Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

        
 
 

    1. Материальные  сборы и подати, распространенные на Древнем Востоке
 

       Подать, налог, дань – (TAX; TAXATION) 2 – обязательные материальные отчисления в виде определенного размера, вмененные  влиятельной структурой, властью, органом.

       При изучении текстов Ветхого Завета, читатель приходит к выводу, что   в ветхозаветный период были широко распространены материальные пожертвования, различного вида сборы, налоги   как в Израиле, так и почти во всех народах, окружающих Израиль.    

          Исторически сложилось, что избранный Богом народ всегда был в соседстве  с народами и племенами, у которых также происходили различного рода денежные операции, сборы, налогообложения, как и у Израиля. В этом разделе можно рассмотреть, какие виды материальных приношений практиковались в древние времена, когда денежные операции были простыми, а общие племенные или общинные сборы совершались как само собою разумеющееся действие.

          Система налогообложения восходит к древности,  так как люди, сплоченные в племена и более организованные,  научились подчинять себе менее сплоченных и организованных. И в качестве подчинения и власти налагали определенные виды  материальных  сборов, податей, оброков. Побежденный народ был вынужден выплатить народу  завоевателю материальную дань.  Обычно это было золото, серебро, животные, продукты или принудительные работы.3

       Вот примерный перечень материальных ценностей, которые должен был собрать некий князь Лубарна   для царя Ашшур-нацир-апала (669 — около 633 до н. э) в качестве дани:  20 талантов серебра, 1 талант золота, 100 талантов свинца, 100 талантов железа, 1000 голов крупного скота,  10 000 голов овец,  1000 единиц одежд и другие ценности.4

        Налогами и податями облагались не только соседние народы, а также граждане, живущие внутри страны или племени. Идея денежных сборов исходила от правителей и священников .5  

       Впервые термин «дань» мы находим в Библии в книге Бытие: « и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани».

Кроме языческих  правителей и царей, Израильские  священники также получали определенную часть добычи взятую во время военных действий, об этом мы находим подтверждение в книге Чисел.7 Еще в 2500 г. До Рождества Христова в городе Лагаш различные сферы жизни общества облагались разными податями и налогами. Например, за брак и развод необходимо было вносить определенную сумму в казну, и погребение мертвого тоже влекло за собою денежные оброки. 8

        В библейском повествовании об Иосифе и его времени служения Египетскому фараону, мы находим подтверждение тому, что налоги взимались не только в Израиле. Иосиф обложил египтян тяжелым 20%  налогом, который взимался с каждого жителя  в казну фараона. Впоследствии, во времена голода, скопившиеся продукты помогли Египту выстоять кризисные годы засухи.9

        Далее, в ветхозаветных текстах  можно найти множество различных примеров о том, как разные цари и правители языческих государств и Израиля налагали на соседние племена и внутри своих общин всевозможные подати. Сама система налогообложения должна была покрыть материальные расходы прежде всего правительства, которое в древние времена изобиловало роскошью. Также с податей и налогов шли средства на содержание армии и на вооружение. Какая-то часть сберегалась на различные нужды, а часть шла на поддержку религиозных обрядов, содержание священников как у язычников, так и у Израильтян.

        Посмотрим, какого размера  царь Иосафат собирал с иноземцев дань: золото и серебро от филистимлян и 7 700 овнов и 7 700 козлов от арабов (2 Пар. 17:11-12). А Сеннахирим, царь Ассирии, потребовал 300 талантов серебра и 30 талантов золота (4 Цар. 18:14-16).       

        Навуходоносор вынес из Израиля  храмовое сокровище и богатство  царского двора, как военную  добычу, а также 10 000 пленных, всех ремесленников и 1000 кузнецов, оставив в Иерусалиме только нищих 10

          Таким образом, мы можем сделать вывод, что  дань, подать, налоги, как исторически сложившиеся формы материального обеспечения правительства и поддержки экономики внутри страны,  за счет притока средств со стороны соседних народов или своих граждан, были неотъемлемой частью жизненного уклада с древних времен  в человеческом обществе.

          Далее можно рассмотреть уже  конкретные виды податей, которые  были распространены в Израильском  обществе. Их в Библии мы находим  несколько видов, которые предназначались  для определенных целей. Такие  подати можно назвать «целевыми», так как они  использовались именно для тех нужд, для которых собирались. 

    1. Материальные  сборы и подати, практиковавшиеся в  Израиле
 

Подати, предназначенные  для строительства  святилища. 

       Одними из самых древних податей   у израильтян были материальные сборы на святилище, так как сначала не было государственности и царя до Саула.  Это были добровольные приношения, которые принимались «от всякого человека» на изготовление скинии.11  А в книге Паралипоменона мы находим повествование, как царь Давид и его помощники, начальники семейств и  колен принесли добровольные пожертвования на строительство  Первого Храма.12   После разрушения Храма, его восстановление и расширение также было совершено на добровольные материальные пожертвования. Как мы читаем,  израильтяне «доброхотно жертвовали на дом Божий». 13

     На основании библейских текстов можно предположить, что  для израильтян было очень важно поклонение Господу, а Храм являлся центром религиозной, политической, общественной жизни. И важной частью поклонения являлось отчисление  материальных ценностей из личного фонда на строительство святилища или Храма, на необходимые расходы, связанные с обслуживанием религиозных ритуалов. 
 
 

Подати  от мужчин старше 20 лет, способных к войне 

       Следующий вид подати был обязательный  при исчислении народа, от каждого мужчины, достигшего двадцатилетнего возраста. Мужчина, способный воевать обязан был отдавать подать размером в « половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу». Причем было небольшое уточнение, чтобы богатый не давал больше, а бедный не давал меньше. 14

       Таким образом,  данный вид подати был назначен как одинаковым и обязательным для каждого мужчины, не зависимо от его социального статуса и экономического уровня.  Если израильтяне принимали для себя решение быть постоянными в том, чтобы вносить данную подать в общество, то тем самым они обеспечивали себе некую безопасность, так как  « это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ».15

Мы читаем, что  Господь обещал предотвратить поражение израильтян губительной язвой во время исчисления народа, если мужское население было верным в вопросе установленной подати. 16

        На что же шли эти материальные сборы? Мы находим в книге Исход, что собранное серебро было использовано при сооружении скинии, из серебряных слитков выливали подножия святилища и подножия у завесы.17

           Итак,  можно придти к выводу, что система податей при исчислении народа, введенная в Израиле, в виде серебра, обеспечивала некий общественный запас или материальный фонд, из которого правительство Израиля могла направить собранные и сбереженные средства в необходимые национальные  религиозные предприятия и проекты. 

Ежегодные подати на потребности Храма 

         В более поздний период, повторно в Израиле была объявлена подать на потребности храма. Она была введена при Неемии, когда израильтяне, оторванные от богослужения и храма, вернувшись из плена обновили отношения с Господом и восстановили богослужения. В обществе было постановлено о сборе  ежегодных податей на потребности храма в размере трети сикля, а ранее его размер составлял пол сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неемия 10: 35-39)).

       Обоснование более низкого размера подати на храм не приводится. Можно лишь предположить, что экономически население Израиля после пленения было в упадке и не имело возможности отчислять подати в том размере, которые были установлены в прежние времена при Моисее.

 
          В Неемии 12:44 подати на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины.

 

Подати  государству

 

       До тех пор, пока Израиль  существовал в виде племенной  организации, подати 

собирались в основном для отправления  богослужебных ритуалов и поддержки святилища.  Но с завершением Периода Судей в Израиле появляется новый вид материальных сборов  – государственные подати. Данный вид податей был введен только с установлением  царской власти.  Самуил предупреждал народ о том, за счет кого властитель будет содержать своих чиновников, какой вид собственности будет отчужден царю.18

До тех пор, пока Израиль существовал в виде племенной  организации, подати

 
приплода скота. Царь Соломон даже назначил двенадцать чиновников, которые будут наблюдать за сбором таких податей. Торговцы и купцы наряду со всеми платили подати, которые, скорее всего, были пошлинами за товар и за пользование дорогами.19

        Ко всему этому можно прибавить дань, которую израильские цари получали с покоренных народов. Завоеванные государства через подати признавали свое подчинение и покорность Израилю. Пополнение государственной казны за счет завоеванных народов практиковалось во времена израильских царей повсеместно.

       Но кроме податей и налогов, в древности практиковались и другие материальные взносы и приношения в различных государствах и племенах, в том числе и в Израиле. Ниже мы рассмотрим такой вид материальных приношений как десятина

 

2.   Десятина в Ветхом Завете

 

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ  «ДЕСЯТИНА»

 

          Чтобы исследовать такое понятие как «десятина», следует рассмотреть этимологию этого слова. Необходимо задать вопросы о том, когда в Библии появляется практика десятины? Являлась ли десятина деянием только Израиля или же данный вид материальных пожертвований существовал в народах, окружающих Израиль?

Буквально, слово  «десятина» в переводе с еврейского языка означает «десять» или десятая часть. Однако при тщательном анализе этого термина обнаружили, что его корень переводится, как «накапливать, увеличивать и обогащать».

Слово десятина – еврейское слово ma’aser. 20

Рассмотрим следующий  стих Библии:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матфея 23:23).

Слово десятина в  этом стихе употребляется как  греческое слово apodekatoo. В греческом словаре Стронга это слово числится под № 586. 21Корень слова, dekatoo, означает «давать или брать десятую часть». Опираясь на оба словаря, еврейский и греческий, слово десятина означает «десятая часть» или десять процентов.

         «Десятина» - как понятие,  было  широко известно на Древнем  Востоке, в Израиле, а также  и  за пределами Израиля,  напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян.22   Десятиной называли передачу части доходов или военной добычи в древнем мире от Греции до Китая. Отделение десятой части (10%)  собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства – является десятиной.

         Данный вид приношений являлся одним из самых важных,  как одна из форм выражения поклонения в различных религиозных традициях языческого мира.  Материальные подати или дани, в размере десятой части от общего количества имущества, совершались добровольно или по принуждению многими народами, как политически  установленные требования доминирующих Государств.

 

2.2.  ДЕСЯТИНА НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

 

       Известно, что к специфике развития древневосточных культур относится такая черта, как глубокий традиционализм. Он, многие столетия и даже тысячелетия,  проявляется во всех сферах. При этом развитие тех или иных сложившихся в прежние времена идей и представлений затрагивает лишь их отдельные незначительные стороны, а основа

остаётся неизменной, что может дать возможность исторически  реконструировать их. Древний человек  жил в мире абсолютных истин. В  общественном сознании, как правило, царило единомыслие.

         Не будет преувеличением сказать, что не маловажную роль в жизни общин и племен  на Древнем Востоке занимало религиозное поклонение богам.  Люди уже в те времена возводили для своих богов храмы, где поклонялись им, слушали своих жрецов и приносили различные дары, дабы умилостивить богов.

       Храм превратился в центр всей экономической и культовой жизни. При храмах концентрировались запасы всего коллектива. Это был страховой фонд на случай голода или стихийного бедствия; это был и обменный фонд, так как земледельцы речных долин изначально испытывали жизненную потребность в различных видах сырья и материалов.

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви