Современные аспекты географии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - проанализировать современные аспекты географии торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристики мировой торговли, ее структурные компоненты.
Изучить динамику развития географии мировой торговли за последние 60 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1 Понятие мировой торговли 7
1.2 Международные торговые
организации 8
1.3 Характеристики мировой торговли 12
2. ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Динамика товарной и географической структуры мировой
торговли с 1955 по 1990 гг. 17
2.2 Особенности современной географической и товарной
структуры мировой торговли 20
2.3 Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по географии.docx

— 144.85 Кб (Скачать документ)

Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. Особенности процесса ценообразования на мировом рынке связаны с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем, поэтому они должны постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием  различных коммерческих и торгово-политических факторов.

Множественность цен – наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового  качества в одной и той же сфере  обращения на одинаковой транспортной базе (например, цены по клиринговым  соглашениям, цены по программам государственной помощи). Т.е. мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие  состояние международной торговли конкретным товаром.

Мировые цены отличаются от внутренних по следующим признакам:

    • регулярность, т.е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;
    • раздельность коммерческого характера, т.е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок;
    • открытость торгово-политического режима, т.е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т.к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;
    • свободная конвертируемость валюты платежа.

В международной  торговле применяется два вида цен:

    • расчетные цены индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;
    • публикуемые цены это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

К ним  относятся:

    • справочные цены это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле промышленно развитых стран. Наиболее широко применяются в международной торговле и представляют собой, так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс-2000), разработанных Международной торговой палатой;
    • биржевые котировки отражают реальные цены сделок на бирже;
    • цены аукционов;
    • цены торгов;
    • цены фактических сделок;
    • цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом  хозяйстве ТНК являются основными  субъектами и контролируют 2/3 международной  торговли, внутрифирменная торговля ТНК осуществляется по особой категории  мировых цен – трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют  в большей степени, искусственный  характер и образуются не под действием  спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики. [8]

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение  стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние  на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых  цен является разнонаправленное  движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо  и продовольственные товары, –  с другой. В то же время способы  определения мировых цен на различную  продукцию также различны:

Цены  сырьевых товаров определяются как  экспортные цены основных поставщиков  конкретного товара и импортные  цены в важнейших центрах импорта  этого товара (например, на пшеницу  мировыми являются экспортные цены Канады, нефть – цены стран членов ОПЕК, на пушнину – цены Лондонского  и Санкт-Петербургского аукционов  и т.д.).

Цены  продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных  компаний-производителей и экспортеров  этой продукции.

В целом  и те и другие цены в мировом  хозяйстве имеют тенденцию к  росту, но это происходит не постоянно  и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания  цен характерны для рынка продовольствия. А на рынках сырья и готовой  продукции не было серьезных скачков  цен с 70-х годов.

С 1990 г. стала заметны тенденция снижения цен на минеральное сырье, включая нефть, руды, алюминий, черные металлы, золото. На продовольственные товары колебания цен различны: на продовольствие, производимое промышленно развитыми странами – пшеницу, кукурузу, шерсть, - цены выросли в 1,5 раза, а на продовольствие, производимое в развивающиеся страны (кроме кофе), цены падали. В период 1990-2006 гг. только цены на пшеницу имели тенденцию к значительному росту (на 52,8%). Причина этого – снижение мировых запасов зерна, объясняющееся сокращением посевов (в Западной Европе), уменьшением субсидий и неблагоприятными погодными условиями (в США), снижением урожаев (в Центральной и Восточной Европе), а также увеличением потребления зерна в странах Восточной Азии.

Цены  на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и  нередко растут даже в периоды  циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в промышленно  развитых странах в 90-е годы привело  к некоторому снижению цен на промышленные товары.

Выявление тенденций динамики мировых цен  сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, которое рассчитывает индексы  мировых цен сырьевых товаров. Эти  индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен продукции обрабатывающей промышленности. Так, они публикуют  индексы мировых цен продукции  обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров  – машины и оборудование, химические товары и прочая продукция обрабатывающей промышленности. Индексы мировых цен сырьевых товаров более дифференцированы (энергетические ресурсы, в т.ч. нефть, уголь; минеральное сырье, в т.ч. железная руда, алюминий; сельскохозяйственные продовольственные и непродовольственные продукты, в т.ч. пшеница, кофе, шерсть и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли

Информация о работе Современные аспекты географии торговли