Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:59, курсовая работа

Описание

Объект исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.

Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:

- Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.

- Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.

- Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.

- Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Задачи:

1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;

2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;

3. Определить сущность нетрадиционных уроков;

4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.

1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6

1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9

1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15

Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.

2.1. Методы, формы и средства формирования исторической

компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16

2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18

2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20

Заключение………………………………………………………………..стр.22

Список литературы………………………………………………………стр.23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

      Многие  творчески работающие учителя стали  использовать необычные разновидности  урока, новые построения учебных  занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.

      Нужно сказать, что хотя это авторские  уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.

     К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках. 
 
 

     2.1. Методы, формы и  средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории. 
 
 

      С середины 70-х гг. в Отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

  • Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционная (не установленная) структура [12, 169].

      Взгляды педагогов на нестандартные уроки  расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг  в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие  уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

      Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

      Развитие  ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

      Если  иметь ввиду, что развитие - это  наращивание знаний, умений и навыков  производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

      Если  предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока. [1; 32]

      Нетрадиционные  уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой  данных уроков, оригинальностью их проведения.

      При проведении открытых уроков данная форма  является всегда выигрышной, т.к. в ней  представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость  учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих  уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

      Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере  творческого поиска.

      Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:

  • заполнить анкету (текст);
  • ответить на письма читателей;
  • подготовить подпись к фотографиям;
  • создать рекламу газеты;
  • составить рассказ по опорным словам;
  • придумать пример по аналогии и т.д. [1; 35]

      Нетрадиционными могут быть и организационный  момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

      Можно использовать для этого современную  педагогическую литературу, где рекомендуются  возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также  предполагаются множество готовых  уроков. [15; 128] 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Методические требования  к формированию  исторической компетентности  на нетрадиционных  уроках истории. 
 
 

     Формула эффективности урока включает две  составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

     В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При  этом предполагается, что учитель  хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д. [4; 24]

     Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В  его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

     Реализация  алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика (о  ней уже говорилось в связи  с проектированием воспитательной работы) заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий. [4; 28]

     Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов  проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

     Проектирование (планирование) - это завершающая  стадия подготовки урока, и заканчивается  она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий  и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. [16; 31]

     Начинающим  педагогам следует писать подробные  планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

      В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

     задание на дом. [6; 54] 

     2.3. Выводы ко второй  главе. 
 
 

     Эффективность урока зависит от тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

  • Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия [14, 57].

     Как выяснилось, для начинающих педагогов  полезны подробные планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 
 
 

      В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ¾ создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

      Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения  школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

     Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя  правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

     Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

1. Белявский  И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.

Информация о работе Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории