.

24. Я – гражданин Республики Беларусь. / Василевич Г.А., Мельник В.А., Буткевич В.В., Ванина Н.Г. и др. - РУП «Издательство «Пачатковая школа», 2007г.

25. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувтсв у дошкольников». – Могилёв, 2000. – 96с.

26. http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor18/text18343.htm

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

Программа д/у №279 г. Минска

Взаимодействие  детского сада с семьёй и социумом по ознакомлению с родословной семьи  детей дошкольного возраста.

 

Проблема ознакомления с  родословной семьи в современном  мире актуальна и сложна. Работая  в этом направлении, мы можем с  уверенностью сказать: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство  любви к семье. А это и есть начало нравственных чувств, которые  рождается в познании, а формируется  в процессе целенаправленного воспитания.

Главная задача, которую  ставим перед собой - зажечь в детских  душах искорку любви к истории  и культуре белорусского народа, близким  людям, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице; развивать интерес  к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Фундамент будущего человека закладывается  в раннем детстве. Для дошкольного периода  характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой для дальнейшего развития личности.

Систематическая работа коллектива д/у по данному направлению проводится в детском саду №279 г. Минска при активном участии родителей воспитанников.

На занятия и праздники  мы приглашаем дедушек и бабушек  воспитанников. Дети с огромным интересом  слушают их рассказы о войне, рассматривают  фотографии, ордена и медали.

 После такого общения  появляется много интересных  рассказов, рисунков и детских  игр.

В планирование образовательной  работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, были включили такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад»,  «Я и мое имя».

С целью организации познавательной деятельности детей по овладению  знаниями о национальных культурных ценностях, морально-этических нормах, традициях,  формирования представлений  о правилах поведения, связанных  с нравственными и моральными ценностями, духовной культурой,  были проведены занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста:

  • «Моя семья»
  • «Мой дом»
  • «Наш  детский сад»
  • «Моя мама»
  • «Бабушка и дедушка»

Значение социума для  дошкольника также велико, как  и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и  семьи по ознакомлению с родословной  семьи дошкольников.

От того, какими глазами  ребенок увидит окружающее, от того, какие уроки   извлечет он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление  личности ребенка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

 

Проект ознакомления с родословной семьи детей  дошкольного возраста

 

1.Руководители: воспитатели групп, заместитель заведующей по учебной части.

2.Тип проекта: информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья», индивидуальный, семейный, долгосрочный.

 

3. Перечень  выбранных тем и содержание  деятельности:

  • Беседа  о том, что они знают о своей семье “Моя дружная семья”, “Мама – мой лучший друг” « Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений».
  • Составление   альбомов «Моя любимая семья», «Как мы любим, отдыхать», «Как я помогаю маме».
  • Продуктивная деятельность «Моя дружная семья» «Семейный герб», «Дом в котором мы живем» «Как мы отдыхаем».
  •   Составление генеалогического древа.
  • Сюжетно-ролевые игры, дидактические “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть».
  • Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”. «Как мы отдыхаем».
  • Знакомство с народными подвижными играми.

4. Длительность  работы над проектом: Долгосрочный

5. Мотивационный  компонент:

Узнать  лучше  свои корни,  иметь  представление, что такое род, родословная, семья. Более  подробно изучить  свою семью, познакомится с семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.

6. Цель проекта для  воспитателей:

  • Систематизация знаний  семьи о своей родословной; установить  более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать  интерес  к истории своей семьи, семейным традициям.

7. Цель проекта   для воспитанников:

  • Показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи, общества; обратить внимание детей, на, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества, что такое поколение, родословная.
  • Развивать  интерес  к истории своей семьи, семейным традициям.
  • Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.

8. Задачи  проекта 

  • Продолжать знакомить детей о родословной своей семьи.
  • Создание генеалогического древа семьи.
  • Учить детей составлять рассказ о своей семье.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  • Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • Укреплять детско–родительские отношения.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(справочное)

 

Этапы работы над  проектом

 

1. Подготовительный. Разработка проекта.

  • Анкетирование родителей.

Цель: выявить знания о своей родословной,  готовность пополнить эти знания

  • Довести до  семьи важность данной проблемы. Заинтересовать  темой проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  • Совместное составление плана работы над проектом, с учетом мнение всей семьи.

 

2. Планирование

Мероприятие

Цели

Задания для совместной работы родителей  и детей

1

Консультация для родителей  «Семья – мой дом родной»

Дать понять родителям, что семья  играет важную роль в социализации ребенка. Сообщить родителям о предстоящей  работе по теме «Родословная моей семьи  ».

Прочитать детям сказки, стихи о  семье 

2

Консультация «Родословная моей семьи»

Рассказать о понятиях родословная, генеалогия. Воспитывать чувство семейной сплоченности.

Поговорить с родителями о происхождении, истории своей семьи.

3

Беседа «Ты и твое имя»

Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Узнать о происхождении или  значении фамилии, имени. Записать сведения. Поместить фото или рисунки в  альбом «Родословная моей семьи»

4

Консультация «Моя семья»

 

 

Консультация «Как воспитать маленького патриота»

Воспитывать уважение к членам семьи. Рассказать, что члены семьи могут  иметь разные увлечения. Познакомить  с правом ребенка воспитываться  в семье.

Рассказать  небольшой рассказ  о себе (Ф.И.О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т.д.)

5

Беседа «Чем я порадую своих  родителей»

Семинар - практикум Пальчиковая  гимнастика «Семья» 

Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей. Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

С помощью воспитателя  оформить странички альбома, посвященные  родителям, «Моя любимая семья». «Как я, помогая маме»

6

Чтение стихов о бабушке и  дедушке

Воспитывать уважение к членам семьи. Прививать потребность помогать близким людям (бабушкам, дедушкам)

 

7

Игры.

(Создание игровых ситуаций, в которых необходима помощь  родителям)

Привить потребность делать близким приятное. Расширить границы семейных отношений (бабушки, братья, дяди, тети, и т.д.) 
Укрепить в сознании ребенка, что иметь много родных людей – большое счастье.

«Дружная семья» “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом», «Играем в профессии», «Кем быть». 

8

Беседа «Герб и девиз моей семьи»

Познакомить детей с понятиями герб, девиз, геральдика, с историей их возникновения.

Нарисовать картину, что больше всего подходит для семьи (герб), придумать и написать фамильный  девиз.

9

«О семье все расскажу я» 
Рассматривание изготовленных альбомов «Моя родословная». Подведение итогов.

Закрепить  в сознании ребенка, что дороже и роднее семьи никого нет.

 

10

Праздник «Счастливое детство»

Сплотить родителей и детей. Способствовать созданию теплых взаимоотношений  в семье.

Продолжать летопись семьи

Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста