Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).

Содержание

Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52

Работа состоит из  1 файл

0857103_C9FFD_sluhovoe_vospriyatie_detey_s_fonetiko_fonematicheskim_nedora.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Тульский государственный  педагогический университет

им. Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ  им. Л.Н. Толстого»)

 

 

Кафедра специальной  психологии

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ

 

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

 

 

 

Выполнена:

студенткой факультета психологии

4 курса группы Л

Дорошовой Еленой Викторовной

Научный руководитель:

старший преподаватель

Асмаловская Оксана Анатольевна

 

                                      

 

ТУЛА – 2012

 

Содержание

Введение …………………………………………………..………………………3

ГЛАВА I.    Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6

1.1. Характеристика процесса  формирования слухового восприятия  у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6

1.2. Особенности слухового  восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15

1.3. Обзор методик направленных  на диагностику и развитие  слухового восприятия у детей  дошкольного возраста…………………………………….18

Выводы по первой главе………………………………………………………...23

 

ГЛАВА II.  Экспериментальная  работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24

2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24

2.2. Анализ результатов  иследования слухового восприятия  у детей с фонетико - фонематическим  недоразвитием речи…………….………………29

2.3. Рекомендации по  развитию слухового восприятия  у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39

Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49

 

Заключение……………………………………………………………...………..50

Список литературы……………………………………………………...……….52

Приложения………………………………………………….………..…………55

 

Введение.  
Для правильного развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка, большую роль начинает играть слух.  
Слуховое восприятие - одна из важнейших форм восприятия, из чего складывается картина мира, и представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого и возникают слуховые ощущения и их комплексы, которые представляют собою слуховой образ. Слуховое восприятие ограничено диапазоном упругих волн, и порогами по громкости, частоте, и по амплитуде. Но в звучащем мире существует собственное содержание, когда предметом восприятия является звуковое содержание, или восприятие мира, как его чувственного отражения. Восприятие этого содержания образует самые важные проблемы в слуховом восприятии вообще. Дело в том, что особое звуковое содержание предъявляет и особые требования к механизму слухового восприятия, к работе слухового восприятия, и требует работы сложной слуховой системы человека.  
Дифференцируются две слуховые подсистемы это, во-первых, речь как порождение слухового восприятия и соответственно речевой (фонематический) слух. И, во-вторых, мир музыки, то есть, собственно звуковое содержание, и музыка как предмет слухового восприятия.  
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.  
Изучением фонетико-фонематического недоразвития занимались такие авторы как Л.Ф. Спирова, ГА. Каше, Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова, Н.А. Никашина Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, и т.д.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение слухового восприятия и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

На важность и необходимость  своевременного формирования слухового восприятия и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Цель исследования – подобрать и апробировать диагностический комплекс направленный на выявлении особенностей слухового восприятия детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования - слуховое восприятие  у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования особенности слухового восприятие детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза мы предполагаем, что с помощью подобранных нами методик будут выявлены следующие особенности: слухового восприятия детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

-  Недифференцированное произношение пар или групп звуков. 
- Замена одних звуков другими, имеющими более сходных по звучанию. 

- Смешение звуков.

Задачи

1. Провести анализ  психолого-педагогической  литературы по проблеме особенностей слухового восприятия детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

2. Подобрать диагностический комплекс  направленный на изучение слухового  восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием  речи и реализовать его.

3. Провести анализ диагностики и сделать выводы.

4. Дать рекомендации по развитию  слухового восприятия у детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием  речи.

Методологическую базу исследования составили:

Исследования детской речи в  онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной и др. исследователями.

Кроме этого в написании своей  работы мы опирались на труды таких  ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н.Гвоздев, Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.Ф.Фомичева, и др.

Для решения поставленных задач  были использованы методы:

- организационный метод:

- эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент)

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

- интерпретационный метод.

- метод презентации  данных.

Экспериментальная база исследования МДОУ «Лазаревский детский сад комбинированного вида № 49»  В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.    Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием  речи.

1.1. Характеристика  процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше [25]отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А. Ткаченко, [18] развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в  формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина [26] писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ». У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического  слуха детей влияет на овладение  звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может  быть различна. Можно выделить следующие  его уровни:

1. Первичный  уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько  состояний:

 трудности в анализе  нарушенных в произношении звуков;

 при сформированной  артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим  группам;

 невозможность определить  наличие и последовательность  звуков в слове.

Каждая фонема характеризуется  определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.

В каждом языке имеется  определенное число фонем, противопоставленных  друг другу по своим акустическим признакам и используемых для  различения слов и их форм. В русском  языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.

Фонематический  слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематическое  восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

Фонематические представления  – звуковые образы фонем, воспринятых  человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа –  результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический  анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический  синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи