Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

       Но где в Новом Завете говорится  об отмене десятины ? 
Ведь Новый Завет говорит о добровольных пожертвованиях. Ветхий Завет также говорит об этом. Установленный минимальный стандарт подаяния не запрещает пожертвований свыше и более этого стандарта. 
       В Новом Завете указана причина, по которой ученики отдали все, что у них было. Деян.4:33 - "Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их". 
      С самого начала было понятно, что Новозаветные христиане, пребывающие под благодатью, не будут давать меньше их Ветхозаветных братьев. 

 
  1. Иисус и Его отношение  к Закону Моисея и

    к  материальным пожертвованиям

 
 

     Рассматривать данный раздел, необходимо с позиции, что автором Закона является Господь Иисус Христос. Бог Израилев ….открыл Себя и Свою волю через Тору …, послал Свою Премудрость направлять людей. Образ Логоса стал (например, для Филона) способом сказать о Промысле Божьем во вселенной; Логос почти отождествляется с Премудростью, 70Иисус говорил от лица Божественной Премудрости.

     Следовательно, приход Иисуса Христа повлиял на власть и использование Закона Моисеева. Произошел некий водораздел  в  понимании. Это было очень важно  не только в полемике Иисуса с различными религиозными группами, но и для понимания  ранней церковью и ее взаимоотношения с Израилем. Иоанн, будучи величайшим из всех пророков был последним из них. С его приходом эпоха Закона и пророков подошла к концу.71

     Иисус в целом исполняет закон, но дает понять, что может толковать его и даже нарушать. Он осуждает развивающийся устный Закон за следование букве и игнорирование главного в законе: любить Бога и ближнего. В этом суть и дух закона. Он отменяет некоторые заповеди и возвещает волю Божью без ссылок на авторитет закона на основании того, что Он является Господином закона. Иисус выше закона, но Он не только не критикует закон, но наоборот утверждает его действительность, которая сохраняется через Его учение и исполняется только через жизнь в Нем.72

Каждый Евангелист в той или иной мере показывает отношение Иисуса к Закону:

  • Марк придает большое значение отмене Иисусом ритуальных аспектов Закона, хотя и мало касается этических поучений Иисуса.
  • Лука придерживается аналогичной линии, одобряя благочестие соблюдающих Закон, но, показывая, что продолжающаяся действительность Закона относится главным образом к его пророческим аспектам.
  • Иоанн с одной стороны, подчеркивает конфликт между Иисусом и Его требованиями и, с другой - Законом и его установлениями. Однако и здесь смысл не столько в том, что Иисус отменяет Закон, сколько в том, чтобы показать: Он, как Сын Божий, замещает его. Здесь надо понимать, что Закон и как его понимали и толковали книжники и фарисеи не одно и то же.

     Но наиболее полную картину в позитивном плане показал именно Матфей, так как он вероятнее всего пишет для общины, которую глубоко волнует вопрос о взаимосвязи Израиля и Церкви, Закона и учения Иисуса. Соответственно он включает больше высказываний Иисуса на этот счет, чем другие евангелисты, показывая, как Иисус одновременно подтверждает и превосходит Закон.

Отношение Иисуса Христа к Закону можно расположить  в двух плоскостях:

  1. Отношение к письменному закону
  2. Отношение к устным фарисейским традициям.

     Согласно некоторым исследователям взгляд Иисуса на Царство перекликается с учением раввинов, с той лишь разницей, что на место закона Иисус ставит религиозный опыт.73 Иисус пришел как иудей к иудеям, принимая авторитет Ветхого Завета, сообразуясь с соответствующими храмовыми обрядами, участвуя в богослужении в синагоге и всю Свою жизнь, начиная с рождения, живет как иудей.74 Он посещает основные праздники в Иерусалиме, платит храмовую податъ (Мф 17:24-27), носит кисти на одежде (Мф 9:20; ср. Числ 15:3841) и никогда не совершает поступков, которые можно было бы считать несомненным нарушением Субботы.75 Иисуса можно было обвинить в нарушении ритуальной чистоты в случае прикосновения к грешным и нечистым людям. Но исцеление, которое последовало за прикосновением к прокаженному (Лук. 5) эту позицию делает неуверенной.

     Иисус использует Закон в Своем учении ограничено. Когда Он излагает Свое учение, то редко цитирует Ветхозаветный  Закон, хотя указывает, что оно не противоречит и находит в преемственности  от него, но это приводит к мысли, что Он не зависит от Закона. И чаще всего Иисус приводит цитаты их Ветхого Завета в том случае, когда этого требует  соответствующая проблема собеседника. Когда искушая Его , задают вопрос о важнейшей из заповедей в Законе(Мф 22:36), Иисус не умаляет их и в Евангелии от Иоанна дает новую заповедь, не ссылаясь на Ветхий Завет: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13:34). Также Иисус устанавливает приоритеты и для других заповедей.

 

     Иисус и богатый юноша

     Поистине  замечательный отрывок подарил  нам Матфей в своем Евангелии, где он описывает  диалог богатого юноши с Иисусом (Мф 19: 16-22), призывая к исполнению десяти заповедей. Он не полагает, что для спасения достаточно их соблюсти, и реально ли

вообще исполнить  Закон. И когда юноша перечисляет  все заповеди, то оказывается, что  для совершенства еще  необходимо взять все, к чему прилепилось  сердце, отдать Богу и последовать  за Иисусом. Характерно, что юноша  и сам не уверен, что исполнив Закон можно наследовать жизнь вечную, о чем и говорит его вопрос.

      Возможно  и другое толкование, что обращение  Иисуса к Закону имело цель вызвать  юноша на беседу, но как бы то ни было, важен конец разговора с призывом  следовать за Ним. Некоторые исследователи видят в этом призыве одну из Моисеевых заповедей, но тем не менее какую бы роль не играл Закон, внимание обращается на призыв Иисуса, то к чему не звал Закон: в Царство Небесное можно войти, следуя за Иисусом, а не подчиняясь Закону.76

     Райт  же говорит о  призыве Иисуса к новому пониманию израильтянами своей национальной идентичности, которая  достигает кульминации в этой истории. Ответ Иисуса поначалу обычен для еврея: нормой для богоизбранного народа является Тора, соблюдающие ее получат жизнь будущего века. Иисус процитировал лишь вторую половину Декалога. Тогда Иисус резко говорит: продай все, раздай беднякам, а потом иди за мною. Это напоминает призыв первых учеников, только больше подчеркивается цена ученичества. Неужели Иисус вместо Торы предлагает новую «этику» как «образ жизни», вечный стандарт поведения? Или, может быть, перед нами лишь «промежуточная этика», своего рода закон военного времени, данный на краткий и нетипичный период, пока не настал конец света? Повеление отказаться от богатства и следовать за Иисусом, видимо, было дано сугубо этому юноше. Молодой человек должен продать все свое имущество, т. е. избавиться от идолов, привязывающих его к

     маммоне вместо Господа. Он должен затем следовать за Иисусом, т. е. полностью взять на себя тот образ жизни, который (подобно первой заповеди!) был неотложным призывом Господа к Израилю. Опять-таки Тора релятивируется исполнением ее подлинной интенции. Молодого человека зовут поставить над собой уже не Тору, а Иисуса. Его зовут войти в Израиль, который определяется уже не Торой (и не будет оправдан на основе верности Торе), но верностью Иисусу - верностью, включающей отказ от всех идолов.

      Для Иисуса Ветхий Завет - это вдохновенное Слово Божие, а также закон, как  критерий жизни и Он сам подчиняется Его повелениям77. Иисус никогда не критикует Ветхий Завет и не подвергает сомнению его богодухновенность. Его миссия является исполнением истинной цели Закона.78 Хотя Вышеславцев говорит, что «Иисус со своими учениками нарушал Закон на каждом шагу», он не приводит достойных примеров и серьезной аргументации.79

     Иисус отвергает не Закон, а толкования закона фарисеями и книжниками  касающихся субботы, поста, церемониальной чистоты и омовений80, а также различий между "праведниками" и "грешниками". Но Иисус «делает» всякую пищу чистой, провозгласив, что пища не оскверняет человека, тем самым упразднив церемониальную традицию81. Формально упраздняя принцип церемониальной чистоты, Иисус не отвергает их в установлениях Моисея, но выдвигает понятие чистоты на новый, более высокий, внутренний, сокровенный уровень. Он говорит о новом понимании роли Закона в эру мессианского спасения.

            Эд Сандерс высказывается  по этому вопросу так: «Многие ключевые учения Иисуса по поводу Торы предполагают не отмену Торы, а более строгий подход к ее заповедям. Если бы Иисус «выступал против Закона», ранняя Церковь не пребывала бы в затруднении по этому вопросу, и Павлу не пришлось бы писать Послание к Галатам».

     Хотя  Иисус не «выступал против Закона», он «оспаривал адекватность Моисеевых заповедей» в ряде моментов. Поскольку Иисус при этом высказывался от лица Бога Израилева и возвещал Царство, он встретил реальную оппозицию, и, когда его программа в конце концов толкнула его на конфликт с Храмом, он был казнен.82

     Иисус предпринял Свое служение не для того, чтобы положить начало новому движению внутри или вне Израиля. Он пришел как иудей к иудеям, принимая авторитет Ветхого Завета, сообразуясь с соответствующими храмовыми обрядами, участвуя в богослужении в синагоге и всю Свою жизнь живя как иудей.

     Самое важное высказывание Иисуса Христа для  понимания Его отношения к  иудейскому Закону находится в Мф 5:17: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Поэтому это место нуждается в серьезном исследовании и толковании. И даже были попытки внести заведомо ложное толкование этого места священного Писания. Маркион, например он изменил выражение 17-го стиха так: «зачем вы думаете, что Я пришел исполнить закон и пророков? Я пришел нарушить, а не исполнить». Но эти слова – одна из древнейших еретических ссылок на рассматриваемый стих Матфея, - только показывают, что не Матфей вложил слова 17 стиха в уста Иисуса Христа в целях защиты от еретиков, а еретики заимствовали слова Матфея для своих целей и извратили их.83

  Произведем экзегезу этого отрывка, а также параллельное место из (Лк 16:16-17), где говорится о переломном моменте в истории спасения: «Закон и пророки были до Иоанна; с тех пор благовествуется Царство Божье, и всякий усилием входит в него». И далее в 17 стихе Иисус подчеркивает, что Ветхий Завет остается, но приход Иоанна знаменует глубокую перемену в роли и значимости «Закона и пророков».   Параллельное место в Мф (11:13) : «Закон и пророки прорекали до Иоанна». Подчеркивает пророческий аспект Ветхого Завета и раскрывают понимание  Мф 5:17 и учения о 3аконе. Многие исследователи совершенно справедливо считают ее и изложением нового -  новозаветного  -

закона. Этот закон был нов потому, что ничего подобного люди никогда не слыхали прежде. Слушателям Христа могло казаться, что, преподавая новые законы, Он совершенно отменяет прежние.84

     Также существует спорный момент в истории  этого отрывка Мф 5:17-19 и некоторые  исследователи считают, что эти  отрывки не относятся к учению Иисуса Христа, являются плодом раннехристианской общины и  вообще принадлежат ранним источникам и составление этой фразы принадлежит самому Матфею. Но, пожалуй, нет веских оснований сомневаться в подлинности речений Иисуса Христа.

            Иисус нигде не говорит, что отменяет прежний закон, и хочет его разрушить или нарушить. Он ставить Свои новые законы в генетическую связь с  прежними.85

     «Ветхий завет был первыми ступенями  в великом ходе откровения и искупления, которые достигают своего завершения во Христе». Исполнение ветхозаветного закона новым было великим историческим процессом. Ветхий завет походил на пустой, незаполненный сосуд; или, иначе, был только формой, не имеющей внутреннего  содержания. Христос наполняет этот сосуд; дает форме внутреннее содержание и cмысл. Иисус Христос наполнил или исполнил ветхозаветный закон  совершенно Своею собственною личностью, жизнью, Своим учением, где разъяснил абсолютный истины религии и всеобщие принципы нравственности. При таком исполнении осталось неприкосновенным все, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии.  Но самый этот процесс   исполнения   предполагает замену ветхозаветной религии самой по себе. Она не могла продолжать теперь своего существования независимо от Нового Завета.

        Наша жизнь по благодати не должна проходить по более низким стандартам, чем жизнь по закону. Напротив, Христос систематически давал наставления о том, как относиться к убийству, прелюбодеянию и клятве. Из Его учения было совершенно очевидно, что Его установления намного выше, чем стандарты фарисеев .

      Без  сомнения, Иисус отдавал десятину. Он вырос в преданном Богу  еврейском доме,

что говорит о  том, что Его родители отдавали десятину и научили Его тому же. 
           Ясное учение Ветхого Завета о десятине было очень хорошо знакомо Иисусу, так как Он прекрасно знал Св. Писание. Враги Иисуса внимательно наблюдали за Ним, пытаясь обвинить во всевозможных преступлениях. Несколько раз Его обвиняли в нарушении субботы. Но не было ни единого раза, чтобы Его обвинили в нарушении закона о десятине.

            Кроме того, в Талмуде описано, как во времена Иисуса хранителям закона запрещалось сидеть за одним столом с тем, кто не давал десятину. Однако мы неоднократно видим, как фарисеи сидят за одним столом с Иисусом. Не доказывает ли это, что десятина была по-прежнему существенной и важной. 
           Более того, хотя Иисус часто обличал фарисеев, призывая их уделять больше времени более важным вещам, Он ставил в пример их заботу о десятине. 
       Говоря о жертвенном отношении к деньгам и имуществу, Иисус ни разу не упоминал об отмене десятины - "нижней планки" в материальном служении. Напротив, Он показал, что "потолок" христианского даяния стал намного выше. И нам, как ученикам Иисуса Христа не следует занижать стандарты, которые принес Христос в этот мир!

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви