Современные аспекты географии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Цель моей работы - проанализировать современные аспекты географии торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристики мировой торговли, ее структурные компоненты.
Изучить динамику развития географии мировой торговли за последние 60 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1 Понятие мировой торговли 7
1.2 Международные торговые
организации 8
1.3 Характеристики мировой торговли 12
2. ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 17
2.1 Динамика товарной и географической структуры мировой
торговли с 1955 по 1990 гг. 17
2.2 Особенности современной географической и товарной
структуры мировой торговли 20
2.3 Влияние деятельности ТНК на структуру мировой торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по географии.docx

— 144.85 Кб (Скачать документ)

Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах таких авторов как Т.Л.Крыжановская, М.И.Кауфман, О.С.Выхин, Ю.Г.Липец.

Курсовая  работа состоит из введения, основного  содержания,2 глав, приложения и списка литературы.

Основное  содержание отображено на 30 страницах основного текста и отражено в 3 таблицах. Библиографический список содержит 8 письменных источников и один интернет  ресурс.

 

 

 

 

 

 

1. Основные характеристики географии мировой торговли

1.1 Понятие мировой торговли

 

        Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. [2]

Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона.[4]

Таким образом, международная торговля-это широкое  понятие заключающие в себе множество  компонентов, которые оказывают  влияние на показатели мировой торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Международные торговые организации

 

1)Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) -орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер.

Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с  правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями  ООН и региональными комиссиями.

Государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу.

В 1970-е и 1980-е годы ЮНКТАД была тесно связана с идеей Нового международного экономического порядка.

2) Всемирная торговая организация(ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.[7]

ВТО отвечает за разработку и внедрение  новых торговых соглашений, а также  следит за соблюдением членами организации  всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах  в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в ДохеКатар.

Штаб-квартира ВТО расположена  в ЖеневеШвейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота

Правила ВТО предусматривают ряд  льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся  страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно- тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.[3]

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические  вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

3)Генеральное соглашение по торговле услугами -первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами -важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов:  Круг ведения и термины,  общие обязательства и дисциплина, специальные обязательства, прогрессивная либерализация обмена услугами, процедурные положения, заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.[3]

ГАТС  содержит три блока прав и обязательств:

       1)Собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;

2)Приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);

3)Перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие  на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

Круг  ведения ГАТС включает все виды услуг  и любые отраслевые направления  торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением  правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.

ГАТС  определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление  в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого  «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных  государств.

Основные  положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и  сами услуги должны пользоваться тем  же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для  всех и отсутствие каких-либо дискриминаций  между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.

ГАТС  предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники  Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран  по доступу на рынки суммируются  в перечнях их обязательств. Эти  перечни являются правовыми обязательствами  каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех  видов поставок услуг. Эти перечни  составляют часть Протокола о  присоединении страны к ВТО.

В рамках переговоров Уругвайского раунда была разработана классификационная  схема видов услуг, могущих быть предметом торговли. Она включает 161 вид услуг. Эта схема лежала в основе конкретных переговоров  и на ее основе составлены национальные перечни услуг. Она получила название «Классификационная схема ВТО». В  рамках ВТО создан Совет по торговле услугами, в круг ведения которого входят все вопросы действия ГАТС. Новый тур переговоров о либерализации  торговли услугами начался в 2000 году.[4]

4)ОПЕК-организация, созданная в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой с целью координации их отношений с зарубежными нефтяными компаниями. Позднее к ОПЕК присоединились Алжир, Эквадор (вышел из ОПЕК в 1992), Габон (вышел в 1996), Индонезия, Ливия, Нигерия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Такие крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и бывший Советский Союз, никогда не были членами ОПЕК. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. [9]

Таким образом, международные торговые организации оказывают огромное влияние на мировую торговлю, устанавливая тарифы и нормы. Географический аспект влияния заключается в расположении этих организациях и расположении регионов, которые они контролируют.

1.3 Характеристики мировой торговли

 

Мировую торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем  международной торговли (товарооборот) подразделяется на стоимостной и  физический объем. Стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный – обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный – представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. [2]

Информация о работе Современные аспекты географии торговли