Музыка и православие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, реферат

Описание

В настоящее время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.

Содержание

Введение
1 Эстетические основы православного искусства
в работах отечественных философов
2 Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли
3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии
4 Проблемы творчества в исследованиях русского философа Н.А.Бердяева
5 Этические проблемы богослужения, сопровождаемого клиросным пением
6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики
7Музыкальная эстетика в православно-русском ареале
8 Основополагающие принципы богослужебного пения
9 Этапы развития практической музыкальной эстетики
10«Распев»-главная художественная особенность древнерусского церковного пения
11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»
12 Эстетические характеристики богослужебного пения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

muzyka_i_pravoslavie_referat.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

а

Московский Государственный Университет

 Культуры  и Искусств 

Институт музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Музыка и православие»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 3 курса заочного обучения гр.№347

  Сусликов  В.Ю.

       Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г

 

Оглавление

Введение

1 Эстетические  основы православного искусства

 в работах  отечественных философов

 

2 Анализ социокультурной,  исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих  взглядов на богослужебное пение  в традициях русской эстетической мысли

3 Софиология как художественно-философская концепция русской религиозной философии

4 Проблемы творчества  в исследованиях русского философа  Н.А.Бердяева

5 Этические  проблемы богослужения, сопровождаемого  клиросным пением

6 Принципы музыкальной богослужебной эстетики

7Музыкальная  эстетика в православно-русском  ареале

8 Основополагающие  принципы богослужебного пения

9 Этапы развития  практической музыкальной эстетики

10«Распев»-главная  художественная особенность древнерусского  церковного пения

11 Богослужебный опыт «музыкальной теургии»

12 Эстетические  характеристики богослужебного  пения 

Заключение

 

 

 

 

 

 

Музыка  и православие

 

В настоящее  время духовная музыка, в частности, музыка православного богослужения, стала объектом пристального внимания и глубочайшего изучения. Вызвано это тем, что духовная музыка, призванная в высших своих проявлениях выражать сверхчувственный мир является достоянием как русской культуры, нашей национальной гордостью, так и непреходящей ценностью мирового искусства. К тому же она значительно повлияла и на светскую музыкальную культуру России.

  В течение долгих лет в нашей стране была ограничена многовековая традиция православного богослужения. Сегодня духовная музыка и церковное искусство являются широко доступной и духовно значимой областью отечественной культуры, проводятся фестивали православной музыки, оживляется концертная практика, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству. В музыкальных училищах и консерваториях изучаются художественные законы богослужебного пения, отличные от законов общей вокальной хоровой музыки. Многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. В связи с этим возрастает актуальность изучения эстетических аспектов богослужебного пения. Понятно, что мы не можем в полной мере охватить все пространство православной музыкальной эстетики, но уже сегодня в состоянии выявить главные ее компоненты в их историческом контексте. Музыкальная эстетика православного богослужения предполагает анализ теоретических суждений о богослужебном пении (имплицитной музыкальной эстетики православия), особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей православной музыки.

  Богослужебное пение значительное эстетическое явление. На Руси причастных к певческому искусству называли избранными, мудрыми и особо посвященными и относились ко всему, связанному с пением, как к таинству.    Сегодня мы ясно сознаем, что человек, воспринимая богослужение, а тем более участвуя в нем, гармонично соприкасается не только с религиозными аспектами службы, но, прежде всего, с художественной ценностью музыкального искусства как такового. С этих эстетических позиций мы и рассматриваем православное богослужебное пение.

 Следует  сразу отметить различие между  богослужебным церковным пением, духовной и светской музыкой.  Многие авторы отождествляют  церковное и богослужебное пение.  Но, строго говоря, церковное пение  – это вообще все, что поется в Церкви (на службах, молебнах, крещении, венчании и т. д.). Богослужебное пение является частью церковного пения и к нему относится только то, что поется на службах. Под «богослужебным пением» мы имеем ввиду один его вид – клиросно-хоровое пение, хотя оно существует наряду с чтением нараспев псаломщика, возгласами священника, алтарным пением и прочими более простыми формами богослужебного пения. Актуальность исследования обусловлена так же выявлением эстетической сущности православного богослужебного пения, пониманием назначения пения в храме, проблемой творчества в богослужебной практике. Конкретно-чувственное восприятие слушателем богослужебного пения приводит к духовному наслаждению, которое всегда сопровождает эстетический опыт. Слушатель реально переживает свою причастность к «полноте бытия».

Эстетические  основы православного искусства

в работах  отечественных философов

 Эстетические взгляды русских религиозных мыслителей, связанные с церковной музыкой, и само богослужебное пение, рассматриваются как специфическая система эстетического и художественно-творческого опыта.

Вопросами эстетики музыкального искусства в целом  занимались и занимаются видные философы и музыковеды прошлого и настоящего. Что же касается рассмотрения музыкальной  эстетики православного богослужения, то это направление относится к малоисследованным областям. Эстетические основы православного искусства затрагивались в ряде работ отечественной философско-эстетической мысли. Это известные эстетические работы Вл. Соловьева и С. Булгакова, в которых главный акцент делается на софийном аспекте искусства. В работах выдающегося философа и богослова П. Флоренского раскрываются эстетические аспекты взаимодействия искусств в храмовом действии, ставится вопрос о каноничности в искусстве, о проблемах взаимосвязи искусства и религии. В философско-этических трудах Н. Бердяева рассматриваются религиозно-этические и эстетические основы творчества, ставится проблема теургии как эстетическая проблема. Вопросам красоты, её назначения, а так же богословским основам церковного пения уделено внимание в работах целой династии Лосских.

XX век в области  эстетики музыки оставил нам  труды замечательного философа  А.Ф. Лосева, в которых философский  метод достаточно аргументировано  применен к области музыкознания. Что касается современной эстетической мысли, для нашего исследования важны труды В.В. Бычкова, в которых автор разработал основы православной эстетики, начиная с ранневизантийской мысли, софийно-теургических тенденций древнерусской религиозной эстетики и заканчивая русской теургической эстетикой ХХ в. В сфере музыковедческих исследований особое значение имеют труды по истории древнерусского певческого искусства, знаменного распева, эстетике древнерусского пения Н.Д. Успенского, Н.Ф. Финдейзена, М.В. Бражникова, В.М. Металлова, И.Е. Лозовой, Т.Ф. Владышевской, О.А. Седаковой и некоторых других исследователей.

 В целом  можно отметить, что результаты  анализа литературы, посвященной  различным аспектам (эстетико-философским,  теоретико-музыковедческим, религиозным) изучения места музыкального искусства в православном богослужении свидетельствуют об интересе ученых к вопросам эстетики православного богослужения в целом, однако специально эстетикой богослужебного песнопения никто еще не занимался.

 

Анализ социокультурной, исторической динамики философско-эстетических, религиозных, искусствоведческих взглядов на богослужебное пение в традициях русской эстетической мысли

1) определение  места и значения православной  музыки в отечественной художественной  культуре;

2) выявление  софийно-теургического аспекта православного  богослужебного пения как принципа  организации церковной жизни;

3) анализ основных  произведений Отцов Церкви о  церковном пении как духовном  феномене;

4) систематизация  философско-эстетических взглядов и представлений о богослужебном пении на протяжении последних лет, а также исторический обзор становления богослужебного пения;

5) анализ художественно-эстетической  специфики русского богослужебного  пения; 

6) выявление  собственно регентских взглядов на художественное своеобразие и перспективы развития богослужебного пения в его эстетическом аспекте.

Богослужебное пение- эстетически значимый феномен православного церковного искусства. Ниже рассмотрим анализ православного богослужения и его музыкальной эстетики с позиций художественной значимости клиросного пения, его софийно-теургического аспекта, выразительности певческих средств, творческого потенциала занятых в православном пении людей. Введено понятие «музыкальная теургия» для выражения особой возвышенно-эстетической специфики певческого искусства.

Предметом теоретического осмысления стали эстетические аспекты русского богослужебного пения, тем самым была введена новая область в сферу эстетических исследований. Были разработаны некоторые основы методологической базы исследования художественных образов православной музыки, историческая динамика развития которой является важной частью культурогенеза.

1. Музыкальная эстетика православного богослужения основывается на софийно-теургических принципах, выявленных русской религиозной философией рубежа XIX-XX вв., но изначально присущих церковной музыке. Творчество является способом самореализации преображающегося человека, духовно открытого, действующего не только в силу сознательного различения добра и зла, но и на основе эстетического опыта. Творчество имеет, прежде всего, антропологическое начало, глубинно связанное с музыкальными переживаниями в православном богослужении.

2. Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм самого богослужения. В качестве канонически предписанного можно назвать пение молитвенное, внимательное, умиленное и благоговейное, без сопровождения инструментов. Святоотеческая традиция характеризует богослужебное пение как смиренное и тихое моление со страхом и трепетом. Церковное пение, по учению Святых Отцов и учителей Церкви, возбуждает усердие христиан к молитвенному деланию, участию в литургическом таинстве. Идеалом церковного пения надлежит признать духовное единение участников богослужения в пении «единым сердцем и едиными устами», когда все прихожане участвуют в исполнительстве, ибо церковное пение, согласно Отцам Церкви, прежде всего – молитва, а уже потом – искусство. Однако сегодня мы знаем, что эта молитва осуществляется во многом на музыкально-эстетическом, эмоционально наполненном уровне.

3. Богослужебное пение – это искусство, подчиненное законам религиозного мироощущения. Церковное искусство, православная икона, фреска, музыка – суть философия и богословие, проявленные в особой форме, эстетически реализуемые. Эстетическая выразительность исполнения – это своеобразное выражение «Божественного замысла». Художественные образы и символы музыкально-певческого искусства создаются по особым, характерным только для певческого православного искусства законам и имеют анагогический, возвышающий душу характер.

4. Эту преображающую,  возносящую верующего в духовные  миры функцию богослужебного  пения мы обозначаем по аналогии  с эстетической категорией теургии  русской духовно ориентированной  эстетики «музыкальной теургией». Введение этого понятия в эстетику помогает яснее понять глубинный духовно-эстетический смысл церковной музыки.

 

Софиология  как художественно-философская концепция  русской религиозной философии

 Одной из  значимых художественно-философских  концепций русской религиозной философии XIX – XX веков является софиология, которая у ее первого разработчика Вл. Соловьева стала основой теургической эстетики и была творчески продолжена С.Н. Булгаковым и П.А. Флоренским. Русское православное богослужение и искусство пронизаны софийными интуициями и энергиями, и русские религиозные мыслители, начиная с Соловьева, хорошо чувствовали это. В своем понимании Софии Соловьев опирался на библейские и гностические тексты, на богослужебную и художественную практику православия и на свои собственные софийные видения и поэтические интуиции. Для него София являлась личностно-безличностным посредником между Богом и миром, творческим божественным началом в мире. Она, в его понимании, одухотворяла и всю художественную деятельность, выступала божественной энергией в теургической деятельности творческих людей, особенно поэтов, художников, музыкантов. София – это и есть глубинное, духовное начало в любой художественной теургии, в том числе и в музыкальной.

 О. Павел  Флоренский пытался осмыслить культовые памятники – софийные храмы, иконы, гимнографию и церковное пение, – в софийном аспекте. Одновременно он рассматривал Софию как особый многозначный символ, наделенный божественной энергией и снимающий антиномизм между Богом и миром, Богом и человеком. София представлялась ему тем идеалом красоты, который на земном уровне воплощался в образе Богоматери и ее иконах, в самой Церкви Христовой, в богослужении, в православной иконе, церковном пении.

 Продолжая  софиологические начинания своих предшественников, С.Н. Булгаков на основе софиологии создает неоправославное учение. Это учение шло вразрез с некоторыми положениями традиционного Православия, однако играет важную роль для современной религиозной эстетики, для понимания христианской духовной культуры и православного искусства. Для него София – это божественная «Идея», она является предметом любви Божией и его творческим принципом. Теория Софии у Булгакова предполагает существование двух Софий: божественной и сотворенной. Одна обращена к Богу, другая к земле, тварному миру и сама является его творцом. София является вдохновителем художественного творчества человека, его побудительной причиной, связывая его с божественной сферой. Все духовно ориентированное искусство Булгаков считал софийным, направленным на выражение высших духовных идеалов, а творчество художников рассматривал как софиургийное.

Наиболее точно  идею теургии применительно к  искусству выразил Н.А. Бердяев  в своей философии творчества, которую он разрабатывал практически  всю свою жизнь. Помимо того, что само искусство он считал теургийным, т.е. боговдохновляемым, он видел в теургии развитие божественного замысла о продолжении творения мира. И в этом главную роль отводил творцам-художникам. Бердяев был убежден, что искусство в его традиционной форме находится в кризисе, достигло своего предела, в чем его убеждали опыты современных художников-модернистов (Пикассо, особенно). И далее искусство должно смениться теургией, оно должно выйти за пределы искусства в жизнь и строить ее по эстетическим законам, по законам красоты, опираясь на божественную помощь. Последняя, как показали Соловьев, Флоренский, Булгаков, идет к творцам через Софию Премудрость Божию.

Информация о работе Музыка и православие