Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Игры, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка. Это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

Характерны особенности организационно-деятельностной игры:

1. Ее главной целью является методологизация участников, выработка новых форм интеллектуальной деятельности: развитие, перестройка мышления у участников игры.

2. Процесс методологизации осуществляется практически в ходе игры.

3. Предполагается методологизация играющих через их четкое позиционное самоопределение в рамках темы и собственной ситуации по отношению к теме.

4. Игра, через осознание играющими своих жизнедеятельностных и мыследеятельностных установок, разрушает привычные стереотипы действия и мысли.

5. Приобретаются и развиваются способности и навыки коллективной мыслительной деятельности.

6.Наличие рефлексивных выходов как результата отвлечения от предмета деятельности через проблематизацию его смысла и понимание ситуации позволяет отслеживать процесс мыследеятельности.

7. Искусственное создание специальных «разрывов» и «напряжений» в деятельности играющих для введения их в мыследеятельность. Это выводит человека с позиции, которую он несет в себе, на предельно абстрактную позицию, содержащую как бы все виды и типы деятельности. Затем с этой абстрактной позиции он выходит на конкретную (предметную) структуру деятельности, что позволяет решать обозначенную игрой проблему как бы без «груза прошлого».

Один из приемов задания движения игры установление ее рамок. Такими рамками были: тема игры, тема дня, сущность и название группы. Групповая работа способствовала формированию следующих способностей: осознавать и удерживать в процессе игры определенную, четко обозначенную позицию, говорить и действовать в различных ситуациях именно с этой позиции (в нашем случае это позиции лидера конкретного коллектива, педагога с конкретной ролевой принадлежностью); осознанно менять позицию для позиционного анализа различных ситуаций жизнедеятельности ученических групп и училища в целом; простраивать коммуникации или вступать в коммуникации, анализировать процессы коммуникации и общения; различать мысль и действие, мысль и личность, переводить мысль в действие (действовать согласно мысли "здесь и теперь").

Организовывая деятельность, требующую от детей проявления поисковой активности, следует помнить о следующем:
1. В ходе исследования избегать оценки детских идей, критики, директивных приемов, проявлять терпимость к ошибкам детей в процессе поиска собственного решения.
2 Проявлять действительный интерес к любой активности ребенка, уметь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
3. Предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска.
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.
5. Заканчивать исследование и обсуждение решаемой проблемы до проявления признаков потери интереса к ней.
6.Подводить итоги исследования.
7. Учитывать эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям. "Трудно ли было догадаться до правильного решения? Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?"

Р. И. Жуковская рассматривает игры-занятия как своеобразную форму обучения, форму организации педагогического процесса в целом, которая помогает формировать культуру поведения, нравственные чувства, интересы, сосредоточивать внимание детей на доступных их пониманию жизненных явлениях. Подражая играм-занятиям, дети самостоятельно развивают содержание совместных сюжетно-ролевых игр.

В последние годы педагоги все чаще обращаются к играм-занятиям как эффективному средству формирования взаимоотношений детей. Л. В. Артемова использовали игры-занятия для формирования положительных взаимоотношений детей дошкольников, а А. А. Анциферова и Н. А. Бойченко в работе с детьми пятого и седьмого годов жизни. Данные, полученные ими, показывают, что игры-занятия могут и должны найти определенное место в педагогическом процессе, они могут способствовать не только повышению уровня самостоятельных игр, взаимодействий детей в них, но и повышению культуры нравственных чувств, накоплению знаний, формированию навыков поведения, социально значимых мотивов, интересов, воспитанию воли.

П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.

Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.

Педагоги советского времени Н. К. Крупская и А. С. Макаренко внесли большой вклад в разработку проблемы детского коллектива и его роли в общественном воспитании личности ребенка. Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что, чем раньше ребенок начинает жить коллективной жизнью, тем у него больше шансов вырасти настоящим коммунистом, умеющим всей душой отдаваться общему делу. Особое значение она придавала эмоциям, совместным переживаниям, считая, что они создают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. С самых ранних лет, указывала она, необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Н. К. Крупская убеждала педагогов в том, что совместная жизнь детей должна быть как можно полнее, радостнее, ярче, что коллективные переживания должны ассоциироваться у ребенка с рядом радостных эмоций.

Н. К. Крупская рассматривала совместную деятельность детей как

основное средство воспитания личности в коллективе. При этом она считала необходимым, чтобы коллективная жизнь детей была заполнена радостной, свободной деятельностью, и тогда она «воспитает людей с сильно развитым общественным инстинктом» [16, 29].

В жизни дошкольников игры занимают самое большое место —

отмечала Н. К. Крупская — Игра есть потребность растущего ...организма.

В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели [16, 32].

Воспитание коллективистических черт личности А. С. Макаренко рекомендовал начинать с ранних лет, готовить ребенка к жизни в коллективе, воспитывать у него интерес к товарищам, к совместной деятельности. Эта идея нашла свою дальнейшую разработку в советской педагогике и психологии. А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая и считали, что именно поведение ребенка в совместной игровой деятельности, характер взаимоотношений со сверстниками являются показателем его воспитанности. Проблема формирования взаимоотношений детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре [19, 56]. Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская отмечают, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является совместная игра, которая прежде всего имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порожденные личными потребностями, уступают общественным мотивам, общественным правилам, коллективным интересам.

Е.Н. Садовникова написала статью о логопсихотерапевтической игре на базе конструктора ЛЕГО. Одними из задач стали: формирование и закрепление  психического состояния успеха у детей, приобретение положительного опыта общения, раскрытия и проявления потенциальных способностей ребенка. Данная игра способствовала выявлению и реализации таких, способностей, как лидерские, организаторские, исполнительские, творческие, обеспечивал организацию естественной коммуникации детей, коррекции личности детей через общение, развивал мелкую моторику рук.

Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, педагог может развивать лидерские качества у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми в группе,  а у него появляется желание включаться и быть лидером в коллективной игре.

Особое место принадлежит дидактическим играм, так как дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию творчества, самостоятельности, инициативы, с другой стороны, решает определенную дидактическую задачу: повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями [6, 8].

Обеспечение игровым материалом - важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам , как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры.

Развитие лидерских качеств станет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации.

1.              Поддерживайте любой, даже самый маленький успех ребенка.

2.              Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

3.              Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка в глазах сверстников.

4.              Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

5.              Усложняйте задания только тогда, когда ребенок справится с предыдущими. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

6.              Создавайте ситуации успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан самому себе, а не взрослому.

7.              Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо получается, наверное, твоя работа будет лучше всех!». И т.п.

8.              Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только их оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.

9.              Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

10.              Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладными выражениями идей видеть активную работу мысли.

11.              Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

12.              Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до логического конца.

13.              Повседневно развивайте у детей навыки общения.

Детям понравится быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Отрицательный результат тоже результат [11, 17].

Часто лидеру по ошибке приписывают такое качество, как «умение контролировать свои эмоции». Но без проявления чувств нет искренности. Без искренности нет доверия. А без доверия, в свою очередь, никто за тобой не пойдет. Так что пускай малек погрустит, поплачет, если плохо. Обнимите его и пожалейте. Слезы — слабость только тогда, когда человек окончательно сдается. И опираться на кого-то в трудную минуту — тоже не показатель никчемности.

Лидер не ждет ничьих распоряжений. Он проявляет инициативу. И будет так поступать, если не обломают. Конечно, велико искушение поругать дочь, которая залила кухню жиром и засыпала мукой в попытке приготовить маме «торт-сюрприз». Но, с другой стороны, девочка хотела сделать вам приятное. Сама. Почему бы не поощрить ее за самостоятельность? Искренним «спасибо», например.

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности