Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:55, дипломная работа
Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФНР.
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления
Словесно-логическое
мышление – одно из трёх видов мышления
– характеризуется
С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:
Почему осенью люди теплей одеваются?
Почему летом нельзя кататься на лыжах?
Почему зайца трудно увидеть на снегу?
Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?
Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:
Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?
Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)?
Неиссякаемую пищу
для словесно-логических упражнений
предоставляют воспитателю
Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?
Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти
Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе.
Упражнения для развития мышления:
выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;
моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;
работа с кубиками Кооса;
складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;
игра «IV лишний»
Упражнения для стимуляции слухового внимания:
игры и упражнения из программы детского сада:
«Угадай, кто кричит?»;
«Угадай, на чём играют?»;
«Угадай, что делают?»;
«Найди пару»;
«Где мой домик?»;
игра «IV лишний»;
«Узнай по описанию»;
«Телефон»;
«Отгадай сказку по отрывку».
Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:
длительная сортировка и нанизывание бусинок;
лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);
чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.
Развитие образной памяти:
рисунок-схема;
пробы Хеда (определение схемы собственного тела);
тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
Развитие оперативной памяти:
тест «Кулак – ребро – ладонь»;
игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»;
«Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);
«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности;
«Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;
отстукивание ритмов «Телеграфист»;
рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
Развитие зрительного восприятия:
игра «Что изменилось?»;
«Отгадай сказку по иллюстрации»;
срисовывание фигур (учитывать пропорции);
дорисовывание фигур с недостающими деталями;
письмо букв и слов по шаблонам;
изографы;
определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.
Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов.
Оптимальным является
использование в указанных
Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
Ежедневная пальчиковая гимнастика:
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
Теневой, пальчиковый театр.
Упражнения в
обводке контуров предметов, рисование
по трафаретам, по клеткам (зрительные
и слуховые диктанты), закрашивание
контурных предметов ровными
линиями и точками, штриховка
вертикальная, горизонтальная, наклонная,
рисование «петелькой» и «
Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.
Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
Работа с пластилином (лепка).
Печатание букв в тетради.
Конструирование и работа с мозаикой.
Выкладывание фигур из спичек (палочек).
Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
11. Массаж и самомассаж пальцев рук.
Итак, проведение воспитателем основных путей развития и совершенствования тонкой моторики позволяет:
Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
2.3. Результаты контрольного эксперимента
Как видно из таблиц №3, №4 дети выпущены в школу в основном с чистой речью – 75%. У детей с логопедическим заключением – стёртая дизартрия в конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений детей нет.
Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в обоих экспериментальных группах.
Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова. В экспериментальной группе результаты по грамматическому строю, словообразованию, связной речи выше, чем в контрольной группе (см. график № 5,диаграмма№ 6).
Таблица № 3. Результаты использования методики обследования речи детей
дошкольного возраста
в экспериментальной
Список детей |
Показатели, % |
Уровень успешности |
Логопедическое заключение | |||||||
1. Фонем. восприятие |
2. Артикул. моторика |
3. Звукопр-е |
4. Структура слова |
5. Граматика |
6. Слово-образование |
7. Связная речь |
Общий | |||
1. Серёжа С. |
90 |
100 |
100 |
100 |
93 |
93 |
100 |
96 |
IV |
Чистая |
2. Витя С. |
80 |
100 |
100 |
90 |
91 |
92.5 |
91.5 |
92 |
IV |
Чистая |
3. Даша Т. |
95 |
100 |
100 |
100 |
93 |
96 |
98 |
97 |
IV |
Чистая |
4. Валерия Д. |
90 |
100 |
100 |
100 |
92 |
96 |
96 |
96 |
IV |
Чистая |
5. Слава Ф. |
95 |
100 |
100 |
100 |
83 |
89 |
96 |
94 |
IV |
Чистая |
6. Даша В. |
100 |
100 |
100 |
100 |
92 |
100 |
98 |
98.5 |
IV |
Чистая |
7. Дима Р. |
90 |
80 |
86 |
90 |
89 |
83 |
90 |
87 |
IV |
Улучшение |
8. Настя А. |
95 |
100 |
100 |
100 |
96 |
98 |
100 |
98 |
IV |
Чистая |
9. Лена Т. |
100 |
90 |
96 |
100 |
96 |
100 |
90 |
96 |
IV |
Чистая |
10. Антон А. |
80 |
90 |
93 |
85 |
83 |
86 |
92 |
87 |
IV |
Улучшение |
Таблица № 4. Результаты использования методики обследования речи детей
дошкольного возраста в контрольной подготовительной группе
Список детей |
Показатели, % |
Уровень успешности |
Логопедическое заключение | |||||||
1. Фонем. восприятие |
2. Артикул. моторика |
3. Звукопр-е |
4. Структура слова |
5. Граматика |
6. Слово-образование |
7. Связная речь |
Общий | |||
1. Миша Р. |
80 |
85 |
83 |
85 |
88 |
86 |
82 |
84 |
IV |
Улучшение |
2. Саша Т. |
85 |
95 |
60 |
85 |
86 |
80 |
86 |
86 |
IV |
Чистая |
3. Лёня Д. |
90 |
95 |
96 |
100 |
97 |
95 |
93 |
95 |
IV |
Чистая |
4. Паша А. |
100 |
100 |
100 |
100 |
93 |
90 |
86 |
95,5 |
IV |
Чистая |
5. Надя Ф. |
90 |
85 |
90 |
95 |
80 |
86 |
82 |
86 |
IV |
Чистая |
6. Фаррук М. |
80 |
90 |
93 |
85 |
80 |
83 |
86 |
85 |
IV |
Улучшение |
7. Лёша К. |
95 |
100 |
93 |
100 |
98 |
93 |
90 |
95,5 |
IV |
Чистая |
8. Глеб Т. |
95 |
95 |
96 |
100 |
93 |
96 |
86 |
94 |
IV |
Чистая |
9. Мартин П. |
100 |
90 |
96 |
100 |
90 |
92 |
83 |
93 |
IV |
Чистая |
10. Антон Б. |
95 |
85 |
83 |
85 |
86 |
80 |
92 |
86,5 |
IV |
Улучшение |
график № 5
Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения
речевых проб дошкольниками
экспериментальной и
|
Начало учебного года
Конец учебного года
Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками
логопедической
Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками
логопедической контрольной группы
(диаграмма № 7)
Сравнительная диаграмма среднегрупповой
успешности выполнения речевых проб
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей