Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:55, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР.

Работа состоит из  1 файл

Диплом ФФНР.docx

— 144.33 Кб (Скачать документ)

II раздел работы  – дифференцировачный,в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе  дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми  артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.

После усвоения артикуляции  второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.

III раздел работы  – формирование звукового анализа  и синтеза состоит в следующем:

Формирование понятий  и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный  и гласный, глухой и звонкий, твёрдый  и мягкий звуки.

Формирование представления  о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

На основании  уточнённых произносительных навыков  артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма  анализа – выделение первого  гласного звука из начала слова.

Формирование умения делить слова на слоги. Используя  зрительную опору – схему, где  длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

Уточнение артикуляции  согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

Выделение начальных  согласных в словах типа сок.

Выделение ударных  гласных из положения после согласных  в словах типа сом.

Анализ и синтез прямого слога типа [са].

Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

Преобразование  слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

Знакомство с  буквами, объединение букв в слоги и слова.

Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

Педагогический  процесс, реализуемый в группе для  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной  взаимосвязи в работе логопеда и  воспитателя: преемственность в  развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.

1.2.4. Логопедическая  работа в группе для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи 

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском  саду являются:

формирование звукопроизношения;

развитие фонематического  восприятия;

подготовка к  обучению грамоте и усвоение грамоты  в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит  развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем  виде решение поставленных задач  сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных  приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных  навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и  слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием  фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием  слуховой памяти.

Развитие артикуляционных  навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием  анализа и синтеза звукового  состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению  произношением звуков речи. Таким  образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать  процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава  слова; членение слова на слоги, а  слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение  последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для  занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале  планируются упражнения в анализе  и синтезе звукового состава  слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся  у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического  развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение  словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки  в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить  и различать все фонемы родного  языка, владеть навыками осознанного  звукового анализа и синтеза  слов разной слоговой структуры, уметь  читать и писать слова, предложения  и небольшие тексты.

1.2.5. Коррекционно-воспитательная  работа в группе для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные  задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно  связаны с задачами логопеда. Это:

развитие слухового  внимания, слуховой памяти и фонематического  восприятия;

совершенствование артикуляционной, тонкой и общей  моторики при устранении недостаточности  развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих  подвижность артикуляционного аппарата;

закрепление и автоматизация  произношения поставленных логопедом  звуков;

закрепление, уточнение  и активизация отработанного  логопедом лексического материала  на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

формирование диалогической  и монологической форм связной речи;

закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

закрепление навыка чтения;

подготовка детей  к письму, формирование графических  навыков;

развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатель активно  участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта  и нормализации психики проблемного  ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности  и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и  приёмов деятельности воспитателя  к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического  воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

При устранении фонетико-фонематического  недоразвития это относится преимущественно  к овладению детьми правильным произношением  и развитием у них фонематического  восприятия. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами  речи на логопедических занятиях, воспитатель  подбирает для своих занятий  доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные  ими звуки и, по возможности, исключены  ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают  наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные  детям с нарушенной речью. Словесные  методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального  подхода предполагает учёт индивидуально-речевых  особенностей детей. Это объясняется  наличием различных по структуре  и тяжести речевых нарушений  у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя:

глубокой осведомлённости  об изначальном состоянии речи каждого  ребёнка и уровне его актуального  речевого развития;

использование этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя  в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним  стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно  присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные  элементы логопедического занятия  он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает  особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным  видам занятий, то логопед может  по согласованию с воспитателем взять  его на индивидуальное логопедическое занятие.

Точно так же логопед  старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка  на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению  произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные  занятия по развитию речи и познавательному  развитию во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также  коррекционную работу, значимость которой  в том, что она предоставляет  возможность практики речевого общения  детей и закрепления речевых  навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

организовывать  и поддерживать речевое общение  детей на занятиях, вне занятий, побуждать  внимательно, слушать других детей  и вслушиваться в содержание высказываний;

создавать ситуацию общения;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения  к речи;

организовывать  игры на развитие звуковой культуры речи;

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

1.2.6. Особенности  работы логопеда и воспитателя  по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно  выделить следующие этапы:

I этап – узнавание  неречевых звуков;

II этап – различение  высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение  слов, близких по своему звуковому  составу;

IV этап – дифференциация  слогов;

V этап – дифференциация  фонем;

VI этап – развитие  навыков элементарного звукового  анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и  слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью  окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом  начале осуществляется на материале  неречевых звуков. В процессе специальных  игр и упражнений у детей развивают  способность узнавать и различать  неречевые звуки.

Дети должны в  играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь  в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать  слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги  и затем уже фонемы родного  языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного  звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать  и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить  анализ гласных и согласных звуков.

1.2.7. Совместная работа  логопеда и воспитателя над  звукопроизношением 

Работа воспитателя  и работа логопеда различна при исправлении  и формировании звукопроизношения  по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

Логопед исправляет нарушения речи

Воспитатель под  руководством

логопеда активно  участвует в коррекционной работе


Подготовительный  этап

Логопед в зависимости  от характера нарушения звука  вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или  совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию  логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения  органов артикуляционного аппарата.


Этап появления  звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного  звука, при этом используются специальные  приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом  звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя  картинки – символы и звукоподражания.

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей