Византия и православие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории. С глубокой древности славяне торговали с Византией, используя великий водный путь Волхов - Днепр - так называемый "из варяг в греки". Вывозили мёд, меха, воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом пути возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие.

Работа состоит из  1 файл

византия и православие.docx

— 44.41 Кб (Скачать документ)

  ВИЗАНТИЯ (Восточная Римская  империя, Византийская империя), государство  периода IV-XV веков, образованное при распаде Римской  империи, в её восточной  части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное  Средиземноморье). Столица- Константинополь, Население- греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык- греческий. В IX- начале VII веков в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII века рабовладения). Особенности византийского феодализма: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI веке при Юстиниане I. Завоевание в период VII-IX веков арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоеванной крестоносцами территории - греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византийской Империи.

  (справка из энциклопедического словаря)

   В эпоху раннего средневековья  Византийская империя, наследница и  преемница греческой культуры и  государственно-правовой организации  Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние  было определяющим на достаточно большом  отрезке русской истории. С глубокой древности славяне торговали  с Византией, используя великий  водный путь Волхов - Днепр - так называемый "из варяг в греки". Вывозили мёд, меха, воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а с появлением письменности - и книги. На этом пути возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князья совершали военные походы на Царьград (Константинополь), которые заканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.

  Но  основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством  его христианизации. Она же послужила  идеологической основой для объединения  славянских племён в единое русское  государство. В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х  века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время  среди киевских варягов было много  христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После  смерти Игоря его вдова и правительница  государства великая княгиня  Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены  княжеской дружины последовали  ее примеру.

  Верования восточных славян IX-X столетий представляли собой сложное переплетение религиозных  представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь, воде он верил в ее живительную  силу, связывал плодородность земли  с дождем, посланным небом. Представления  про земной огонь издавна связывали  с огнем небесным - солнцем, что  дает тепло и свет. Верили в очищающую  силу огня - отсюда и обычай прыгать  через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был  связан быт землероба. Земледельческий  культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога.

  Существует  два расхожих мнения о состоянии духовной культуры славянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами как начало культурного прогресса древнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны глубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что в дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры.

  При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.

  В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (980 год).

  Понять  превосходство христианства над  язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.

  Приняв  христианскую православную веру, князь  Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало  к этому не только религиозное  воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более  успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

  Киевская  Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда проникало на Русь восточное Православие. Видимо в  целях более успешного осуществления  своих замыслов и, надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь  Владимир вступает в родство с  византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028). В Херсонесе (Корсуни) он женится на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

  Введение  христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло  вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах не обошлось без  открытой борьбы, начатой предводителями язычества. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены  или брошены, были построены христианские церкви. Первоначально христианство распространялось преимущественно  по линии Днепра- Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К  востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников.

  Принятие  христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Большие библиотеки имели  князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь  Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат  был. . . книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

  С Крещением Киевской Руси еще более  расширились и углубились ее государственные  и культурные связи не только с  Византией, но и с Балканскими  странами и другими государствами  Европы. Вступив в Брак с греческой  царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".

  Вместе  с Христовым учением о любви  и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под  влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к  лучшему свои взгляды и нравы. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под  влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских  людей появилось много благочестивых  христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских  соблазнов в монастыри и в  пустынное житье.

  Принятие  христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой  Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу  позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в  первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной  даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснованной будет 988 год.

  В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные  на Русь вместе с крещением, представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под  влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская  письменность, в которой главное  место занимали летописи и жития  святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой  начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали  заметное влияние на духовную жизнь  наших предков и содействовали  смягчению нравов на Руси.

  Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются  епархии. При князе Владимире  подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.

  Крещение  Руси создало необходимые условия  для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с  собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить  их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя  святого Василия на холме, где  стоял идол Перуна и другие и где  творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить  церкви и определить в них попов  и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".

  С помощью греческих мастеров в  Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

  Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях  освящения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как "языческое наследие" памятники дохристианской славянской культуры.

Информация о работе Византия и православие