Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа

Описание

Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.

Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:

- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.

- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.

- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.

- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;

2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;

3. Определить сущность нетрадиционных уроков;

4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.

1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6

1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9

1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.

2.1. Методы, формы и средства формирования исторической

компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16

2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18

2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20

Заключение………………………………………………………………..стр.22

Список литературы………………………………………………………стр.23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

+      минимальная эффективность                       

++    умеренная  эффективность

+++  высокая  эффективность

     Анализ  ясно показывает, что наиболее эффективны для формирования исторической компетенции анализ источников, метод проектов и исследовательский метод.

     В рамках этих методов наиболее эффективно будет достигнута цель – информационная компетентность учащихся, развиваются их способности (поскольку высок интерес), воспитывается стремление к достижению цели, планирование деятельности, формируются навыки взаимодействия, используются приемы практической деятельности в сочетании с актуализацией знаний по предмету, результаты работы учащихся позволяют гибко оценивать их общеучебные и личностные достижения.

     Означает  ли вышесказанное, что данные методы должны возобладать в практике преподавания истории? Отнюдь. Речь идет лишь о достижении исторической компетенции учащимися. Другие цели обучения не менее важны, и они потребуют применения своих целесообразных методов. Необходимо использовать все методическое многообразие, накопленное современной наукой и практикой.  
 

     1.2. Сущность и структура  нетрадиционных уроков  истории. 
 
 

     Сегодня всё большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [8, 3].

  • В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию образования учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности  каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей [18, 25].

     Пути  и способы реализации этих принципов  должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

     Нетрадиционные  формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

     Нетрадиционные  формы урока осуществляются при  обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера [9; 25].

     Нетрадиционные  уроки помогают учителю:

     - осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определённой теме;

     - обеспечить деловую, рабочую атмосферу,  серьёзное отношение учащихся к уроку;

     - предусмотреть минимальное участие  на уроке учителя [6; 57]

     Нетрадиционный  подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

  • Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками [17, 59].

     Признаки  нетрадиционного урока:

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
  • Организация и выполнение творческих заданий.
  • Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • Обязательное планирование урока заранее.
  • Четко определять 3-и дидактические задачи.
  • Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие [11, 40].

      Каждый  педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для  него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:

      а) авторские (человек, группа людей)

      б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)

      в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

      г) традиционные («делай как я»)

      д) использовать нетрадиционные уроки. [2; 61]

      Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

    Уроки «погружения»

      2.Уроки  - деловые игры

      3.Уроки   пресс- конференции

    4.Уроки- соревнования

    5.Уроки типа  КВН

    6.Театрализованные  уроки

    7.Компьютерные  уроки

    8.Уроки с  групповыми формами работы

    9.Уроки взаимообучение  учащихся

    10.Уроки творчества

    11.Уроки- аукционы

    12.Уроки, которые  ведут учащиеся

    13.Уроки-зачеты

    14.Уроки- сомнения

    15.Уроки-творческие отсчеты

    16.Уроки- формулы

    17.Уроки- конкурсы

    18.Бинарные  уроки

    19.Уроки- обобщения

    20.Уроки- фантазии

    21.Уроки- игры

    22.Уроки- «суды» 

     Идя на каждый урок, учитель истории должен помнить слова В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше [11, 48].

     Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и  прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

     Увеличение  объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала [10; 18].

     Сегодня практически любой учитель истории  применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории [20; 205].

     Арсенал форм уроков современного учителя истории  не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить  школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.

     С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего [5;59].

     Анализ  психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».

     Можно выделить два основных подхода к  пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.

     Ни  тот, ни другой подходы не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.

     В научной литературе наметилась тенденция  рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).

     В.В. Гузеев предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[5;61].

     Нестандартные формы урока могут стать основой  для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

     Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование  нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Е.Е. Вяземский, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока  в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [3;86]. 
 
 
 

     1.3. Выводы к первой  главе. 
 
 

      Изучение  истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации [19; 85].

Информация о работе Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории