Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:55, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР.

Работа состоит из  1 файл

Диплом ФФНР.docx

— 144.33 Кб (Скачать документ)

Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей

Введение

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки  и различать их, владеть артикуляционным  аппаратом, правильно построить  предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог  успешного освоения грамоты и  чтения: письменная речь формируется  на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического  слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путем  целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и  воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие  в группы с ФФНР, должны усвоить  объем основных знаний, умений и  навыков, который необходим для  успешного обучения в общеобразовательной  школе.

В литературе нет  данных свидетельствующих о том, какой процент выпусников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление  общего недоразвития речи.

Цель дипломной  работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой  для эффективной коррекционно-развивающей  работы с детьми с ФФНР.

Объектом данного  исследования являются дети дошкольного  возраста двух подготовительных к школе  групп с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.

Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации работы воспитателя  и логопеда по устранению речевых  нарушений, обучению грамоте в д/с, развитие психологической готовности к школе.

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение воспитателем разнообразных  занятий с детьми дошкольного  возраста можно предположить, что  совместная работа воспитателя и  логопеда направленная на коррекцию  речевых нарушений у детей, и  предполагающая проведение методической работы логопеда с воспитателями  и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет способствовать большей эффективности.

Для подтверждения  гипотезы нами были поставлены задачи:

Изучение специальной  литературы по совместной работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых  нарушений у детей дошкольного  возраста.

Диагностирование  особенностей речевого развития детей.

Диагностирование  психологической зрелости дошкольников.

Составление перспективного планирования по совместной организации  работы педагогов.

Уточнение форм и  методов взаимодействия педагогов  и возможности обратной связи.

Разграничение целей  и задач логопеда и воспитателя  при работе в экспериментальной  группе.

Проведение коррекционно-развивающей  работы с детьми экспериментальной  и контрольной групп.

Консультирование  воспитателей по проблемам речевого развития.

Проведение коррекционно-развивающей  работы с детьми экспериментальной  группы совместно с воспитателями.

Проведение контрольного эксперимента с целью выявления  эффективности коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно  с воспитателями в экспериментальной  группе.

Исследования проводились  на базе детского сада №9 города Сосногорска.

Глава I. Теоретическая  часть

1.1 Взгляды  педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи

Поступление ребёнка  в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой  речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного  образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к  школе.

Во многих «общеобразовательных»  детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции  речи с детьми занимаются развитием  памяти, внимания, мышления, общей и  мелкой моторики, обучают грамоте, и  математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

Одной из основных задач  педагогической работы с детьми, испытывающими  трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической  готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова  – необходимая предпосылка для  овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному  принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется  у ребёнка только после овладения  слиянием звуков речи в слоги и  слова. По мнению известного психолога  Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому  анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или  фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность  формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента  рождения, в7-11 месяцев откликается  на слово, но только на его интонационную  сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого  года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно  опережая артикуляционные возможности  ребёнка, что и служит основой  совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет  формирование навыков звукового  анализа, без которых полноценное  чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного  произношения зависит от способности  ребёнка к анализу и синтезу  речевых звуков, т.е. от определённого  уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем  данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и  кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую  роль играют первичные формы аналитико-синтетической  деятельности, благодаря которым  ребёнок обобщает признаки одних  фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической  деятельности происходит сравнение  ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность  анализа и синтеза сказывается  на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического  слуха достаточно для повседневного  общения, то его недостаточно для  овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к  обучению грамоте заключается в  достаточном уровне развития аналитико-синтетической  деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения  языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического  восприятия (при нормальном речевом  развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу  речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу  в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

определение порядка  слогов и звуков в слове,

установление различительной роли звука,

выделение качественных основных характеристик звука.» (4)

Фонематическое  восприятие – первая ступень в  поступательном движении к овладению  грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в  более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные  отличительные факторы следующим  образом (в порядке их описания):

Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

Остановимся подробнее  на связи фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

А.Н.Гвоздев и  Н.И.Красногорский отмечают, что  особенностью передачи звуков в начальный  период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря  слуховому контролю двигательный образ  звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с  образцом), а с другой – с собственным  произношением. Различение этих двух образов  и лежит в основе совершенствования  артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает  только тогда, когда аба образа совпадают (Д.Б.Эльконин)

Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме  следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного  на выделение соответствующего звука  и его различия среди других.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок  начинает со слуховой дифференцировки  далёких звуков (например, гласных  –согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин).

Одновременно с  развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря  и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления  о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно  произносить».

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей