Современные аспекты географии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - проанализировать современные аспекты географии торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристики мировой торговли, ее структурные компоненты.
Изучить динамику развития географии мировой торговли за последние 60 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1 Понятие мировой торговли 7
1.2 Международные торговые
организации 8
1.3 Характеристики мировой торговли 12
2. ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Динамика товарной и географической структуры мировой
торговли с 1955 по 1990 гг. 17
2.2 Особенности современной географической и товарной
структуры мировой торговли 20
2.3 Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по географии.docx

— 144.85 Кб (Скачать документ)

Физический  объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить  необходимые сопоставления и  определять реальную динамику международной  торговли.

Эти показатели рассчитывается всеми странами в  национальной валюте и переводится  в доллары США в целях международного сопоставления.

Товарная  структура представляет собой соотношение  товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых  изделий производственного и  потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий  и более 600 видов услуг).

Характеризуется:

1. Снижением  доли сырья и минерального  топлива (конец 90-х гг. 40%, а в  2000-х - 12%. Экспорт сырья - на  индустриальные страны -60,5%, развивающиеся  страны - 33,4%, страны с переходной  экономикой - 6.1%. Развитые страны  являются как импортерами, так  и экспортерами сырья в мире).

2. Диверсификация товарного потока - широкая номенклатура выпускаемых товаров (Германия – 180 позиций, США, Великобритания, ФРГ – 175 позиций, Япония - менее 160 позиций).

3. Высокий  удельный вес готовых изделий  – (80% торговли в мире, 40% - машино- технической продукции из них: развитые страны: экспорт – 77%, импорт – 70%; развивающиеся страны: экспорт – 22%, импорт – 28%).

4. Снижение удельного веса продовольствии (аграрный сектор): крупные экспортеры продовольствия – развитые страны, более 60%. - увеличение доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль – 48,3%, одежда- 60%; развитые страны (экспорт): текстиль – 49,3%, одежда – 35,4%).

5. Повышается  «китайский фактор» в международной  торговле, быстро растет торгово-экономический  потенциал Индии, более значимыми  становятся страны Латинской  Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина,  Чили).

Географическая  структура представляет собой распределение  торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми  либо по территориальному, либо по организационному признаку.[7]

Территориальная географическая структура – это  данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной  части света, либо к одной группе.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней  торговли, это повлияло на соотношение  сил между странами на мировом  рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).

Географическая  конфигурация международной торговли (менее 70% экспорта):

Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота). В середине 90-х гг. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 2000-х гг. США занимает 1 место.

Развивающиеся страны (тенденции роста в международной  торговле) 90-е гг. – 22 %, 2000-е гг. – 32 %.

Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).

Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.[3]

Три четверти экспорта промышленно развитых стран  идет в другие развитые страны. При  этом 4/5 экспорта - непродовольственные  товары.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран  представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки  сбыта такой продукции. Сложная  техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

Свои  позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это  происходит как на традиционных для  развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и  на рынках сложных изделий, включая  средства производства. С 2001 по 2007 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38 % до 42 %. В международной торговле заметно выросла роль Китая.[1]

Организационная географическая структура – это  данные о международной торговле между странами, принадлежащими к  отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в  определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).

Субъектами  международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.

Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека – товары и услуги.

В зависимости  от объекта международной торговли выделяют две ее формы:

1. Международная  торговля товарами (МТТ) – это  форма связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающая на  основе международного разделения  труда и выражающая их взаимную  экономическую зависимость; 

2. Международная  торговля услугами (МТУ) – это  специфическая форма мирохозяйственных  связей по обмену услугами  между продавцами и покупателями  разных стран. 

Международная торговля товарами является первой и  наиболее развитой формой международных  экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние  следующие факторы:

    • развитие МРТ и интернационализация производства;
    • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
    • активная деятельность ТНК на мировом рынке;
    • либерализация международной торговли посредством мероприятий, проводимых ГАТТ/ВТО;
    • развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Преимущественный  рост внешней торговли по сравнению  с общими темпами хозяйственного развития стран (например, за 2000-2005 гг. ВВП США вырос на 31,4%, в то время  как экспорт – на 48,8%, импорт –  на 50,5%; в Японии рост ВВП составил 13,2%. Экспорта – 53,1%, импорта – 37,1%).

Значительны изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.

В группе развивающихся стран также наблюдается  ярко выраженная неравномерность степени  участия в международной торговле товарами. Снижается удельный вес  международной торговле товарами стран  Ближнего Востока, что объясняется  нестабильностью цен на нефть  и обострением противоречий между  государствами ОПЕК. Нестабильно  внешнеторговое положение многих стран  Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговли было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.

Расширение  торговли в рамках развивающихся  стран, которая в настоящее время  растет быстрее, чем между промышленно  развитыми странами. Увеличивается  товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми  странами, а также между промышленно  развитыми странами и странами с  переходной экономикой. Страны Юго-Восточной  Азии стали крупнейшими торговыми  партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Соотношение  групп стран в мировом экспорте:

70 – 72 % – индустриальные страны;

24 – 26% – развивающиеся страны (в конце  80-х гг. – 22%);

3,7% –  страны с переходной экономикой, в т.ч. страны СНГ – 2,3% (в  конце 80-х доля социалистических  стран составляла 6–8%).

По статистике МВФ в группу крупнейших экспортеров (более 100 млрд. долл. в год) входят США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Бельгия/Люксембург, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.[4]

Основной  поток международной торговли приходится на промышленно развитые страны – 55%; 27% международной торговли ведется  между промышленно развитыми  странами и развивающимися странами; 7% – между развивающимися странами; 5% – между СПЭ и всеми другими  странами.

 

 

2. Проблемы географии  мировой торговли

2.1. Динамика товарной и географической структуры мировой торговли с 1955 по 1990 гг.

 

В данном временном периоде рассматриваются  данные о состоянии географической структуры мирового экспорта со второй половины двадцатого века, времени, когда были заложены основное тенденции развития мировой торговли.

Статистика таблиц 1 и 2 свидетельствует о том, что рост внешней торговли превышал рост промышленного производства. Анализ таблиц показывает значительный рост мировой торговли с 1955 по 1990 год. Частично это отражает инфляцию: цены, измеренные в долларах США, возросли в четыре раза с 1950 г. Но также заметен значительный реальный рост: наблюдается быстрый рост мирового выпуска, несмотря на некоторое снижение в 80-х годах, и увеличение внешнеторгового оборота стран. Есть причины, которые необходимо принимать во внимание. Так, низкий уровень внешнеторговых потоков до 1950-1970 гг. объясняется следующими известными фактами: кризис и протекционизм в 1920-1930 гг. снизили уровень торгового оборота на 40% и еще более повлияла на него Вторая мировая война. И только в 1975 г. удалось восстановить уровень начала столетия. Во-вторых, международную торговлю стимулировало значительное снижение затрат на транспорт и коммуникации, а также рост цен на нефть (с 1970 г.) – индустриально развитые страны вынуждены были увеличить свой экспорт, чтобы оплачивать более дорогую нефть. В 80-х годах американский доллар был нереалистично переоценен по отношению к другим валютам, поэтому торговые потоки, выраженные в других валютах, были частично обесценены при переводе в доллары для агрегирования в общий показатель объема мировой торговли.

Таблицы также наглядно представляют рост относительных  долей топлива и экспорта стран – экспортеров нефти. Здесь важно отметить следующее: в период с 1973 по 1990 гг. цена на топливо превысила свои исторические стандарты. Поскольку спрос на топливо по цене неэластичен в среднесрочном плане, высокие цены подразумевают высокие расходы. В действительности, начиная с 1985 г., цены на нефть упали, в то время как импорт топлива продолжал расти в объеме, их доля в общем импорте индустриальных стран падала от 26 % в 1980 г. до 20 % в 1985 г., до 12% в 1986 г. и до 9 % в 1988 г. Таким образом, вариация долей топлива (табл.2) отражает ценовые аспекты и действие рыночных сил в большей степени, чем изменения в сравнительных преимуществах, что, собственно, является предметом теории международной торговли. Снижение спроса на нефть, а затем резкое падение цен на нее привели к значительному сокращению экспорта стран ОПЕК. [4]

Информация о работе Современные аспекты географии торговли