Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:20, контрольная работа

Описание

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Содержание

1.Введение 3
2.Позитивистская социальная философия О.Конта 5
3.Суть органической теории общества Г.Спенсера 10
4.Позитивизм и постпозитивизм. 14
5.Заключение 22
6.Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

кр философия.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Историческое развитие социальной философии»

                Выполнила: студентка 2 курса 

                  Факультет финансово-кредитный

                  Зачетная  книжка №  06ФФБ01709

                  Борискина Е.В.

Калуга 2008 г.

 
 

    Содержание. 

  1. Введение                 3
  2. Позитивистская социальная философия О.Конта 5
  3. Суть органической теории общества Г.Спенсера 10
  4. Позитивизм и постпозитивизм.             14
  5. Заключение                                                                      22
  6. Список литературы      24   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

      Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857).

      На  формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

      Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах - «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4 томах). Умер О. Конт в бедности, забытый своими учениками и последователями.

      Конт  классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

      Идеи  системности общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его критика сторонников социологического номинализма, в том числе «социальной физики» Кегле, решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки - социология.

     В основу построения социологии как самостоятельной  науки О. Конт положил идею «социальной  системы», т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.  
 
 
 
 
 
 

                      

                         
 
 
 
 

     Позитивистская  социальная философия  О.Конта

     Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

      Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая  изучает, как совершенствуется разум  человека и его психика под  влиянием общественной жизни.

      Общественные  явления, в отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.

      Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

      Основной  и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.

      Конт  стоял у истоков системного подхода  изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил  основу системного подхода к общественной жизни.

      Конт  разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Социальная статика- это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем.

      Общество  Контом рассматривается как единое целое, как органическое целое, все  части которого взаимосвязаны и  могут быть поняты только в единстве.

      Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

      Исследование  принципов, определяющих структуру  общества, обеспечивающих гармонию и  порядок, непрерывно связано у Конта  с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

      Конт  рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции.

      Семейные  отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный на взаимной симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм.

      Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.

      В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые  для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой.

      Социальная  динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без  названий народов. Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии. В общественном развитии Конт выделяет:

      1. первичные факторы;

      2. вторичные факторы;

      Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным  факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения.

      Общество  проходит через три стадии:

      1. теологическая;

      2. метафизическая;

      3. позитивная.

      Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного  устройства.

      1. Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она делится на три периода:

      1. фетишизм;

      2. политеизм;

      3. монотеизм.

  • при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов;
  • политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).
  • монотеизм  - создается гармония между средневековым государством и религией.

      2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии. Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы.

      Стремиться  к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать его закономерный ход. Философский дух санкционировал  философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок.

      Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой  идеологии, которая придет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

      3. Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

      Позитивная  эпоха имеет следующие характерные  черты:

      1. победа альтруизма над эгоизмом;

      2. рост социальных чувств;

      3. обеспечение легкой и приятной  жизни;

      4. быстрое развитие материальной  культуры общества;

      5. справедливость и мир. 

      Контовская  социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.

      Теориям естественного права и общественного  договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения общества как целого.

      Принципиальная  слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.

      В отличие от объективного метода, направленного  на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы. Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.

      Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.

      Позитивизм, как религия человечества, проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.

      Из  идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.

Информация о работе Историческое развитие социальной философии