Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа
Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.
- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.
- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.
- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;
2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;
3. Определить сущность нетрадиционных уроков;
4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9
1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20
Заключение………………………………………………………………..стр.22
Список литературы………………………………………………………стр.23
Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.
Нужно сказать, что хотя это авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.
К
таким урокам нужно тщательно готовиться:
давать предварительные задания, объяснять
построение урока, роль и задачи каждого
ученика; готовить наглядные пособия,
карты, дидактический материал. Предусматривается
ход занятий с учетом уровня и особенностей
как класса в целом, так и отдельных школьников,
характера и способностей учеников, получивших
конкретное задание, последовательность
операций.
Глава
2. Методические основы
формирования исторической
компетентности на нетрадиционных
уроках.
2.1.
Методы, формы и
средства формирования
исторической компетентности
на нетрадиционных уроках
истории.
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.
Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.
Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока. [1; 32]
Нетрадиционные
уроки в начальной школе по-
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Можно
использовать для этого современную
педагогическую литературу, где рекомендуются
возможные темы нетрадиционных уроков
по различным предметам, а также
предполагаются множество готовых
уроков. [15; 128]
2.2.
Методические требования
к формированию
исторической компетентности
на нетрадиционных
уроках истории.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д. [4; 24]
Чтобы
выбрать оптимальную схему
Реализация
алгоритма начинается с диагностирования
конкретных условий. Диагностика (о
ней уже говорилось в связи
с проектированием
Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование
(планирование) - это завершающая
стадия подготовки урока, и заканчивается
она созданием программы
Начинающим педагогам следует писать подробные планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
задание
на дом. [6; 54]
2.3.
Выводы ко второй
главе.
Эффективность урока зависит от тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Как
выяснилось, для начинающих педагогов
полезны подробные планы - конспекты
урока. Это требование выведено из практики:
еще никому не удавалось стать мастером,
не осмыслив во всех деталях организации
предстоящего урока. Только тогда, когда
большинство структур становится привычными,
можно переходить к сокращенным записям,
постепенно снижая объем плана, превращая
его в конкретную программу действий.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ¾ создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация
нетрадиционного урока
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие
формы проведения занятий «снимают»
традиционность урока, оживляют мысль.
Однако необходимо отметить, что слишком
частое обращение к подобным формам организации
учебного процесса нецелесообразно, так
как нетрадиционные уроки могут быстро
стать традиционными, что в конечном счете
приведет к падению у учащихся интереса
к предмету.
Список
литературы
1. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.