Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

организаторские умения, инициативно предлагать что-то новое, активно участвовать, общаться с другими детьми, налаживая личностные отношения в группе, и сможет добиться целенаправленного результата этой игры. Но одного этого условия было недостаточно, мы выяснили, что целесообразно использовать различные приемы в процессе игры. Воспитатель должен создавать ситуацию успеха для ребенка, верить в его силы, владеть позиций партнера, поощрять его активность в процессе игры.

В начале нашей работы не все дети принимали участие в  играх, только

некоторые проявляли инициативу. В большей степени эту активность лидерской назвать было нельзя. Она заключалась в желании играть, отвечать на вопросы воспитателя, активно участвовать в обсуждении, знать и соблюдать правила игры. Единичными проявлениями такой активности можно назвать стремление к выигрышу у одного ребенка и желание заменить воспитателя и стать ведущим у другого.

В позиции партнера по игре, мы принимали позицию воспитателя,

не умеющего играть. В первый свой выигрыш дети были удовлетворены, они радовались, но во второй и третий раз дети начали активно учит как выиграть, объясняли правила и хитрости игры, помогали и подсказывали.

Теперь дети предлагали все новые и новые игры, многие

дети заинтересовались и стали брать на себя роль ведущего, организатора. В ходе нашей работы дети запоминали правила игр и при возможности некоторые из них они организовывали. У детей появилось желание стремиться к успеху, победе. Они самостоятельно играли в индивидуальные дидактические игры.

На контрольном этапе мы повторили диагностику констатирующего

этапа, включив в нее игры с теме же возможностями. Результатом диагностики стало повышение уровня сформированности предпосылок лидерских качеств. Правильно организованная опытно-практическая работа позволяет нам сделать вывод, что дети стали целеустремленнее, ответственнее, самостоятельней, используют организаторские умения и коммуникативные способности, достигают конечных целей игры.

Таким образом, цели нашей практической работы достигнута и гипотеза,

состоящая из условий подтвердилась.

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Абрамов Н. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» 2006, 672 с.

2. Аверин Вячеслав Афанасьевич. Психология детей и подростков:Уч. пос.-2-е изд.,перераб.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,1998.-379с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс; 1999, 376 с.

4. Бодалев А. А. "Психология общения", Москва-Воронеж, 1996г.

5.. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии. 2006, 4. С. 33.

6. Бондаренко А.К. – Дидактические игры в детском саду – Москва, Просвещение – 1991 – 160с.

7. Бондаренко А.К., Матусик А.И.  ; Под ред. Меджерицкой Д.В. Воспитание детей в игре. М.  /Сост.:: Просвещение, 2007.

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб, Принт, 2000. - 325 с.

9. Волков И.П. К критике теории черт лидерства. В сб. Человек и общество, вып. 11 Л.: 1973

10. «Домашний очаг», Журнал, Как воспитать лидера, 3 выпуск, 2008.

11. «Дошкольное воспитание», журнал, воспитание дошкольника, статья Емельяновой М. «Воспитываем ребенка – лидера», 2006, № 5, 230 с.

12. Зворыгина Е.В., Первые сюжетные игры малышей, 1996

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2002. - 312 с.

14. Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М.: Рос. Пед. Агентство, 2007.

15. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. //Вопросы психологии 2006, 6 119-120с.

16. Крупская Н. К. Общественное воспитание.- Пед. соч. в 10-ти т., М., 1958, т. 2, с. 134.

17. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. cада/ Под ред. Л.В Руссковой. М.: Просвещение, 1986.

18. Логинова В.И, Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4 лет, Просвещение,  1983,  146-157 с.

19. Менджерицкая Д.В., Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей, 1998

20. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. – Игра с правилами в дошкольном возрасте – 2-е издание Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 176с. – (Руководство практического психолога).

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 2006.

22. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2001.

23. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Академия, 2006.-432 с.

24. Немов Р.С. Психология Часть 1, «Владос», Москва 2006 г, 688 с.

25. Образцова Т.Н Психологические игры для детей. М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ«ЛАДА», 2006.

26. Никитина С. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации: Издательство: Линка-Пресс 2008, 224с

27.  Репина Т. А Отношения между сверстниками в группах детского сада. Репиной Т.А.- Москва.: Педагогика.- 1978, 279с.

28. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании. 2007 г., 124с.

29. Спиваковская А.С. "Игра - это интересно." М. 2008г, 128с.

30. Словарь краткий психологический / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - C.185.

31. Трещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольни-ков. - Кишинев, "Штиница", 1989, 192 с.

32. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под редакцией А.В. Запорожца. М., «Просвещение», 1976.

33. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. - Мн.: Университетское,2002. - 560с.

34. Чуковский К. И. От двух до пяти.-М.: Педагогика, 1990.-С. 267. Черты настоящего лидера.2004. No 4. С.21.

35. Щуркова Н.Е. Педпрактикум по педагогической технологии. - М.: Пед. общество России, 1998, 234 с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1998.

37. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду, 2005 г. Рабочий торрент

38. «Дошкольное образование», №2, Родионов В. Готовимся к школе методами физической активности, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Игры для диагностики

 

1.      Игра «Кораблекрушение»

Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.

Цель: выявить лидеров из группы детей, пронаблюдать, кто активнее принимает участие в обсуждении, кто отстаивает свое мнение, кто из детей берет на себя инициативу.

Игровое действие: воспитатель объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»

Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.

Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.

В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.

2.      Игра «Фотограф»

Игра для детей дошкольного возраста.

Цель: выявить лидеров из группы детей, наблюдая за теми, кто сумеет заставит выполнить его требования.

Игровое действие: в начале игры дети делают по инструкции воспитателя фотоаппарат, выполненный по методике оригами. Затем выбирается

ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».

Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.

3.      Игра «Я с тобой не согласен»

Цель: Выявить лидеров из группы детей, наблюдая за теми, кто будет отстаивать свое мнение, уверен в своих силах, который мог заинтересовать детей своими утверждениями.

Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое действие: воспитатель делит детей на две команды. Члены одной команды задают вопросы, а ребятишки из второй отвечают на них. Вопросы касаются личных пристрастий игроков. Например, кого-то из них спрашивают: «Какую книжку ты недавно прочитал?» Он может ответить: «А. Линдгрен. „Три повести о Малыше и Карлсоне“». На это ему заявляют: «Это плохая книжка, ее вряд ли нужно читать». Задача игрока – доказать, что книжка хорошая, соответственно – ее читать очень интересно. Доказательства должны быть убедительными, а самому игроку надо вести себя уверенно.

Словом, вопросы могут быть самыми разными. Спектр ответов также весьма широк. И здесь главное – понаблюдать за реакцией участников игры. В итоге игроки первой команды, то есть те, кто задавали вопросы, оценивают по десятибалльной шкале каждого игрока другой команды. Затем игроки меняются местами, а в конце игры подсчитываются результаты.

Обладатели лучших лидерских качеств получают более высокие баллы, так как они уверены в себе, их не смущает необходимость отстаивать свою точку зрения, они могут доказать окружающим правильность выбранной позиции. Именно такие ребятишки способны повести за собой окружающих, заинтересовать их, внушить им необходимость выполнения определенных действий.

4.      Игра «Физкульт-ура!»

Цель: выявить лидеров из группы детей, пронаблюдать за теми, кто

соблюдает правила игры, бежит точно по сигналу, целеустремленно старается бежать быстрее всех.

Игровое действие: дети располагаются на одной стороне площадки за

линией старта. На противоположной стороне в 15-20 м отмечен финиш. Дети говорят:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Физкульт-ура!»

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Побеждают те, кто в числе первых трех пересек линию финиша. Можно усложнять правила игры, выстраивая победителей на 1-2 шага дальше от линии старта.

5.      Игра «Нарисуй сказку»

Цель: выявить лидеров из подгрупп детей, рисующих главных героев

сказки, наблюдать за ответственными, самостоятельными и инициативными детьми, посмотреть как распределяются обязанность, как и кто их выполняет.

Игровое действие: воспитатель делит детей на две подгруппы, раздает

каждой подгруппе по ватману, предлагает нарисовать сказку, прочитанную не так давно детям. Воспитатель наблюдает как распределяются обязанности между детьми, кто из детей рисует главных персонажей, а кто пейзаж и фон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Протокол 1

 

Игра «Кораблекрушение»

Воспитатель рассаживает детей на стульчики полукругом.

Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что мы на корабле. Мы плывем на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Давайте подумаем, что делать?»

Вика Б.: «Надо позвонить по сотовому телефону маме и папе!»

Воспитатель: «А телефон не будет в море ловить, там нет телефонной вышки».

Семен К.: «Надо громко кричать, чтобы нас услышали».

Воспитатель: «Нет, в море нас не услышат, а поблизости нет кораблей».

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности