Современные аспекты географии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - проанализировать современные аспекты географии торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристики мировой торговли, ее структурные компоненты.
Изучить динамику развития географии мировой торговли за последние 60 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1 Понятие мировой торговли 7
1.2 Международные торговые
организации 8
1.3 Характеристики мировой торговли 12
2. ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Динамика товарной и географической структуры мировой
торговли с 1955 по 1990 гг. 17
2.2 Особенности современной географической и товарной
структуры мировой торговли 20
2.3 Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по географии.docx

— 144.85 Кб (Скачать документ)

Наибольший  рост наблюдается по группе промышленных товаров, среди которых, в свою очередь, по наиболее совершенным видам, таким, как химикаты и аппараты. Изменяется также и модель предложения. Как  только Европа возродилась после  удара войны, ее доля быстро возросла. Однако после 1960 г. наибольший динамизм проявляет Япония, за которой следуют  новые индустриальные страны (НИС) (в 1970 г.) и новые экспортирующие страны. (В группу новых экспортирующих стран или экспортеров второго ряда включают Колумбию, Марокко, Таиланд и Малайзию. Эти страны, как Япония и НИС, быстро расширяют экспорт дешевых трудоемких промышленных товаров). Во всех трех случаях экспорт промышленных товаров достигает расцвета по мере того, как страны продвигаются по ступеням своих сравнительных преимуществ, начиная от простых трудоемких товаров и постепенно переходя к капиталоемкому и наукоемкому экспорту. Таблицы 1и 2 также показывают снижающуюся динамику долей, приходящихся на товары первой необходимости. Это относится к странам, поставляющим их (наименее развитым сорока наибеднейшим государствам), а также к странам со средним и высоким доходом (таким, как Канада, Австралия и США).

В таблице  3 показаны взаимные торговые потоки между основными торговыми блоками мира в 1988-92 гг.

Отметим несколько наиболее важных фактов:

-торговые  потоки внутри западно- европейского торгового блока – наиболее масштабные в сравнении с другими потоками. Это отражает экономическую интеграцию европейских стран (Европейского Сообщества и Европейской Ассоциации Свободной Торговли) и высокий уровень внутриотраслевой торговли между сравнительно небольшими, но достаточно богатыми европейскими государствами.

-восточный  торговый блок торговал больше  с Европой и развивающимся  миром, чем с Японией и США.  Это находило отражение, как  в экономике, так и в политике.

-Япония  относительно зависима от импорта  из развивающихся стран. Это  импорт продуктов первичной необходимости,  особенно нефти, в большей степени,  чем промышленных товаров. К  концу 1980 гг. японский импорт из  развивающихся стран Восточной  Азии значительно возрос.

- Япония  более активно торгует с Северной  Америкой, чем с Западной Европой,  в то время как торговля  Западной Европы слегка устремилась  в направлении развивающегося  мира.

- Япония  имеет положительное торговое  сальдо с каждым торговым блоком, но наиболее значительное – с Северной Америкой.[6]

Современные факты свидетельствуют также  о динамично расширяющейся сфере  международной торговли – торговле коммерческими услугами. При этом изменяется структура самих коммерческих услуг. Так, сравнение статистических данных за 1970 и 1990 гг. показывает рост различных видов частных услуг при уменьшении доли грузовых услуг в общем объеме мирового экспорта коммерческих услуг. Относительно неизменными остаются доли экспорта пассажирских, портовых, туристических услуг (при росте их абсолютных объемов). Самым крупным мировым экспортером и одновременно импортером коммерческих услуг являются США, в экспорте лидерство принадлежит Франции (после США), в импорте – Германии.

Исходя  из представленных данных можно сделать вывод о том, что динамика развития последних 60 лет, заложила основу рассматриваемых сегодня проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности современной географической  и товарной структуры мировой  торговли

 

По оценкам  экспертов ООН в настоящее  время в мировом экспорте:

    • 75% составляет продукция обрабатывающей промышленности, причем половина этого показателя приходится на технически сложные товары и машины;
    • 8% составляют продовольственные товары (в т.ч. напитки и табак);
    • 12% составляет минеральное сырье и топливо.

В последние  годы на мировом рынке отмечается тенденция роста доли в мировом  экспорте текстильной продукции  и готовой продукции обрабатывающей промышленности до 77%.

Основной  тенденцией современного этапа развития международной торговли товарами является увеличение удельного веса продукции  обрабатывающей промышленности (3/4 мирового экспорта) и сокращение доли сырьевых товаров. Кроме того динамика международной  торговли товарами имеет следующие  особенности:

Почти 40% стоимости мирового экспорта приходится на технически сложную, дифференцированную продукцию – машины и транспортное оборудование. Увеличение экспорта продукции  машиностроения сопровождается одновременным  ростом торговли компонентами, узлами, деталями, полуфабрикатами. Увеличилась  роль химической промышленности. [3]

Общий рост экспорта машин и оборудования и  химической продукции увеличился за первую половину 90-х гг. в 1,6 раза, а  общий объем мирового экспорта –  в 1,4 раза. В результате укрепляется  тенденция к повышению в международной  торговле товарами наукоемких, технически сложных изделий.[4]

Объем экспорта минерального топлива за последние 10 лет сократился более чем в 2,5 раза, что во многом объясняется  политической нестабильностью в  регионе его основной добычи (Ближнего Востока) и значительными колебаниями  мировых цен.

Незначительно, но устойчиво сокращается доля продовольственных  товаров в мировом экспорте, что  свидетельствует о стремлении стран  к продовольственной самообеспеченности.

Структурные кризисы послевоенного времени  в текстильной, обувной, швейной  промышленности привели к ослаблению этих позиций в мировом экспорте, но с начала 90-х гг. наблюдается  тенденция к стабилизации их доли.

Основной  объем торговли готовыми изделиями  приходится на промышленно развитые страны, их удельный вес в экспорте машин и транспортного оборудования составляет почти 77%, в импорте – 66%. Ведущие позиции занимают Германия – 14,2%, США – 13% и Япония – 12,9%. На долю развивающихся стран приходится 21,8% мирового экспорта машин и транспортного  оборудования и 30,9% мирового импорта (в  т.ч. 9% экспорта обеспечили НИС ЮВА  первой волны). Доля стран с переходной экономикой – 1,4% и 3,1% соответственно. Таким образом, наиболее наукоемкая и высокотехнологичная продукция обращается между промышленно развитыми странами, но на современном этапе развивающиеся страны составляют серьезную конкуренцию промышленно развитым странам. [1]

В мировом  экспорте химической продукции ведущие  позиции занимают также промышленно  развитые страны – 80,5%. На долю развивающихся  стран приходится 15,9 %, стран с  переходной экономикой – 3,6%. Одновременно промышленно развитые страны являются и основными импортерами химических товаров – 64,6%. Развивающиеся страны импортируют 30,5%.

На мировом  рынке сырья и минерального топлива  ситуация складывается под воздействием двух тенденций:

По мере прогресса в развитии производительных сил снижается роль сырьевых товаров  в материальном производстве (например, стоимость автомобиля 20-х гг. состояла на 60% из стоимости сырья и энергии, стоимость современного полупроводникового микрочипа – менее чем на 2%).

В результате происходит сокращение удельного веса этих позиций в международной  торговле. На долю промышленно развитых стран приходится 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны – 33,4%, на страны с переходной экономикой - 6,1%. В импорте сырья на промышленно развитые страны приходится 60,5%, на развивающиеся страны – 32,1%, на страны с переходной экономикой – 5,1%.

Удельный  вес промышленно развитых стран  в экспорте минерального топлива  составляет 32,1%, развивающихся стран  – 5,3%, стран с переходной экономикой – 11,6%. Характерно, что с начала 90-х  гг. доля промышленно развитых стран  как экспортеров топлива увеличилась  за счет превращения Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Канады в  крупнейших экспортеров нефти. В  импорте промышленно развитых стран  потребляют 61,7% топлива, развивающихся  стран - 25,5 %, стран с переходной экономикой – 12,8 %. В основном, производимое в  промышленно развитых странах топливо  поставляется в другие промышленно  развитые страны. Но не менее высока их зависимость и от поставок из развивающихся стран (53%).

Среди важнейших  структурных сдвигов в международной  торговле товарами следует отметить также снижение удельного веса продовольствия, что связано с относительно медленным  ростом сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и  падение доли аграрного сектора  в ВВП во всех группах стран. Но абсолютные показатели роста товарооборота на этом рынке достаточно высоки (мировой экспорт за первую половину 90-х гг. по стоимости возрос в 1,4 раза). Характерной чертой торговли продовольствием является укрепление позиций промышленно развитых стран и рост продовольственной зависимости развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства. Вследствие увеличения самообеспеченности продовольствием сокращается удельный вес промышленно развитых стран в его импорте (с 78,1% в 1960 г. до 68,8% в в 2005 г.). [6]

Причем  наибольшее сокращение наблюдается  в странах ЕС. На долю развивающихся  стран приходится в экспорте продовольствия – 29,6 %, в импорте – 24,8 %, на долю стран  с переходной экономикой соответственно 3,1% и 5,1. По направлениям торговли продовольствием: преобладает обмен между промышленно развитыми странами – 74,1% экспорта, из развивающихся стран в промышленно развитые страны поступает 59,1%. Соответственно из промышленно развитых стран в развивающиеся страны экспортируется 20% стоимостного объема продовольствия, между развивающимися странами – 36,6%. Такая закономерность обусловлена в основном более высокой покупательной способностью населения промышленно развитых стран. [1]

Весьма  неравномерно развивается международная  торговля текстилем и одеждой. На этом рынке развивается тенденция  сближения позиций промышленно  развитых стран и развивающихся  стран (удельный вес промышленно  развитых стран – 49,3%, развивающихся  стран – 48,3%). Особенностью рынка  текстиля является его регионализация: 69,2% его экспорта из промышленно  развитых стран было направлено в  другие промышленно развитые страны и также 68,8% экспорта развивающихся  стран приходилось на другие развивающиеся  страны. На мировом рынке одежды ведущие позиции занимают развивающиеся страны, осуществляющие 60 % мирового экспорта, на промышленно развитые страны приходится 35,4%, на страны с переходной экономикой – 4,6%. В мировом импорте одежды преобладают промышленно развитые страны – 79%, на развивающиеся страны приходится 16,8%, на страны с переходной экономикой – 4,2%. Причем товаропотоки на мировом рынке одежды формируются т.о., что в промышленно развитые страны поступает 80,2% одежды, экспортируемой из промышленно развитых стран, и 78% - вывозимой из развивающихся стран.

Таким образом, мировой рынок товаров на современном  этапе значительно диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового  оборота чрезвычайно широк, что  связано с углублением МРТ  и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного  и потребительского назначения.

На основании  вышеизложенного можно выделить тенденции, характерные для развития международной торговли товарами и  международной торговли услугами на современном этапе. Новые тенденции связаны, прежде всего, с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного обращения и его организационно-экономических форм. Среди них:

    • быстрое обновление товарной номенклатуры международной торговли, которое отражается в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий;
    • рост обмена узлами, деталями, компонентами;
    • относительное падение значения торговли сырьем и топливом;
    • приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;
    • отказ от личного контакта продавца и покупателя в сфере услуг за счет появления новых форм и средств спутниковой связи и видеотехники;
    • увеличение степени мобильности производителей и потребителей услуг за счет снижения доли транспортных издержек. [2]

Информация о работе Современные аспекты географии торговли