Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)
 

  Заключение о средневековом периоде.

 

        Ни в один период Церкви, христиане не делали для бедных столько, сколько в средние века. В средневековье то, что зарождалось в ранней церкви впервые достигло своей зрелости. Однако вместе с тем пошли в рост и существовавшие ранее однобокие и нездоровые тенденции. Забота церквей о бедных прекратилась, и вся благотворительность стала осуществляться благотворительными учреждениями. Монахи и монахини или члены

несущих служение орденов  заняли место диаконов – а диаконат в прежнем виде

прекратил существование. Милосердие стало однобоко учрежденческим и однобоко церковным.

           Церковь была посредницей всех дел милосердия. Она стала фактически единственным принимающим дары и единственным дающим, ибо главной целью каждого дела милосердия, каждого распределения милостыни, каждого дара, всякого самопожертвования на службе нуждающимся было собственное спасение дающего.

           Произошла полная перемена понятий. Люди отдавали и несли служение уже не для того, чтобы помочь нищим во Христе и послужить им, но чтобы приобрести для себя заслугу, освободиться от чистилища, достичь большей степени вечного счастья. Поэтому с нищетой не боролись, а ее лелеяли, а нищенство достигло своей зрелости. Несмотря на обильные пожертвования и разнообразные учреждения, получающие богатые дары, социальные проблемы государства не были решены.

 
 
 

    5.   Реформация церкви

 

        Как мы уже рассматривали выше, в средневековье социальные проблемы не могли решиться через дела милосердия. Средневековые больницы со временем превратились в дома пропитания, и только в период Реформации утвердился принцип, что эти дома должны стать также и домами морального преображения.

         При папе Юлии II было начато строительство Купола собора  Св. Петра – это одновременно и слава и позор папского Рима. Он вознесся над Римом за счет торговли индульгенциями, которая нарушила единство западного мира.

       В своих трудах «Наставления  в христианской вере» великий  богослов Жан Кальвин, говорит, что индульгенция продержалась долго, и, причем получила огромное распространение. И это дает нам почувствовать, в какую тьму заблуждений может впасть человек и оставаться там долгие годы. Люди видели, что спасение их душ было превращено в товар, что ничего не дается бесплатно, что под предлогом продажи спасения с людей вытягивают деньги и тратят их на распутство, разврат, обжорство. Но, тем не менее, люди, в основной своей массе считали индульгенции великой честью, обожали их и покупали118

        Иисус начал Свое служение  с того, что выгнал торговцев  из двора Храма, а реформация  началась с протеста против торговли индульгенциями, которая оскверняла и подрывала христианскую веру.

       На языке римского законодательства  indgentia означает амнистию или отмену наказания.  На церковной латыни indgentia - это отпущение наказания за грех (не самого греха) во времени (не в вечности), при условии покаяния и уплаты денег на церковные нужды или на какую-либо благотворительную цель.  Тецель разъезжал по всем провинциям и распространял индульгенции, помещая их в храмах высоко на алтарях, уложив индульгенцию на бархатную подушечку.119 Рядом ставили большой сундук для денег, которые поступали от продаж индульгенций.

       Простые люди с радостью покупали  бумажки, которые давали им  пропуск на небеса.  А умные и благочестивые души были поражены подобным зрелищем. Они спрашивали, неужели Бог любит деньги больше, чем справедливость. И почему папа, имеющий в распоряжении всю безграничную сокровищницу избыточных заслуг, не опустошил сразу все чистилище для перестройки собора Святого Петра или не построил его на собственные средства.

       После крестовых походов дарование  индульгенций выродилось в регулярную торговлю и стало источником обогащения для церкви и монахов. Значительная часть доходов поступала в папскую казну.

       Вымогательства римской курии стали невыносимым бременем для христианского мира и в конечном итоге вызвали резкий протест, вследствие которого папство утратило свои лучшие владения.

       Мартин Лютер рассматривал отпущение грехов как безвозмездный дар благодати, который принимается с живой верой. Его понимание было диаметрально  противоположно покупке освобождения за деньги.

        Благодаря Божьему Провидению  Реформация охватила со временем  всю Европу, призывая  христиан  вернуться к истине Слова Божьего. Протестантские служители и церкви были в не милости у государства, поэтому к ним не поступала никакая финансовая или материальная поддержка. И тогда жаждущие и ищущие истину стали опять доброхотно жертвовать пожертвования и приносить дары, чтобы поддерживать жизнь священников.

       Доходы Мартина Лютера были очень малы даже по меркам того времени. Они составляли поразительный контраст с королевским великолепием и роскошью, в которой жили епископы и кардиналы. Он не получал ни платы от студентов, ни жалования проповедника от городской церкви, но ему регулярно подвозили хворост и зерно, а иногда и хорошую одежду. Друзья и почитатели дарили ему кольца, цепи и другие ценные предметы.

      Мартин  Лютер и все реформаторы старались во всем показывать отличительное отношение в христианской жизни, по сравнению с папским двором. Они жили в скромных домах, ели простую пищу, одевались в недорогие одежды.

       С приходом Реформации, в Католичестве  произошли некоторые реформы  как богословские, так и практические, которые касались, в том числе и финансовой стороны жизнеобеспечения служителей.

       А Протестантизм вновь возвысил библейские стандарты и принципы. Из этого, как следствие, вновь возобновились добровольные пожертвования в церкви и служители стали жить от благовестия,120 как, и написано в Писании. Люди вновь обрели потерянную веру, что каждый «кто щедро сеет, щедро и пожнет».  А служители обрели независимость от государства и его влияния.

 
 
 

2.6. Исторически сложившаяся  практика

пожертвований в Православной и Католической Церквах

 

Православные

 

      Что же выработала церковная Православная практика в вопросе материального обеспечения священника? И как к этой практике может и должен относиться священник?

      В общем выработано жизнью три способа  разрешения этого вопроса:

      1)"питаться  от  алтаря",  т.  е.  брать   вознаграждение за требы;

      2) получать жалованье  от  государства  или центральной церковной власти и

      3)получать  установленное   и  определенное  вознаграждение от своего прихода;

      Все эти способы имеют свои достоинства  и недостатки.

         Со времен петровских преобразований Русская Православная Церковь была подчинена государству, а затем и включена в государственный аппарат Российской Империи. Духовенство на местах использовалось как проводник государственной политики. Прекращение практики избрания причта привело к разрыву личных связей между прихожанами и духовенством и поставило перед государством вопрос о необходимости материального обеспечения духовенства, представители которого решали в процессе своей деятельности ряд государственных задач. Особо остро вопрос обеспечения касался сельских приходов - в городах и монастырях духовенство традиционно более обеспечено.

          Попытки решить вопрос материального обеспечения духовенства предпринимались во время царствования Николая I. Тогда на это ежегодно из государственного казначейства выделялись суммы, постепенно увеличивавшиеся. К 1861 г. на содержание приходского духовенства по смете Святейшего Синода приходилось ежегодно по 3 315 000 руб.121

        Кардинальные перемены в обеспечении духовенства наступают в 1861 г. Если в 1860 г. в распоряжении Хозяйственного управления при Святейшем Синоде было 7 831 384 руб., из которых большая часть шла на содержание духовенства, то в 1861 г. оставалось только 438 900 руб.122

           Вопрос о положении приходского духовенства, его роли и месте с 1860-х гг. широко обсуждался в обществе. Предлагался ряд способов решения проблемы материального обеспечения. Пресса была наполнена письмами священников, рассказывавших о своем бедственном положении.

       Отчеты обер-прокурора Святейшего Синода, сообщавшие императору о состоянии дел в Духовном ведомстве, за рассматриваемый период также сообщали о неудовлетворительном материальном положении духовенства. Озлобленность священников на прихожан из-за своего бедственного положения, бесконтрольность и нерациональное расходование церковных сумм, хищнические тенденции в поведении церковных старост также были предметом обсуждений того времени. Кризис взаимоотношений пастырей и паствы был очевиден для современников.

        В 1862 г. программа преобразований была еще не очень ясна, но в сентябре 1863 г.        Особое присутствие по делам православного духовенства разослало циркуляр: "При изыскании средств к улучшению быта духовенства внимание обращается на одни только правительственные способы, в частности на средства Государственного Казначейства...   

          Внимание правительства было направлено на создание связей между духовенством и приходом. Для активизации прихожан в деле материального обеспечения духовенства 2 августа 1864 г. Особое присутствие выработало и издало проект Положения о церковно-приходских попечительствах.

           Идея приходских попечительств была высказана в 1863 г. министром внутренних дел П.А. Валуевым: "Между священнослужителями и приходом должна быть особого рода связь, и желательно, чтобы прихожане принимали ближайшее участие в заботах о благоустройстве приходского храма и о благосостоянии причтов. Здесь учреждение церковно-приходских попечительств могло бы принести особую пользу".123

           16 апреля 1869 г. был утвержден предложенный Особым присутствием проект, положивший начало формированию новых штатов в епархиях. Штат одного прихода нормативно определялся как один священник и один причетник на приход.

          Обязанность по сокращению приходов была возложена на губернские присутствия, которые должны были "при уравнении существующих приходов или по упразднении некоторых с припиской в последнем случае как прихожан, так и церквей к другим приходским церквам" руководствоваться:

  • численностью прихожан;
  • расстоянием церквей от одной до другой и от отстоящих в их приходах деревень;
  • удобством сообщения приходских деревень с церквами;
  • вместительностью здания храмов;
  • нравственно-религиозным состоянием прихожан, степенью привязанности их к своим церквам и другими тому подобными местными условиями.

             В связи с идеей сокращения числа духовенства 26 мая 1869 г. был принят закон об отмене сословной замкнутости духовенства. С этой же целью из числа церковнослужителей, причислявшихся к духовному сословию, исключались все, кроме псаломщиков. "При переполненности духовного сословия надлежит ожидать, что многим из детей духовенства не найдется места в духовном звании, и таким образом явилась потребность открыть детям священно - и церковнослужителей пути к обеспечению своего существования на всех других поприщах общественной деятельности", - говорится в законе.

             К 1876 г. недовольство населения введенными штатами и сокращением числа приходского духовенства становится настолько очевидным, что Особое присутствие по делам православного духовенства вынуждено было принять ряд мер, призванных смягчить обстановку.

         К концу 1870-х гг. очевиден кризис реформы, которая, по словам отчетов за этот период, не только не решила проблемы материального обеспечения духовенства, но и ухудшила взаимоотношения духовенства с паствой. Государство хотело переложить содержание духовенства на приходы. Однако разрыв связи между приходами и духовенством, ставший результатом государственной политики синодального периода, послужил серьезным препятствием для осуществления этих планов. 124

         Сложность решения задачи заключалась в том, что прихожане воспринимали духовенство как чиновников, находящихся на государственной службе, и поэтому считали, что вопрос об обеспечении духовенства должен решаться самим государством.

           Говоря об улучшении материального положения приходского духовенства посредством назначения ему определенного содержания от прихожан, некоторые преосвященные заявляли, что и этот способ обеспечения духовенства нередко встречает затруднения.

         Так, в Таврической епархии епархиальное начальство и местное губернское присутствие с 1864 г. усиленно стремились к замене приношений духовенству от прихожан определенным денежным содержанием. Первоначально дело пошло так успешно, что половина причтов была обеспечена жалованием по приговорам сельских обществ.125

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви