Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)


62

 

 

Введение

                                                                                                                                                                                     

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого

слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций [30, 51].

Лидерство – это система взаимоотношений в группе, когда один человек

вступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия [1, 112].

Над проблемой лидерства работали многие ученые, психологи и

педагоги, которые рассматривали разные ее аспекты. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как лидерских. Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил: бдительность, популярность, красноречие). П. Хартли предложил четыре модели, позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна быть полностью исключена из рассмотрения. С. А. Алифанов, рассматривая основные направления анализа лидерства, приводит различные точки зрения американских ученых на вопрос о существовании различий между лидерством и руководством. Подобный подход к пониманию феноменов лидерства и руководства свойственен и И.П.Волкову. По мнению автора, руководство есть процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти, а лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий [15, 58].

Предпосылки лидерских качеств уже появляются в дошкольном

возрасте, поэтому многие педагоги и психологи изучали эту проблему. В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными [23, 46]. Р. К. Терещук показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников [31, 17], то исследование С. В. Никитина разработала научно-методические рекомендации качества дошкольного образования, в которых изложены несколько видов компетенции, охватывающие всестороннее развитие ребенка. Она считала, что взрослые должны создавать условия для проявления инициативы, самостоятельности детей во всех видах деятельности, в том числе в играх с правилами [26, 155] . Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети-лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни в дошкольных учреждениях. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. А.С. Залужный, изучая взаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т.д.) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, лидером может быть – и бывает в действительности – при соответствующих условиях практически каждый ребенок сейчас один, в следующий момент другой и т. д. [11, 23]. Н.Е. Щуркова полагает, что переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности. Ю.Е. Лукоянов считает, что успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы [11, 24]. Т.В Сенько изучала зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения [15, 221]. Я.Л. Коломинский в процессе исследований выявил интересный факт: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств [11, 24].

 

         Так как мы рассматриваем развитие лидерских качеств через процесс                                      игровой деятельности, в частности игр с правилами отметим педагогов и психологов, изучающих именно эти игры. А.И. Бондаренко рассматривала формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр [6, 17]. Изучением воспитания  у детей организаторских способностей в игре занималась А.И. Матусик. Н. Я. Михайленко и

Н. А. Короткова выделили условия повышенной значимости выигрыша в игре для детей [22, 34].

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование

той или иной развернутой деятельности [30, 34].

Игра - самый важный для личностного развития ребенка процесс, при

котором происходит освоение представления об объекте, установление этого представления (впечатление) в мышечную, телесную память, символизация объекта, то есть первичное обобщение. И совершенно необходимо, чтобы у ребенка это происходило спонтанно, чтобы малыш имел возможность чувствовать и свободно выражать всем телом свои ощущения и переживания. Сюжетно-ролевые игры качественно отличаются от игр обучающих (дидактических) и от игр по правилам. Это игры, причинность, мотивация, знаковость и направленность которых исходит от субъекта и демонстрируется другому или другим субъектам. При их отсутствии - это представление о себе. Эта направленность соотносится с внутренним напряжением субъекта и со степенью агрессивности, если понимать агрессивность как способность отстаивать границы своей личности [30, 35].

Наблюдая игры детей на летней практике, нами было замечено,

что у детей мало дидактических и развивающих игр, в которые они играют самостоятельно, соблюдая правила и получая результат. Это касается также и подвижных игр. Инициатива чаще всего принадлежит воспитателю, а не детям. Изучив документацию воспитателя, мы не увидели задач, связанных с воспитанием лидерских качеств, хотя в старшем дошкольном возрасте необходимо чаще работать над этими задачами.

С одной стороны необходимость формирования субъектной позиции

ребенка, а с другой недостаточная его активность (часто подавленная) в специфичных детских видах деятельности.

Таким образом, наша тема может быть актуальна и она поможет решить

проблему, которая заключается в недостаточной сформированности у детей подготовительной к школе группы предпосылок лидерских качеств в процессе игровой деятельности.

Под лидерскими качествами дошкольника мы видим такие качества,

которые помогают ребенку быть не только участником игры, но и проявлять инициативу, организаторские умения и нести ответственность за результат.

К таким качествам мы относим: инициативность, целеустремленность, самостоятельность, организаторских способностей, общительности и ответственность.

Объектом нашего исследования является формирование предпосылок

лидерских качеств  у детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Предмет исследования нашей работы – это формирование предпосылок лидерских качеств в процессе игровой деятельности у детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Наша цель заключается в обосновании педагогической ценности игр для

формирования предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной  к школе группе с ОНР

Нашими задачами являются:

1) обобщить данные психолого-педагогической литературы по изучению у старших дошкольников предпосылок лидерских качеств;

2) выявить уровень сформированности предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной к школе группы с ОНР;

3) подобрать и апробировать в работе с детьми серию игр с правилами для формирования предпосылок лидерских качеств;

4) обосновать педагогическую ценность игр для формирования предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной  к школе группе с ОНР.

Наша гипотеза состоит из ряда условий. Предпосылки лидерские

качества в игровой деятельности будут формироваться, если:

1) в содержании игр будут заложены возможности формирования предпосылок лидерских качеств;

2) воспитатель будет хорошо владеть позицией партнера в игре, будет применять ее.

3) воспитатель будет создавать ситуацию успеха для ребенка, который сам добился этого успеха;

4) воспитатель будет верить в силы ребенка и поощрять любую его активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирование предпосылок лидерских качеств в игре

 

1.1 Особенности формирования предпосылок лидерских качеств у старших дошкольников

 

 

Анализ результатов психолого-педагогических исследований, посвященных изучению взаимоотношений детей дошкольного возраста, позволяет выделить базисные характеристики детского лидерства, определить специфику лидерства в дошкольном детстве, а также сформулировать основные личностные черты лидера-дошкольника, систематизировать их и представить в виде модели лидерского потенциала личности дошкольника.

В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее, можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни исследователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда человек достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал личностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна сознательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А.Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интенсивное развитие самосознания; А.В. Запорожец с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начинает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн — с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятельность и т.п [9, 7].

Для детей 3—7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников, характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокая социальная активность (социальная инициатива и социальная исполнительность), высокий уровень игровых умений, обостренная, ярко выраженная потребность в общении и признании, физические достоинства (внешняя привлекательность, правильные черты лица, приятный голос, отсутствие дефектов в физиологическом развитии), нравственные качества (доброжелательность, справедливость, умение дружно играть), успешность в познавательной и трудовой деятельности, способность адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, эмоционально-волевые качества, чистоплотность, снисходительность, незлопамятность, послушание, уступчивость, умение помочь и др. [11, 24].

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования - подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности