Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа

Описание

Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.

Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:

- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.

- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.

- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.

- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;

2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;

3. Определить сущность нетрадиционных уроков;

4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.

1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6

1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9

1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.

2.1. Методы, формы и средства формирования исторической

компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16

2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18

2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20

Заключение………………………………………………………………..стр.22

Список литературы………………………………………………………стр.23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.

1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6

1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9

1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.

2.1. Методы, формы и средства формирования исторической

компетентности  на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16

2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18

2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20

Заключение………………………………………………………………..стр.22

Список  литературы………………………………………………………стр.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 
 

     Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.

     Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

     Учебные предметы включают в себя богатые  возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального  развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

     Говоря  об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных  формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

     Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.

     Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.

     Проблема  качества образования актуальна  во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая  и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.

     Актуальность  проблемы исследования, ее теоретическая  и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов»

     Объект  исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.

     Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

     Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

     Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:

     - Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.

     - Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.

     - Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.

     - Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

     Задачи:

     1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;

     2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;

     3. Определить сущность нетрадиционных уроков;

     4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

     Методы  исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование

     Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории. 
 
 

     1.1. Освещение проблемы  компетентного подхода  и исторической  компетенции в  современной системе  образования. 
 
 

     По  мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой» [3, 86]

     Серьезной научной проблемой, которую предстоит  решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей  системы школьного исторического образования.

     Можно высказать предположение, что перспективы  модернизации этой системы в определенной степени связаны с развитием  компетентностного подхода к  образованию. Необходимо достижение баланса  двух парадигм: когнитивной и личностно-ориентированной.

     Таким образом, изучение истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории  человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.

     Современное школьное историческое образование  будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:

  • овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений) о развитии человечества в прошлом и настоящем, что позволит школьникам ориентироваться в современной жизни, жить в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества (историко-познавательная и гражданская компетентность);
  • формирование умения школьников анализировать социальную информацию, участвовать в социальных коммуникациях, разрешать конфликты на основе исторического опыта (информационно-коммуникативная компетентность);
  • формирование у школьников исторического сознания, развитие способностей критического мышления (социально-мировоззренческая компетентность).

     Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.

     Задачи  учителя истории на современном  этапе:

  • отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средства,
  • спланировать и применить в процессе обучения эффективные методы,
  • получить реальный результат формирования информационной компетенции,
  • произвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия) [7, 9].

     Поскольку историческая компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.

     Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

     Расположим  методы обучения в порядке возрастания  деятельностной составляющей и оценим их эффективность при формировании умений учащихся в исторической компетенции (таб. 1) [9, 98]. 

Таблица 1. Эффективность методов  обучения при формировании умений учащихся в  исторической компетенции

                  Умения 

                  учащихся 
 

Методы

Поиск информации Извлечение  информации Отделение основной информации от второстепенной Критическое оценивание достоверности  полученной информации Перевод информации в другую знаковую систему Использование компьютер

ных технологий

Рассказ   +   +    
Беседа   +   +    
Лекция   ++        
Дискуссия   + + +++    
Работа  с текстом учебника +++ +++ +++   +++  
Работа  с картой +++ +++ +++   +++ +
Работа  со стат.данными +++ +++ +++   +++ +++
 Решение  задач ++ ++ +++ + + +
Познавательная  игра + ++ +++ ++ +++ +++
Практический  метод + ++ +++ ++ +++ +++
Частично-поисковый  метод ++ ++ ++ ++ ++ +++
Анализ  источников (лабораторный) +++ +++ +++ +++ +++ +++
Обучающий контроль   + +++   +++ +++
Проектный метод +++ +++ +++ +++ +++ +++
Исследовательский метод +++ +++ +++ +++ +++ ++++
Тренинг   + +++   +++ +++

Информация о работе Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории