Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

   Хуже обстоят дела, если вы сами – лидер по натуре. Действительно – а как иначе? Откуда тогда взялись такие черты у вашего ребёнка лидера? При таком варианте событий, вы должны быть вдвойне внимательны к тому, что и как говорите ребёнку. Два лидера тоже вполне могут ужиться под одной крышей, если обязанности между ними строго распределены, и каждый ответственен за что-то своё, как генерал и его заместитель. Попробуйте распределить домашние дела так, чтобы у ребёнка-лидера тоже оставалось своё пространство и свой арсенал «оружия» для выполнения каких-то дел [10, 14].

Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируются с младенчества. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное – определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха [11, 25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – практическая работа по формированию предпосылок лидерских качеств старших дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности

 

2.1 Выявление уровня сформированности предпосылок лидерских качеств старших дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности. Констатирующий этап

 

 

Работа проходила в МДОУ №225 для детей с общим недоразвитием

речи, в подготовительной к школе группе №4 с сентября по май 2010 года.

Работа носит практический характер, состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе мы провели комплексную диагностику

уровня развития предпосылок лидерских качеств. Формирующий этап содержал работу по развитию предпосылок лидерских качеств, а контрольный этап был направлен на сравнение результатов диагностик перед работой и после нее.

Констатирующий этап был проведен с целью выявления уровня

предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной к школе группы.

Опираясь на типовую программу Васильевой М.А, проанализировав

статью Емельяновой М.  «Воспитываем ребенка – лидера»  и наблюдая

за детьми в процессе игры, нами были выделены показатели лидерских качеств: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, ответственность, организаторские способности и общительность (таблица 1). Под лидерскими качествами дошкольника мы видим такие качества, которые помогают ребенку быть не только участником игры, но и проявлять инициативу, самостоятельность, организаторские умения,  целенаправленно добиваться результата и нести за него ответственность.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность

личности на определенный результат деятельности [30,135].

Мы считаем, что ребенок должен целеустремленно добиваться

результата в игре, вступив в игру, доводить ее до конца, формировать и прогнозировать положительный результат.

Самостоятельность - независимость-склонность полагаться больше

на себя, чем на других, не искать поддержки у других [30, 119]. Воспитывая самостоятельность, мы подготавливаем ребенка к школе, сначала ребенок преодолевает трудности без помощи взрослого и сверстников в игре, а потом и в учебной деятельности.

Волевые качества, проявляющиеся в умении человека самостоятельно

принимать решения, брать на себя руководящую роль в каком-либо процессе деятельности – это инициативность [30, 43]. Будучи инициатором, ребенок проявляет себя активно, предлагает новые игры, в сюжетно-ролевой берет на себя роль главных героев и придумывает новые сюжеты и игровые ситуации, в подвижных - становится водящим.

Ответственность – это необходимость, обязанность отдавать

кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках [30, 102]. Если ребенок ответственный он выполняет действие по договоренности с другими детьми в игре, серьезно походит к результату, и он ему важен.

Организаторские способности - способности человека объединять

других людей для какой-либо совместной деятельности, вести этих людей за собой и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность [30, 98]. Организаторские способности проявляются тогда, когда ребенок организован сам. Он умеет заинтересовать детей, организовывает помощь другим детям, которые испытывают трудности, объединяет детей в совместные игры.

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Показатели лидерских качеств

 

Качества

Определение

Проявление в дошкольном возрасте в разных видах игр

1.      Целеустремленность

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

      Вступив в игру, доводит ее до конца;

      позитивно относится к деятельности;

      прогнозирует положительный результат;

      называет цель игры;

      внимателен и сосредоточен в процессе игры.

2.      Самостоятельность

Независимость-склонность полагаться больше на себя, чем на других, не искать поддержки у других.

      Сам начинает игру;

      справляется с трудностями, возникшими в процессе игры, не ожидая помощи других детей;

 

3.      Инициативность

Волевое качество, проявляющееся в умении человека

самостоятельно принимать решения, брать на себя руководящую роль в каком-либо процессе.

      Проявляет себя активно, предлагая новые игры;

      в процессе рисования выбирает рисовать главных героев сказки;

      берет на себя роль главных героев, становится водящим;

      настойчиво предлагает свой выбор игры, отклоняя предложение воспитателя;

 

 

 

 

4.      Ответственность

Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь

отчет в своих действиях, поступках.

      Умет преодолевать трудности в процессе игры;

      в процессе игры проявляет элементы самоконтроля;

      выполняет действие по договоренности с другими детьми;

      контролирует выполнение детьми действий по договоренности.

5.      Организаторские способности

Способности человека объединять других людей для какой-либо совместной деятельности, вести этих людей за собой и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность.

      Умеет заинтересовать детей, использует речи простые формы убеждений;

      добивается выполнения действий по договоренности от других детей;

      организовывает помощь другим детям, которые испытывают трудности.

6.      Общительность

Способность легко вступать в вербальный контакт с другими, не замкнутость.

      Объясняет правила новой игры воспитателю и детям;

      поддерживает диалог в сюжетно-ролевой игре;

      примиряет поссорившихся детей  в процессе игры;

      объясняет последовательность действий в игре всем детям.

 

 

 

И еще одно очень важное качество лидера – это общительность,

способность легко вступать в вербальный контакт с другими, не замкнутость [30, 92]. Общительный дошкольник объясняет правила новых игр воспитателю и детям, поддерживает диалог в сюжетно-ролевой игре; примиряет поссорившихся.

Мы определили критерии  этих выше перечисленных показателей

лидерских качеств. Так же выделили три уровня развития предпосылок лидерских качеств: высокий, средний и низкий (таблица 2).

 

Таблица 2 - Критерии сформированности предпосылок

лидерских качеств

Уровень

Высокий

(18 – 14 баллов)

Средний

(13 – 10 баллов)

Низкий

(9 – 6 баллов)

 

Описание  уровней

1. Вступив в игру, доводит ее до конца; прогнозирует положительный результат; внимателен и сосредоточен в процессе игры;

2. Без помощи воспитателя и детей преодолевает трудности в процессе игры;

3. Проявляет себя активно, предлагая новые игры; настойчиво предлагает свой выбор игры, отклоняя предложение воспитателя; заявляет воспитателю о своем желании;

4. Умет преодолевать трудности в процессе игры; в процессе игры проявляет элементы самоконтроля;

выполняет действие по договоренности с другими детьми;

5. Организовывает помощь другим детям, которые испытывают трудности; умеет заинтересовать детей.

6. Объясняет правила новой игры воспитателю и детям; поддерживает диалог во время игры;

1. Продолжительность игры средняя; не всегда внимателен и сосредоточен в процессе игры;

2. При возникших трудностях сообщает о них воспитателю и детям;

3. Часто предлагает новые игры, но не всегда может объяснить правила игры;

4. Выполняет действия по договоренности частично;

5. Может заинтересовать детей, но ему это не всегда удается;

6. В процессе игры общается по настроению;

1. Продолжительность игры короткая, не доводит начатое дело до конца; 

2. При каждой возможности пользуется помощью воспитателя и детей;

3. В игре пассивен, не берет на себя главных ролей, не становится водящим.

4. Не выполняет действия по договоренности; заканчивает игру, если встречает трудности;

5. Не пытается заинтересовывать детей, не помогает другим детям.

6. Не предлагает новые игры; замкнут в общении; говорит, только тогда, когда его спросят; не высказывает свои предложения; предпочитает играть один;

 

В этих критериях содержится продолжительность игры, в какой позиции был ребенок, когда играл: в активной или пассивной, если встречаются трудности во время игры, то преодолевает ли их ребенок и как он это делает, пользуется ли он помощью взрослого или сверстников, помогает ли он сам.

Содержанием комплексной диагностики стали психологические игры

Образцовой Т.Н, в этих играх можно пронаблюдать есть ли в детях лидерские качества и каков их уровень.

Диагностика состояла из четырех игр: «Кораблекрушение»,

«Фотограф», «Я с тобой не согласен», «Организатор».

Проводя игру «Кораблекрушение» было видно, что некоторые дети

были активны, отвечали на вопросы воспитателя, придумывая новые выходы из ситуации, а некоторые не старались отвечать, не включаясь в групповое обсуждение. В этой игре перед детьми стояла задача: «Представьте, что мы на корабле. Мы плывем на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Давайте подумаем, что делать?».Первая проявила инициативу Вика Б., она сразу же предложила позвонить по сотовому телефону.

Затем подключился Семен К., он предложил громко кричать. Вспомнив,

что «у нас остались шлюпки» Влад Т. предложил плыть. Перед каждым высказыванием детей мы побуждали детей к активности, предлагая размышлять, придумывать что-то новое. Затем в обсуждение включился Рома М., он стал спорить с Викой  Б., пытаясь опровергнуть ее предложения. Во время игры Коля К. и Ваня Ш. разговаривали и играли между собой не обращая внимания на всеобщее обсуждение. Паша вступал в речевой диалог, но редко. Он постоянно отвлекался на Колю Б., который играл с самолетом (приложение Б).

 

Также мы провели психологическую игру «Я с тобой не согласен».Мы

поделили детей на две команды. Члены одной команды задают вопросы, а ребятишки из второй отвечают на них. Вопросы касаются личных пристрастий игроков. В этой игре Рома М. проявил себя активнее всех. Он сумел заинтересовать детей, используя в речи простые формы убеждений. Он убеждал, что мультфильм про Алешу Поповича хороший, остальные же дети убеждали его в обратном. Убеждающие фразы он придумывал самостоятельно, не прося помощи у воспитателя и детей.

Проведя с детьми игры (приложение А) и оценивая их по трех бальной

шкале по каждому показателю лидерских качеств и выделенным нами критериям (приложение Г) мы выяснили, что у 2 детей – высокий уровень, у 8 детей – средний и у 2 – низкий уровень развития предпосылок лидерских качеств (таблица 3).

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности