Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
  1. Павел и его мнение о  материальной поддержке служителей
 

            Для того чтобы иметь еще более ясное представление о практике пожертвований в новозаветной церкви, следует обратить внимание, какое мнение имел апостол Павел по поводу материальных сборов, десятине  в своих посланиях.  Миссионерское служение Павла было обращено прежде всего к язычникам. Он сам зарабатывал себе на жизнь шитьем палаток,86 чтобы не обременять своих учеников (принадлежащих в основном к бедным слоям), а также, чтобы сохранить независимость и заградить уста врагам и засвидетельствовать свою благодарность бесконечно милосердному Господу, Который призвал его, безрассудно фанатичного гонителя христиан, на служение в качестве апостола благодати.

         Павел никогда не просил денег для себя – только для бедствующих евреев-христиан в Палестине. Лишь в качестве исключения он принимал дары от филиппийских учеников, особенно дорогих его сердцу. Тем не менее, он снова и снова предписывает церквям щедро поддерживать учителей, которые преломляют для них хлеб вечной жизни. Спаситель мира – плотник! Величайший проповедник Евангелия шьет палатки!

         Что же апостол говорит о десятине в таком случае?  Он указывает на факт того, что священники будут  питаться от приношений. В послании к Коринфянам 9 главе Павел подчеркивает законодательный авторитет написанного.87 Вол в Писании является символом труженика любого рода. Вол способен молотить, топтать, давить. Волы тащили салазки вокруг большой горы зерна, лежавшей на полу молотильни.  За свой нелегкий труд волы могли есть столько зерна, сколько им было необходимо.

              «О волах ли печется Бог?»  - спрашивает апостол. Далее он  сам отвечает, что тот, кто пашет, тот надеется получить ожидаемое, которое необходимо. Павел размышляет о том, что «есть ли что-то необычное, если мы будем ждать этого?».88 Те, кто занимал священные должности и вел службы ради других, должен был по справедливости снабжаться пищей.

            Далее, в 17 стихе Павел хочет  сказать, что видит свое вознаграждение не в получении материальной платы, а вознаграждение Павла – его возможность безвозмездно проповедовать Евангелие.89

    В следующем  отрывке послания к Коринфянам 16 главе, Апостол Павел учил Церковь собирать денежные пожертвования в день общецерковного Воскресного служения а, если не было служителя, то, до его прибытия откладывать у себя, а затем передать ему -1Кор.16:2. Далее средства распределялись в соответствии с теми нуждами, которые были у церкви. Решения по распределению материальных средств принимались священнослужителями, ответственными за эту работу – диаконами, пресвитерами, епископами или непосредственно апостолами -Деян.6:3; Тит.3:13-14.

Ответственность каждого  христианина состоит в оказании поддержки собратьям по вере - как индивидуально, так и коллективно.

       Хотя здесь речь идет о пожертвованиях на благотворительность, надо полагать,  что принципы, излагаемые здесь, должны быть руководящими принципами для церквей в сборе всех пожертвований: для своих собственных расходов, для миссионеров и благотворительных учреждений.

        Этими принципами являются: добровольность, соразмеренность, систематичность, исключительная честность в деле распределения пожертвований. Щедрое Господне благословение ожидает тех, кто дает от всего сердца, что особенно подчеркивалось, дух братской любви, проявленный таким образом, называется неизреченным даром .

            Кроме материальной помощи для  Иерусалимской церкви Павел хотел,  чтобы сбор пожертвований был  выражением духовного единства  церкви. Пожертвования должны были объединить новообращенных иудеев и язычников. Говоря о материальном служении, Павел использовал термин "койнония." ( Рим.15:26; 2Кор.8:4; 9:13) Поддержка "святых" - основная цель сбора пожертвований. Первая обязанность святых.

Нам велено "делать добро всем" - "наипаче своим  по вере" 90

       Мы можем много говорить о  десятине вообще и цитировать  тексты, говорящие, что десятина  была источником пропитания священников  и левитов.        

       Но хотелось бы еще процитировать  и самого Павла из Евреям 7:5 "Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа". Теперь зная, что апостол Павел понимал десятину как источник дохода "священнодействующих", мы следуем его аналогии и говорим, что и в Новом Завете остается та же система, утвержденная Господом и подтвержденная апостолом Павлом: "проповедующие Евангелие живут от благовествования", 91 то есть от десятин и пожертвований тех, кому они благовествуют.

          «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования», спрашивает Апостол в своем послании у Коринфян. 
           Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?   Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Галатам 6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1 Тимофею 5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».  
           Обратите внимание на то, что апостолы, будучи служителями Нового Завета, касаясь финансовых вопросов служения, ссылались на Ветхий Завет и цитировали Ветхозаветный

принцип: «не заграждай рта у вола молотящего» (1 Тимофею 5:18, 1 Коринфянам 9:9). Вы никогда не задумывались, почему апостолы в этом вопросе руководствовались ветхозаветным принципом? Ответ прост: Закон никто не отменял. Об этом же сказал Сам

Господь Иисус в  Матфея 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».  
       Павлу принадлежит фраза, в которой он задает совершенно НОВЫЙ тон в том, какое отношение у нас должно быть к тем, кто трудится в церквах в качестве наставников.
 
« Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» 92. Корень употребленного здесь слова «ЧЕСТЬ» лежит в основе латинского слова «honorarium», от которого также происходит наше слово «гонорар». Согласно определению толкового словаря 93, «гонорар» - это «вознаграждение, - обычно за заслуги, - размеры которого устанавливать не принято или неприлично».

       Со служителями никогда не  нужно обращаться как с представителями  менее уважаемой профессии. В оказании чести в виде хорошей зарплаты тем, кто заняты иной трудовой деятельностью может не быть ничего плохого.  Однако нет такой профессии, которая бы заслуживает такой чести, а следовательно и такой зарплаты, как служение. Те, которые трудятся в духовном служении достойны «сугубой» чести, - большего, но никак не меньшего. Устаревшее русское слово «сугубо» означает «двойной».94

ЧАСТЬ III.   Материальные пожертвования и десятина  в

Различные  исторические периоды  церкви

 
 
      1. Апостольская  церковь
 

         Апостольский период начинается со дня Пятидесятницы и заканчивается смертью апостола Иоанна, он длится около семидесяти лет, с 30 по 100 г. По Р.Х. Относительно численности христиан в конце I века у историков ровным счетом нет никаких сведений. В больших городах церкви были достаточно велики. Но в основном, в большинстве населенных пунктов собрания были, без сомнения , невелики и зачастую представляли собой лишь горстки бедняков.

       Новообращенные христиане в основном принадлежали к средним и низшим слоям общества, таким как рыбаки, крестьяне, ремесленники, торговцы, вольноотпущенники, рабы. 95 Эти люди постоянно учились   у апостолов  и пребывали в общении с ними, ежедневно поклоняясь Богу.

       Они чувствовали себя единой Божьей семьей, членами единого тела, имеющего одного Главу, Иисуса Христа; и это братское единство проявлялось даже в том, что они добровольно делились друг с другом своим имуществом96 – как бы в предвкушении идеального общества, ожидающего их в конце истории, но не вменяли этого обычая в обязанность другим собраниям.

       Гордая римская аристократия, с ее богатствами, презирала Евангелие, считая его плебейским суеверием. Она не могла разглядеть за своей чванливостью и греховностью, что христианство во многом превосходит все прочие религии в теории и практике добродетели и благочестия. Оно дает высочайший пример любви к Господу

и к ближнему; и  это не просто абстрактное учение и объект стремлений и надежд, но живая реальность в лице Иисуса Христа, жизнь и поступки Которого большей  силой и влиянием, чем все изречения  и предписания мудрецов и законодателей.

           Христианство присутствует в этом мире не просто как сила или принцип, но имеет организованную форму, которая призвана хранить и защищать его суть. Христос основал видимую церковь с апостолами в качестве полномочных учителей и руководителей и с двумя священными обрядами, крещением и святым причастием, которые должны соблюдаться до самого конца. При этом Господь не регламентировал мелкие подробности, но заложил лишь самые простые и необходимые элементы структуры, мудро позволив деталям формироваться под влиянием нужд церкви, растущих и меняющихся в зависимости от эпохи и страны. В этом отношении христианство, будучи домостроительством Духа, радикально отличается от Моисеевой теократии, домостроительства буквы.

       Институт священнослужителей, учрежденный  Господом незадолго до Его вознесения и торжественно, при сошествии Святого Духа, явленный миру в день первой христианской Пятидесятницы, стал постоянным представительством царской власти на земле. Его задачей было созидать и укреплять церковь и расширять пределы Ее влияния.

      Служители  Евангелия являются в высшем  смысле слова рабами Божьими,  а значит, и рабами церквей,  которым они служат в возвышенном  духе любви и самоотречения,  следуя примеру Христа и радея  о вечном спасении душ, вверенных  их попечению. Писание именует этих людей – подчеркивая не их уникальность, а их особые качества – светом миру, солью земли, соработниками у Бога, домостроителями тайн Божьих. И это несказанно высокое звание влечет за собой столь же большую ответственность. Павел задает нам вопрос: «Кто способен сему?».97

      Именно  по причине полного и беззаветного  посвящения в служении Писание  предписывает нам иметь постоянную  заботу о наших священниках  и учителях, жертвуя на их обеспечение  доброхотно, зная, что их вклад  в нашу жизнь превосходит нашего вклада в их материальное обеспечение!

      1. Доникейский период
 

            Известно, что в период зарождения церкви у верующих практиковалось общинное отношение к личному имуществу. Личные имения продавались, и вырученные финансы приносились к ногам апостолов, как сказано в книге Деяний.98 В век всеобщего эгоцентризма христианство впервые явило  подлинный дух любви к человеку, проистекающий из Божьей любви и демонстрирующий ее в повседневной жизни. Эту основную добродетель мы впервые встречаем внутри самой церкви в виде уз между верующими как несомненный признак истинного ученика Иисуса.

          «То, что между нами есть действенная любовь, - пишет Тертуллиан язычникам в знаменитом отрывке из Apologeticus,- вызывает в особенности много подозрений. «Смотрите, - говорят они, - как они любят друг друга!» О да, воистину это должно поражать их; потому что они друг друга ненавидят. «Как они готовы умереть друг за друга!» Да, так и есть; потому что они скорее готовы убивать друг друга. И даже то, что мы называем друг друга братьями, кажется им подозрительным просто по той причине, что среди них все братские чувства притворны. Но мы, помимо прочего, и ваши братья, так как обладаем общей природой, которая мать всем нам, хотя вы, беспутные братья, отрицаете свою человеческую природу. Насколько же более справедливо называть и считать братьями тех, кто признает единственного Бога своим Отцом, кто принял того же Духа святости, кто пробудился от той же тьмы неопределенности к свету той же истины?.. И мы, единые в духе и в душе, не колеблясь имеем все общее, кроме жен. Ибо для нас общность прекращается именно там, где другие люди ее практикуют».99

            Братская любовь проявлялась  прежде всего в самоотверженных  пожертвованиях 

для больных и  бедных, вдов и сирот, странников и заключенных, особенно исповедников в заключении. Эта добродетель  представляется еще более возвышенной, когда приходит понимание, что в то время в большинстве своем христиане принадлежали к низшим классам общества, а при гонениях теряли все свое имущество.

        Каждая община была благотворительным обществом, и во время публичных богослужений регулярно собирались пожертвования для ее нуждающихся членов. Пожертвования во время причастий и пиров любви, считались частью богослужения.100

         К ним добавлялись многочисленные частные пожертвования, которые станут известны только в вечности, поскольку делались тайно. Римская церковь заботилась о множестве вдов, сирот, слепых, хромых и расслабленных, которых диакон Лаврентий в период гонений Деция показал языческому префекту как самое драгоценное сокровище церкви. Женщины-христианки, в особенности диаконисы, посещали Господа, одевали Его, давали Ему есть и пить в лице Его нуждающихся учеников. Даже такие противники христианства, как Лукиан, свидетельствуют о христианской ревности в делах любви, хоть они и видели в этом всего лишь простодушный фанатизм. Лукиан говорит: «Невероятно то рвение, с которым приверженцы этой религии помогают друг другу в своих нуждах. Они ничего не жалеют. Их первый Законодатель внушил им, что все они – братья».101

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви