Православие и протестантизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:33, реферат

Описание

Цель работы - исследование взаимодействия православия, католицизма и протестантизма в условиях современного мира.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

- определить и охарактеризовать субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века, а именно: религиозный состав населения России начала XXI века, характерные черты православия, католичества и протестантизма;

- определить проблемы межконфессионного взаимодействия;

- охарактеризовать протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России;

- рассмотреть вопросы правового оформления государственно-конфессиональных отношений.

Работа состоит из  1 файл

адаптация.docx

— 41.69 Кб (Скачать документ)

Именно  активная социальная и миссионерская  работа способствовала, на наш взгляд, быстрому росту протестантских общин  на территории Дальневосточного федерального округа. Судя по имеющимся сведениям, особое внимание протестанты уделяют  помощи детям (благотворительная акция "Рождественское дитя" охватила около 7 тыс. детей, даже в весьма отдаленных таежных районах Приморья, где  проживают малочисленные народы), женщинам (6 лет во Владивостоке регулярно  проводятся христианские женские конференции, выставки женского творчества; кроме  того, участницы конференций каждый раз собирают денежные пожертвования  для какой-то определенной нуждающейся  группы населения), практической заботе о больных, неимущих, инвалидах, заключенных, людях без определенного места  жительства. Евангельская христианская церковь Владивостока проявляет  заботу о коренных и малочисленных  народах Приморского края.

В пастырской и миссионерской работе протестантских общин в Дальневосточном округе можно выделить ряд моментов, способствующих ее высокой эффективности, таких  как охват широких слоев населения, в том числе в отдаленных местностях; самостоятельный поиск объектов миссионерской деятельности; особое внимание к детям и молодежи, поиск понятной и доступной для них формы общения; отказ от точки зрения, согласно которой каждого, кто не согласен с протестантским учением, следует считать аморальным, нерелигиозным человеком, противником.

2.3 Вопросы правового  оформления государственно-конфессиональных  отношений

Правовое  регулирование государственно-конфессиональных отношений - один из реальных и эффективных  способов предотвращения межконфессиональной  конфликтогенности. Эти отношения  как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи  между институтами государства  и институциональными структурами  религиозных объединений представляют собой специфическую сферу внутренней политики государства. В их основе лежат  законодательно закрепленные представления  о месте религии и религиозных  организаций в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и  компетенции.

С провозглашением  курса на демократизацию общественных отношений и создание правового  государства в Российской Федерации  отношения между государством как  основным институтом политической системы  и религиозными объединениями коренным образом изменились. В 1990 г. впервые  после десятилетий антирелигиозной  политики государства в Российской Федерации, входившей тогда в  состав СССР, был принят Закон "О  свободе вероисповеданий", где  новые принципы построения государственно-конфессиональных отношений получили правовую основу.

В 1993 г. всенародным голосованием была принята  Конституция РФ, в которой были закреплены светский характер государства, свобода слова и вероисповеданий, отделение религиозных объединений  от государства, право на свободный  выбор и распространение религиозных  и иных убеждений и соответствующую  деятельность (ст. 14,19, 28-30, 59). Впервые  в истории России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры стали частью правовой системы. Российской Федерации (ст. 15, ч. 4). Тем самым открылась  возможность прямого действия и  применения актов международного права, таких как Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских  и политических правах, Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о  ликвидации всех форм нетерпимости и  дискриминации на основе религии  или убеждений и т.д.

Таким образом, в начале 1990-х г. в России была сформирована законодательная  база, полностью соответствующая  общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере  государственно-конфессиональных отношений  и обеспечивающая гражданам реальную возможность реализации права на свободу совести. Именно это во многом предопределило всплеск религиозной  активности первой половины 1990-х г. - выход из "подполья" и регистрацию  ранее находившихся на нелегальном  положении религиозных объединений; регистрацию новых религиозных  образований и религиозных конфессий, ранее действовавших на территории России; создание религиозных объединений  новых направлений, имеющих как  российское, так и зарубежное происхождение; активизацию миссионерской деятельности [1, с. 148].

Однако  продекларировать и даже закрепить  в Основном Законе принципы вероисповедной свободы оказалось недостаточным  для того, чтобы общепризнанные нормы  и принципы стали частью жизни  общества. Не государство, а общество, и - в еще большей степени - традиционные российские религиозные конфессии  оказались не готовыми к такому развитию событий. Отсутствие культуры толерантности и подсознательная, исторически привитая обществу тяга к единой для всех идеологии входили в противоречие с выбором, сделанным в пользу построения демократического общества и правового государства.

Уже в 1993 г. при активном лоббировании Русской  Православной Церкви Верховным Советом  РФ дважды принимались поправки в  уже упоминавшийся Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", устанавливающие особые привилегии Русской Православной Церкви и ограничивающие миссионерскую деятельность других конфессий. Эти поправки как противоречащие Конституции были отклонены Президентом  РФ. После непродолжительного перерыва, связанного с событиями октября 1993 г. и формированием нового высшего  законодательного органа государства - Федерального собрания РФ, работа по внесению изменений и дополнений в данный закон была продолжена.

В 1997 г. был принят Федеральный закон "О  свободе совести и о религиозных  объединениях". В отличие от ранее  действовавшего, данный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом  был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных стать учредителями и участниками местной религиозной  организации. Право на учреждение местной  религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без  гражданства теперь могли являться только ее участниками, причем при условии  их постоянного проживания на территории РФ. Законом также введено новое  понятие - религиозная группа, под  которой понимается добровольное объединение  граждан, образованное в целях совместного  исповедания и распространения  веры, осуществляющее деятельность без  государственной регистрации и  приобретения правоспособности юридического лица.

С одной  стороны, данное положение закона закрепило  легальность деятельности религиозного объединения без государственной  регистрации. Однако с другой стороны, законодателем были установлены, на наш взгляд, неоправданные ограничения  для преобразования религиозной  группы в религиозную организацию - 15-летний срок деятельности на соответствующей  территории либо подтверждение о  вхождении в структуру уже  действующей централизованной религиозной  организации. Закон существенно  ограничил права религиозных  организаций, созданных до его вступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существование  на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Кроме того, закон  содержит ряд внутренних противоречий, что на практике приводит к расширительному  толкованию отдельных его положений  и, как следствие, к нарушению  прав граждан и религиозных объединений. Например, указание в тексте преамбулы  закона на "особую роль" православия  и перечень "признанных" государством традиционных религий нарушают конституционный  принцип равенства религиозных  объединений перед законом, что  на практике вызвало немало недоразумений  и конфликтных ситуаций.

Этот  конфликтогенный потенциал законодательства остается непреодоленным. Следует отметить, что закон 1997 г. уже четыре раза был  предметом рассмотрения в Конституционном  суде РФ, однако его противоречия Конституции  по всем положениям до настоящего времени  не устранены. Несмотря на то, что за 7 лет в России уже сложилась  судебная практика, причем часто очень  противоречивая, по применению положений  данного закона судами общей юрисдикции, Верховный суд РФ ни разу не обращался  к ее обобщению.

Принятием закона 1997 г. попытки реформирования законодательства в области свободы  совести и деятельности религиозных  организаций не завершились. В 2000 г. Комиссией во вопросам религиозных  объединений при Правительстве  РФ была образована рабочая группа по подготовке предложений с целью  совершенствования действующего в  данной области законодательства. Работа группы продолжается до настоящего времени. В ее адрес продолжают поступать  многочисленные предложения - как от субъектов законодательной инициативы, так и от религиозных организаций. Причем предложения, вносимые на рассмотрение рабочей группы, чаще всего направлены на ужесточение государственного регулирования  деятельности "нетрадиционных" религиозных  объединений и ограничение их миссионерской деятельности, вплоть до полного запрета.

Эти и  другие факты отражают неудовлетворенность  общества состоянием законодательства, действующего в данной сфере. Можно  сделать вывод, что государственно-конфессиональные отношения - никак не периферийная, а общественно значимая сфера  внутренней политики и законодательства, от которой во многом зависят и  состояние межнациональных отношений, и психологический климат, и общественно-политическая ситуация в стране. Поэтому в условиях политики реформ, обращаясь к правовому  регулированию в данной области  общественных отношений, государство  должно исходить не столько из своего исторического опыта и сложившихся  традиций, сколько из общепризнанных принципов и норм международного права. Основой государственно-конфессиональных отношений в современной России должно стать неукоснительное соблюдение прав и свобод человека.

Государство, выполняя возложенные на него функции  по правовому регулированию в  столь деликатной сфере общественных отношений, непременно должно руководствоваться  общепризнанным принципом ограничения  пределов своего вмешательства в  деятельность религиозных объединений. В светском государстве, которым  в соответствии с Конституцией является Россия, правосубъектность религиозных  объединений охватывает лишь те формы  их деятельности, которые получают юридическое выражение, урегулированы  законом и связаны с участием в правовых отношениях. При этом собственно религиозная деятельность религиозных объединений (разработка вероучения, построение внутренней иерархической  структуры, культовая практика и  т.п.) не является компонентом государственно-конфессиональных отношений, а значит предметом правового  регулирования.

Соответствие  отраслевого законодательства Конституции  государства общепризнанным принципам  и нормам международного права является неотъемлемым требованием оценки его  эффективности. Кроме того, не менее  важный критерий эффективности законодательного акта - его стабильность. К сожалению, действующее российское законодательство не отвечает в полной мере ни одному из этих требований, что во многом отрицательно влияет на взаимоотношения христианских "конфессий, а следовательно, на стабильное развитие российского общества в  целом [1, с. 150].

Заключение

В результате проведенного исследования вопросов взаимодействия православия, протестантизма и католичества в условиях современной России, можно  сделать следующие выводы:

- на  сегодняшний день, в России наиболее  многочисленной и основной религией  остается православие. Вторым  по численности последователей  идет католичества, третьим - протестантизм.

- несомненно, что вопросы межконфессионального  взаимодействия не могут быть  осуществлены без каких-либо спорных  моментов, конфликтных ситуаций. Поэтому,  рассматривая вопросы взаимодействия, нельзя не отразить в данной  работе и те конфликтные ситуации  и разногласия, которые существуют  в данных межконфессиональных  отношениях.

- совокупность  проанализированных выше фактов  позволяет сделать вывод о  возможности возникновения и  обострения межхристианских противоречий  и конфликтов в современной  России. Для создания предпосылок  устойчивого общественного развития  государство должно стремиться  культивировать в обществе религиозную  терпимость и толерантность, равноуважительное  отношение ко всем законно  действующим религиозным организациям  в стране, а также к почти  50-процентной группе российского  общества, сделавшей свой внерелигиозный  мировоззренческий выбор.

- в России  начала XXI в., где действуют десятки  тысяч религиозных организаций  и более полусотни конфессий,  где общество расколото на  две примерно равные группы - верующих  и заявляющих о своей внерелигиозной  ориентации, общероссийская идентичность  не сможет сформироваться в  массовом сознании на основе  религиозной идентичности.


Информация о работе Православие и протестантизм