Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого
слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной осо­бенностью», которая делает его лидером

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

Исходя из проведенной с нами диагностики, мы выявили, что высокий

уровень развития лидерских качеств имеют 17% детей, средний – 66%, а низкий – 17% оставшихся детей (рисунок 1). Так же мы выяснили, что меньше всего у детей сформированы такие качества как целеустремленность и организаторские способности (таблица 3).

 

Таблица 3 - Диагностика уровня развития предпосылок лидерских

качеств у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе

 

 

Показатели

 

Ф.И ребенка

1

2

3

4

5

6

Всего баллов

Уровень

1) Коля Б.

1

2

2

1

1

3

10

средний

2) Вика Б.

1

3

3

2

2

3

14

высокий

3) Паша В.

2

3

1

3

1

2

12

средний

4) Арина Е.

2

1

2

2

1

2

10

средний

5) Маша И.

2

2

1

2

1

3

11

средний

6) Коля К.

1

1

2

1

2

2

9

низкий

7) Семен К.

2

2

3

3

2

3

15

высокий

8) Артем К.

1

3

2

2

1

3

12

средний

9) Рома М.

2

2

3

1

2

3

13

средний

10) Влад Т.

1

2

3

3

1

3

13

средний

11) Арина Ч.

1

3

2

2

2

3

13

средний

12) Ваня Ш.

1

2

2

1

1

2

9

низкий

Средний балл по каждому качеству

1,4

2,1

2,1

1,9

1,4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Соотношение уровней сформированности предпосылок лидерских качеств на констатирующем этапе (%)

 

2.2 Подбор и апробирование серии игр для формирования предпосылок лидерских качеств старших дошкольников. Формирующий этап

 

 

Целью формирующего этапа стало апробирование в работе с детьми игр с правилами для развития предпосылок лидерских качеств лидерских качеств.

Срок проведение формирующего этапа с апреля по май 2010 года. Мы составили серию игр на эти три недели, каждый день мы проводили различные игры с правилами (приложение В).

        Родионов В. разработал комплекс упражнений и игр «Готовимся

к школе методами физической активности», в котором имеются игры на формирование предпосылок лидерских качеств. Некоторые подвижные игры вошли в нашу практическую работу, такие как: «Верхом на мяче», «Мяч водящему», «Найди мяч», «Отгадай», «Подхвати палку», «Пожалуйста», «Скопируй позы», «Смени руки», «Четыре стихии», «Защитник», «Журавли и лягушки», «Гонка мяча», «Близкие знакомые», «Зеваки», «Лягушки».

Нами использовались психологические игры. Образцовой Т.Н:

«Далеко-далеко, в густом лесу…», «Пожарная команда»,  «Организатор», «Директор», «Рассказчик», «Игра со скалкой», «Наступление», «Давайте говорить друг другу комплименты!», «Кукла Маша, кукла Даша…»,

«А за что? А просто так!».

Также мы. использовали дидактические игры Бондаренко А. К.:

«Назови слово», «Ответь быстрее», «Отгадай предмет», «Свет, звук, вода», «Для чего нужен?», «Поменяй местами», «Парочки», «Тянем – потянем».

Игры подбирались коллективные и индивидуальные с условием, если в

их содержание заложены возможности развития предпосылок лидерских качеств.

Наблюдая за детьми в процессе игры, мы разделили детей на два типа: дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Например, Вика Б. и Семен К. они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо мы старались  показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Например, Ваня Ш. и Коля К. обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держались напряженно, без интереса наблюдали за действиями других детей. Мы не заставляли их детей брать на себя активную роль, пока они не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, они постепенно заразились от взрослых и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинали сами проявлять инициативу. Ваня Ш. подходил и говорил: «Давайте с вами поиграем в «Защитника», - собирая детей для этой игры. Это стало возможным, потому что мы использовали похвалу, поддерживали, помогали и одобряли каждую проявленную активность.

В начале нашей работы не все дети принимали участие в  играх, только

Некоторые проявляли инициативу. Но уже после того, как мы начали проводить комплекс игр с правилами, меняя игры каждый день и предлагая все новые и новые, дети заинтересовались и стали брать на себя роль ведущего, организатора. В ходе нашей работы дети запоминали правила игр и при возможности некоторые из них они организовывали. У детей появилось желание стремиться к успеху, победе. Они самостоятельно играли в индивидуальные дидактические игры. В дидактической игре «Парочки» Арина Ч. не старалась запоминать карточки, с определенными животными, а в конце нашего формирующего эксперимента она  усердно пытались запомнить, выиграть, стремилась к победе и успеху.

В подвижной игре «Защитник» дети сначала агрессивно бежали,

стараясь не задеть, а ударить сидевшего в кругу и «защитника», но после остановки игры, объяснении правил и этической беседы о причинении боли другому, дети не стали драться, а играли дружно, стараясь задевать противника аккуратно и бережно. В игре «Пожарная команда» одному из детей предстояло организовать группу детей. Семен К. вызвался быть водящим. Все дети бегали по спортивному залу, а он все не знал, что с ними сделать, как их организовать. И тогда он придумал: он взял бубен и начал отбивать марш. Дети пошли друг за другом кругом, маршируя руками.

Наблюдая за поведением детей можно сделать выводы, что они стали

более активнее, инициативнее, самостоятельней, добиваются положительного результата и стремятся к нему. Учатся самостоятельно организовывать игры, доброжелательнее относятся друг к другу.

 

 

2.3 Обоснование педагогической ценности специально подобранной серии игр для формирования предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной  к школе группе с ОНР. Контрольный этап

 

 

Целью контрольного этапа стало сравнение результатов диагностик,

сделанных на констатирующем этапе и в конце формирующего этапа.

Сравнив эти две диагностики, мы увидим, что уровень развития предпосылок лидерских качеств заметно повысился (рисунок 1 и 2).

Мы сделали  повторную диагностику уровня развития предпосылок

лидерских качеств (таблица 4), где видно повышение среднего и низкого уровня. Так же представлена диаграмма сформированности лидерских качеств в конце нашей работы (рисунок 2).

Мы видим, что у 5 детей – высокий уровень, у 6 детей –

средний уровень, и у 1 ребенка остался низкий уровень развития предпосылок лидерских качеств (таблица 4).

 

Таблица 4 –Диагностика сформированности предпосылок

лидерских качеств у детей подготовительной к школе группы на контрольном этапе

 

Показатели

 

Ф.И ребенка

1

2

3

4

5

6

Всего баллов

Уровень

1) Коля Б.

1

2

2

1

1

3

10

средний

2) Вика Б.

2

3

3

2

2

3

15

высокий

3) Паша В.

2

3

1

3

1

2

12

средний

4) Арина Е.

2

1

2

2

2

2

11

средний

5) Маша И.

2

2

1

2

2

3

12

средний

6) Коля К.

2

1

2

2

2

2

11

средний

7) Семен К.

2

2

3

3

3

3

16

высокий

8) Артем К.

1

3

2

2

2

3

13

средний

9) Рома М.

3

2

3

2

2

3

15

высокий

10) Влад Т.

2

2

3

3

2

3

15

высокий

11) Арина Ч.

2

3

2

2

2

3

14

высокий

12) Ваня Ш.

1

2

2

1

1

2

9

низкий

Средний балл по каждому качеству

1,8

2,1

2,2

2

1,8

2,6

 

 

 

 

 

Сравнив две диаграммы, сделанные на констатирующем этапе и

контрольном мы видим, что процентное соотношение уровней развития поменялось. Высокий уровень повысился на 25%, средний уровень понизился на 16%, а низкий уменьшился на 4%.

Данные сравнения результатов позволяют нам сделать вывод, что

гипотеза нашего исследования подтвердилась, и уровень развития лидерских качеств повысился, дети стали более самостоятельными, инициативными, целеустремленными, общительными и ответственными.

Наша цель заключалась в определении и апробировании в работе с

детьми игр и приёмов для развития инициативности, целеустремленности, общительности, самостоятельности, организаторских способностей и ответственности в процессе игровой деятельности. Мы апробировали  в работе с детьми серию игр, в содержание которых заложены возможности развития этих качеств. Следовательно, цель нашей работы достигнута и гипотеза подтвердилась.

Рисунок 2 – Соотношение уровней сформированности предпосылок лидерских качеств в конце формирующего этапа (%)

 

 

Заключение

 

 

Проанализировав, психолого-педагогические источники по изучению

формирования предпосылок лидерских качеств старших дошкольников мы выяснили, что формировать лидерские качества нужно начинать с дошкольного возраста. Именно в это время у ребенка формируется характер и проходит процесс социализации его личности. Так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра, то целесообразно начинать формировать предпосылки лидерских качеств именно в этой деятельности. Ведь игра требует активного проявления качеств личности ребенка.

        На подготовительном этапе нашей работы мы  изучили документацию воспитателя, в которой мы не увидели задач, связанных с формированием предпосылок лидерских качеств, хотя в старшем дошкольном возрасте необходимо более глубоко работать над этими задачами.

Наблюдая на летней практике за детскими играми, нами было замечено,

что у детей мало дидактических и развивающих игр. Это касается также и подвижных игр. Это позволило сделать нам вывод, что необходимо подобрать серию игр, в содержание которых будут заложены возможности для формирования предпосылок лидерских качеств.

Поэтому нашей целью стало обоснование педагогической ценности

игр для формирования предпосылок лидерских качеств у детей подготовительной  к школе группе с ОНР.

Игры подбирались с условием, что ребенок сможет проявить

Информация о работе Формирование лидерских качеств в процессе игровой деятельности