Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

Обязанность воспитателя – контролировать то, как протекает игра, и

использовать ее для развития активности детей, которая в игре идет параллельно с развитием игровой деятельности. Так же воспитатель должен владеть позицией партнера, и применять ее в процессе игры.

С. В. Никитина считала, что взрослые должны создавать условия для проявления инициативы, самостоятельности детей в играх с правилами, видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнять правила, проведении их [26, 195].

Обучение  малоактивных детей планированию игры приучают их более осознанно выбирать тему, представлять линию ее развития, отбирать новые игрушки.

Чтобы сформировать у ребенка лидерские качества, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка.

Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр.

Нашей основной целью должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: "Я сам!", "У меня получается!", "Я могу!". Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Когда чувство уверенности у ребенка начнет укрепляться, целесообразно постепенно наращивать уровень сложности заданий, сообщая об этом детям после того, как они достигнут успеха в более сложных видах деятельности ("Это было не просто, но ты справился!") [11, 24].

Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать "Конкурс талантов", в котором каждый ребенок получит медаль, например. "Лучший поэт", "Лучший художник", "Лучший танцор", "Лучший певец", "Лучший архитектор", "Лучший счетовод" и т. п. Подводя итоги конкурса, необходимо дать детям задание определить победители. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль "Лучший..." и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших.

Воспитание целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим способом осуществляется в игре. Вхождение ребенка в роль на длительное время помогает достижению общей цели, целенаправленность приобретает общественный характер.

Целеустремленность выражается в том, что человек ясно осознает, видит стоящую перед ним цель и активно, уверенно стремится к ее достижению. Целеустремленность придает личности черты собранности, активности, последовательности, требует решительности, инициативы, смелости, иногда риска. Воспитание целеустремленности в поведении следует начинать с ранних лет. Трудность воспитания целеустремленности заключается в том, что ребенок не обладает достаточным произвольным вниманием, быстро отвлекается и может поддаваться внушению. Воспитывая целеустремленность, педагог должен учитывать эмоциональность детей, формировать их интересы и воспитывать способность к произвольному вниманию, к волевому усилию.

Благожелательное, поощряющее отношение воспитателя, поддержка и заключительная  оценка  - все это мобилизует внимание, усилия детей, вызывает радость при достижении цели.

Организуя игры, воспитатель постоянно  ставит цель перед детьми: расставить флажки или собрать их, найти такой же цветок, как  воспитателя, пройти по дорожке не наклоняя головы, бросить и поймать мяч. Выполнение этих дел, казалось бы, маленьких, требует от детей сосредоточения внимания, проявления усилия, умения отвлечься т всего другого. От цели, поставленной перед каждым ребенком, воспитатель переходит к общей цели для всех.

Старшие дети обладают большими знаниями, умениями, навыками организации и их игр. Дети ставят цель играть в «школу», интерес к которой возникает у них вместе с развитием интереса к знаниям, и они предварительно планируют игру, намечают, что нужно для игры сделать, кто какую роль в игре будет выполнять. Перед воспитателем стоит задача руководить этим замыслом детей, поддерживать их, помогать осуществлению.

Целеустремленность старших детей воспитывается не только в играх но, и в повседневной жизни. Воспитатель должен контролировать, чтобы дети всегда были чем-то заняты, чтобы у них слово сочеталось с делом, чтобы они не избегали трудностей не разочаровывались при неудачах.

Дети целеустремленные становятся увереннее, смелее при решении практических задач, спорных вопросов, в игре, они активно воздействуют на товарищей.

Коллективные обсуждения и анализ отдельных игровых моментов длительной игры помогает сделать ее содержательнее, богаче, а также выявить возможности детей.

Главное, что в игре как форме организации жизни детей и их деятельности существует детское общество, в котором каждый ребенок занимает определенное место как член этого общества.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Общаться  мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер. Сюжетно–ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.  В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой  ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе.

Даже в подражательной деятельности ребята проявляют известную активность и самостоятельность, например в выборе предмета подражания, способах выражения и др. Поэтому психологами и педагогами (Г. М. Лямина, Т. И. Горбатенко, Г. Н. Година) самостоятельность рассматривается как необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Подчеркивается, что детей нужно приучать к самостоятельности с раннего возраста и на ее основе воспитывать взаимоотношения [3, 204].

Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. Наиболее значимым является именно то, что формирование самостоятельности у детей способствует приобретению умения устанавливать подлинно гуманные отношения со сверстниками, осознавать свои обязанности по отношению к ним [27, 109].

В процессе формирования взаимоотношений следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других [20, 115].

При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию Социальной значимости и мотивов игры.

Уже в начале второго года жизни у ребенка легко возникают социально значимые для его возраста побуждения (мотивы): пожалеть товарища, если он огорчен, обнять, взять за руку, подвести к игрушкам, вместе посмотреть что-нибудь интересное, поиграть. Дошкольный возраст является значительным этапом в становлении и развитии индивидуальных и коллективных интересов. Уже на младшей ступени у детей интенсивно развиваются интересы к окружающей жизни, к личности сверстников и совместной деятельности (игровые интересы) [32, 56].

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие  всего лучшего, что может быть в ребенке.

Также общительность формируется в играх с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться [28, 44]

Игру необходимо  использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Активная игра с детьми - самый действенный метод, который позволяет нам устанавливать прочную взаимосвязь. К сожалению, те игры, которые нравятся детям, родители недолюбливают. Это активные игры - в догонялки, прятки, "скачки на пони" и катание по полу, что вызывает у детей безудержный смех и радость, поэтому они просят поиграть с ними еще и еще. Такого рода игры эмоционально сближают.

Осознав на собственном опыте ценность активных игр и постоянно слыша взволнованные рассказы родителей об их экспериментах в этой области, я стала смотреть на игру как на одну из самых важных стратегий, с помощью которых мы устанавливаем взаимосвязь с нашими детьми. Игра - это их язык. Как указывает Лоуренс Дж. Кохен, автор книги "Воспитание посредством игры", дети уже знают, как использовать игру для исцеления своих обид и установления доверительных отношений. Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка не только во внимании, но и в телесном контакте и глубокой душевной взаимосвязи.

Нужно помочь ребенку сохранить уверенность, отведя себе второстепенную роль в какой-нибудь игре, а ему предоставив главную роль. Наиболее точной иллюстрацией того, как дети видят нас, является игра "дочки-матери", где мы притворяемся детьми, а они играют нашу роль. Малыши получают огромное удовольствие, заставляя нас чистить зубы и запрещая прыгать на кровати. И чем больше мы умоляем их позволить нам вести себя так, как нам хочется, тем веселее они смеются [27, 56].

Еще одно важное качество, это инициативность. Только инициативные люди могут неуклонно стремиться к цели, проявлять решительность, настойчивость, только они могут успешно выйти из затруднительного положения, помочь товарищу.

Благоприятные условия для воспитания инициативности у детей создают коллективные игры. Воспитатель должен чутко прислушиваться к замыслам, предложениям ребенка, поддерживать его, помогать проявлять их инициативу в разнообразных формах детской деятельности.

Главное чтобы инициатива проявлялась во всей их жизни. Для этого воспитатель учит детей высказывать свои пожелания. Воспитание инициативы должно быть тесно связано с воспитанием организационных навыков детей, поэтому воспитатель приучает детей высказывать пожелания не только о том, что делать, но и как делать, и старается создать условия для того, чтобы дети сами или под его руководством реализовали свои предложения.

В идеале, лидерская деятельность должна давать человеку шанс применять разные сценарии от многих перспектив лидера. Этим способом они изучат необходимое понимание нужд групп от индивидуальных перспектив. Это понимание может помочь им в процессе обретения способностей, которые помогут ему в процессе формирования лидера.
В этой деятельности ролевой игры один человек присваивает роль лидера, а его последователи работают вместе под его руководством в достижении поставленной цели. После этого кто-нибудь ещё получит возможность управлять группой, в то время как тот человек уединяется со своей группой. В процессе лидерской деятельности, каждому участнику следует иметь возможность взять на себя обе роли.

Также должно существовать постоянное изменение установленных целей и лидерских задач, именно поэтому установление задач намного тяжелее, и спорные вопросы более поощрительны. В этом случае участники процесса должны отвечать проблемам в нужное время, так как они и предназначены для решения этих вопросов – точно также как в лидерском контексте настоящей жизни.

В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности