Восприятие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в комплексном изучении вопросов восприятия речи человека.
Для достижения поставленной цели сформулируем и решим следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы речи;
- изучить концепции процессов восприятия и понимания речи;
- проанализировать общую психолингвистическую модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы речи 5
1.1. Понятие и сущность речи в психологии 5
1.2. Концепции процессов восприятия и понимания речи 8
1.3 Представления о восприятии речи 10
Заключение 18
Список источников и литературы 20

Работа состоит из  1 файл

курсовой восприятие речи 2003.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)


 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский государственный  национальный исследовательский университет

( НИУ БелГУ)

 

 

Факультет: психологии

Кафедра: общей и клинической психологии

 

Восприятие речи

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки 

очного отделения 1 курса 151004 группы

Апостол К.С.

Научный руководитель: ст. преподаватель Корнеева С.А.

 

 

 

 

 

Белгород 2011 
Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы речи 5

1.1. Понятие и сущность речи в психологии 5

1.2. Концепции процессов восприятия и понимания речи  8

1.3 Представления о восприятии речи 10

Заключение 18 

Список источников и  литературы 20 
Введение

За последние десятилетия  восприятие речи становится одной из актуальнейших проблем современной науки. Речь привлекает к себе внимание представителей самых различных областей знаний, таких как психология, физиология, логика, лингвистика, теория связи и другие. При решении своих специфических задач каждая наука в то же время затрагивает и общие вопросы, изучение которых важно для каждой из этих дисциплин.

Способность говорить и  воспринимать речь - важнейший аспект человеческого поведения. Аудиальная система человека играет решающую роль в такой, казалось бы, естественной и привычной, но по своей сути исключительно сложной форме человеческого общения, как устная коммуникация посредством языка.

Благодаря когнитивной  связи между голосовым аппаратом  и слухом человек может генерировать и воспринимать речь, передавать другим сложную информацию, объем которой практически не ограничен.

Основной проблемой  при исследовании речи является, во-первых, установление логической схемы процесса восприятия, т.е. системы правил, по которой осуществляется речевой  прием, во-вторых, определение механизма  сопоставления поступающего в анализатор сигнала с эталонным, записанным в памяти. Принципиальную важность представляет также решение вопроса о том, в чем заключаются особенности восприятия таких единиц речи как - звук, слог, слово или фраза.

Объектом исследования является речевая деятельность человека.

Предметом исследования является восприятие речи человека.

Цель работы заключается в комплексном изучении вопросов восприятия речи человека.

Для достижения поставленной цели сформулируем и решим следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы речи;

- изучить концепции  процессов восприятия и понимания  речи;

- проанализировать общую  психолингвистическую модель процесса  восприятия и понимания речевого  высказывания.

 

 

Глава 1. Теоретические основы речи

1.1. Понятие и сущность речи в психологии

 

Одним из психических познавательных процессов, наряду с ощущением, восприятием, представлением, памятью, вниманием, мышлением, воображением, является речь.

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой».

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Выделяются следующие признаки языка и речи:

Рис. 1. Признаки языка и речи

Речь также понимается как совокупность произносимых или  воспринимаемых звуков, имеющих тот  же смысл и то же звучание, что  и соответствующая им система  письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин “вербальный” (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в  словесно-логические формы.

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы в своих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.

Однако во всех этих случаях  сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие реакции. Иными словами, они связаны с  конкретной ситуацией, на которые животные из сообщества реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у человека. Очевидными примерами этого служат крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.

Но человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным опытом говорящего.

Однако главное, что  ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения - это способность  ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного  языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

Необходимым условием такой  лингвистической компетенции служит неявное (имплицитное) знание закономерностей языка, до сих пор представляющее собой загадку для специалистов.

Эти закономерности языка  касаются трех основных сторон речи:

- фонологии, или знания  звуков языка;

- синтаксиса, или понимания  взаимосвязи и комбинации между словами, из которых построена фраза;

- семантики, т.е. понимания  значения слова и фраз.

Задача психолингвиста состоит в том, чтобы понять, каким  образом на основе этих трех типов  закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. Что же касается специалистов в области языковой психологии, то их больше интересует, каким образом человек более или менее эффективно общается на своем языке.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности  получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

 

1.2 Концепции процессов восприятия и понимания речи

Восприятие речи —  также особого рода деятельность (действие). Человек, воспринимающий речь, не пассивно фиксирует поступающую  информацию, а производит активное преобразование речевого сигнала, стремясь наиболее эффективно, в том числе в кратчайшее время, перевести данный сигнал в определенную смысловую запись.

С собственно лингвистической  точки зрения допустимо описывать  переход «текст → смысл» как строго последовательную смену этапов-уровней: фонологическая интерпретация сигнала, его морфонологическое и морфологическое описание, установление синтаксической структуры и, наконец, смысловая интерпретация. Однако с психолингвистической точки зрения такое описание было бы вряд ли реалистичным. Его нереалистичность видна уже из того, что в обычной повседневной речи весьма значительная доля акустического материала характеризуется крайне неопределенными признаками, по которым объективно невозможно установить фонологическую принадлежность данного сегмента речи. Одного этого достаточно, чтобы строго поэтапный анализ, последовательно проходящий при восприятии все уровни, был невозможен: ему не хватает фундамента в виде исчерпывающего фонологического анализа, предшествующего всему остальному.

Другим важным аргументом против представлений о восприятии, пунктуально проходящем один уровень за другим, является его «времяемкость»: все процессы восприятия (как и порождения) речи выполняются в реальном времени, и даже при объективно высоком быстродействии соответствующих механизмов человека последовательно поуровневый анализ оказался бы слишком медленным.

Наконец, как показали специальные расчеты, человеческий слуховой аппарат просто не в состоянии  обработать в единицу времени  то количество информации, которое  несет в себе естественная речь нормального темпа.

Свою программу преодоления  этих и некоторых других затруднений  предлагает психолингвистика, ориентирующаяся  на трансформационно-порождающую грамматику. Представители этого направления  разработали теорию восприятия, известную  как «анализ через синтез».

Согласно этой теории, восприятие высказывания сводится к  его порождению: слыша высказывание, человек по каким-то фрагментам, наиболее информативным, устанавливает глубинную  структуру, а уже из нее порождает  все высказывание в целом, которое и фигурирует в его сознании как воспринятое. Таким образом, оказывается, что носитель языка не нуждается в особых, раздельных механизмах для порождения и восприятия речи: оба процесса обслуживает единый механизм, чем достигается большая экономия в строении языковой системы.

Прежде всего, представления  о том, что внутренние системы  человека обладают тенденцией к максимальной экономичности, простоте, сильно преувеличены. Назначение любой системы организма  — обеспечить наиболее эффективное  приспособление к среде и выполнение в этой среде всех потенциальных задач. Живые системы (организмы) при этом «предпочитают» иметь много подсистем с большим количеством элементов и богатыми связями между ними. Это обеспечивает надежность общей системы при относительной ненадежности ее элементов, а также высокую приспособительную способность: когда выходит из строя какой-либо один элемент, их группа или даже целая подсистема, организм продолжает функционировать, в ряде случаев переадресуя другим элементам (подсистемам) задачи, функции выключенного из деятельности элемента (подсистемы).

 

1.3. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания

В отечественной и  зарубежной психолингвистике создано  несколько моделей восприятия речи.

Модель процесса восприятия речи, предложенная Ч. Осгудом (315), может быть интерпретирована следующим образом. В общей схеме (ситуации) процесса коммуникации имеется некий «отправитель»; у него имеется некоторое сообщение. Отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик, который преобразовывает (кодирует) сообщение в речевой (языковой) сигнал и передает по каналу связи. Для того чтобы коммуникация состоялась, кодирование и декодирование должны производиться на основе единого кода (языка). Итак, преобразование в сигнал происходит с использованием определенного кода. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник. Около приемника находится «получатель». Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение. В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Поэтому сообщение-1 (от отправителя) и сообщение-2 (принятое получателем) отличаются друг от друга.

Информация о работе Восприятие речи