Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 21:40, дипломная работа

Описание

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время в жизни дошкольников, имеющим речевые нарушения, музыкальные игры используются не часто. Коррекционные музыкальные игры, игры с пением оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений. Эти игры представляют богатые возможности для общения ребёнка со взрослым, создаёт основу эмоционального контакта между ними, большое значение в связи с этим преобразует личность воспитателя владеющим арсеналом таких игр и упражнений.

Содержание

Введение _____________________________________________________3-4
Глава1. Значение музыкальных игр для развития детей имеющих речевые нарушения.
1.1. Влияние музыкальных игр на коррекцию детской речи ___________6-7
1.2. Виды музыкальных игр и упражнений для исправления речевых нарушений____________________________________________________8-11
Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в группах детей с речевыми нарушениями.
2.1.Анализ состояния музыкального развития детей подготовительной к школе группе детского сада №19 г. Колпашево_______________________12-17
2.2. Содержание и методика работы по проведению коррекционных музыкальных игр и упражнений 18-20
2.3. Результаты музыкального развития детей в исправлении речевых нарушений________________________________________________21
Заключение __________________________________________________22
Список литературы ____________________________________________23-24

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

      Описание  работы: на столе находятся шапочки-маски на количество детей. Предлагаются музыкальные фрагменты, дети прослушивают музыку и выбирают себе атрибут и выполняют движения в соответствии с маской.  

Имя ребёнка Передача  игрового образа
Мышка Медведь Лиса Петушок Кошечка
1 Уразова Настя         +
2 Рябцева Юля +        
3 Шибинский Егор       +  
4 Уразов Егор   + +    
5 Курносов Саша          
6 Шлигель-Мильх  Саша   +      
7 Сопыряев Саша       +  
8 Русанов Данил +        
9 Фатеев Миша   +      
10 Рогов Артём         +
 

Вывод: все дети смогли передать свой образ, получив от этого творческое удовлетворение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Содержание  и методика работы по проведению  коррекционных музыкальных игр  и упражнений.  

     Основной  целью формирующего эксперимента является  разработка методики позволяющей доказать следующие положения выдвинутой нами гипотезы, мы предполагаем, что  музыкальные игры являются эффективным коррекционным  воздействием на детей имеющих речевые нарушения. Исходя из результатов констатирующего эксперимента примем к выводу, что с  детьми, имеющими речевые нарушения необходимо провести дополнительную работу. Мы провели  формирующий эксперимент,  в котором использовались  музыкальные игры на развитие чувства ритма, музыкального восприятия, качества движений. Использовались различные  виды игр: с пением,  с инструментальным сопровождением, дидактические игры,  орф - упражнения.

Игры с пением:

  • «Васька кот» русская народная мелодия, обработка Лобачёва. Данная игра способствует развитию памяти и речи детей, а так развитию физической активности детей. Она вызывает большой интерес у детей, дети не устают  в неё играть. Эта игра им понравилась особенно.
  • «Теремок» русская народная мелодия. Эта игра детям интересна, так как в ней есть много разных ролей. Она помогает соотносить действия со словами песен, что помогает активному развитию детской речи, мышления и памяти.
  • «Как у наших у ворот». Дети, особенно любят быть в какой либо роли и выполнять определённые движения. Очень интересна игра, так как нужно запоминать слова наизусть, в ней много ролей и действий. А так же эта игра развивает дыхание у детей, что способствует правильному звукопроизношению звуков и фраз.
 

Игры с инструментальным сопровождением:

  • «Бери флажок» Венгерская народная мелодия Обработка Е.Туманян. Эта игра помогает детям  слышать и точно передавать движение начало и окончание звучания музыкальных фраз, воспитывает  внимание, быстроту реакции, выдержку. Данная игры вызвала наибольшую сложность  выполнения, так как дети не слышат, а всего скорей незнают, где начинается их партия  и где заканчивается. Приходилось долго объяснять, что такое вступление, и какие действия им необходимо выполнять.
  • «Игра с бубном» Музыка Н.Красева. Эта игра интересна детям, так как сам принцип игры заключается в том, что дети должны закрывать глаза. Голящий должен положить бубен за спину кому-либо. Этот принцип придаёт особый интерес игре. Дети не устают в неё играть. Игра с бубном способствует развитию слухового и тембрового восприятия.
  • «Передача платочка» Музыка Т. Ломовой. Дети не особо охотно в неё играли, так как, им больше хотелось бегать и поэтому платочек, который нужно было передавать плавно и, кланяясь, они передавали быстро и без выражения  образа. Поэтому постоянного приходилось объяснять и показывать. Эта игра развивает у детей пытливость, выдержку выслушать музыкальную фразу до конца.
 
 

Дидактические игры:

    • «Тихо, громко запоём» Способствует развитию высоты слуха, а так же вниманию. Дети очень любят играть в эту игру, так как, нужно найти спрятанный предмет, пользуясь подсказками окружающих. Найдя предмет, дети испытывают  огромное удовольствие и счастье. 
    • «Бубен, погремушка» Музыка Е. Тиличеевой, слова А. Гангова. Игра на различение тембра. Дети эту игру освоили достаточно быстро, играть в неё им было легко, так как, инструменты бубен и погремушку они знают, и достаточно легко определяют их звучание.
    • «Угадай по ритму». На различение тембра, развивает слух детей. Одна из сложнейших игр. Дети не все знают короткие попевки и песенки,  не могут услышать  ритм песенки и воспроизвести его в хлопках. Поэтому интереса к этой игре у детей не было.
 

    Данный комплекс игр направлен в большей степени на различение тембра и развитие слуха у детей.  

    ОРФ-упражнения.

    • «Обезьянки» Дети готовы в эту игру играть бесконечно, так как, важен сам процесс показа движений и проговаривания слов. Эти упражнения способствуют  развитию ритма, счёту и развитию речи детей.
    • «Печенье» Удобно это упражнение использовать в первый день практики, так как,  она направлена на знакомство и вспоминание имён детей. А так же она развивает чувства ритм, сплочённость детского коллектива. Дети любят в неё играть, она не вызывает у них затруднений.
    • «Японские машинки». Это упражнение само по себе очень универсально. Потому что можно использовать разные области знаний детей. В него можно играть как отдельно мальчикам, так и девочкам. Упражнение способствует развитию чувства ритма.
 

Данный комплекс ОРФ – упражнений способствует  развитию чувства ритма, развитию памяти и речи детей.  

Речевые игры.

  • «Переставь слоги или звуки» [18 С.82]

      Цель: тренировать  сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас детей. Слова: банка – кабан, мышка – камыш, волос – слово, баян – баня, марка – рамка, насос – сонна, колос – сокол, вилка – валик, майка – кайма и т.д. Данная игра не вызывала у детей особых затруднений. Игра, с удовольствием придумывая новые слова, которые отгадывали все вместе.  

  • «Назови ласково» [18 С. 89]Эта игра учит детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Дети сами называли предмет и все вместе подбирали к нему слова. Детям понравилось в неё играть.
 
  • «Закончи  предложение» [18 С. 96] Эта игра учит детей составлению простых предложений. Например: кошка ловит (мышку), девочка бросает (мяч), мама испекла (торт). Дети придумывали множество разных ответов, отрицательных оценок не было. Все ответы были верны. Затруднений не было.
 

Данный комплекс игр способствует  развитию связной  речи детей, развитию словаря.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Результаты  музыкального развития детей  в исправлении речевых нарушений.  

      Целью контрольного  эксперимента послужил анализ эффективности влияния музыкальных  игр на развитие детской речи.

     На  практике убедились, что разные виды музыкальных игр способствуют развитию музыкальных способностей ребёнка  и влияют на исправление недостатков речи. 

Имя ребёнка Задание №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
1 Уразова Настя + + + + + + + + +
2 Рябцева Юля + + + + + + + + +
3 Шибинский Егор + + + + + + + + +
4 Уразов Егор + + + + + + + + +
5 Курносов Саша + + + + + + + + +
6 Шлигель-Мильх  Саша + + + + + + + + +
7 Сопыряев Саша + + + + + + + + +
8 Русанов Данил + + + + + + + + +
9 Фатеев Миша + + + + + + + + +
10 Рогов Артём - - + + + + + + +
 

     Вывод: исходя из результатов контрольного эксперимента, можно сделать вывод: наша гипотеза доказана. Мы считаем, что музыкальные игры и упражнения, включённые в повседневную деятельность детей эффективно.  

     Таким образом, проведя три вида эксперимента, мы увидели и выявили речевые  нарушения детей. Организовали игры и упражнения, способствующие коррекции детской речи. И увидели улучшения. Но большинство игр детям давались тяжело, играли в них без всякого желания. Это говорит о том, что в данном учреждение не систематично проводятся музыкальные занятия, музыкальные игры  и развлечения с детьми подготовительной группы.  
 
 
 
 
 
 

     Заключение.  

     Настоящее исследование посвящено проблеме развития речи с помощью музыкальных игр. Данная проблема является актуальной. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами в школе, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Через речь совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.  Всякая задержка в развитии затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, в какой – либо мере исключает его из игр и занятий. Чаще всего это связано с невнимательным отношением родных ребёнка или персонала детского учреждения к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что собственно, представляет собой речь, на что в первую очередь необходимо обратить внимание.

     Анализ  теоретической части исследования показал прямую зависимость развития речи от музыкальных игр, ОРФ – упражнений и различных заданий. Чем раньше мы начнём развивать у детей музыкальные способности, тем легче и быстрее у них будет происходить становление речи. С детьми нужно играть в музыкальные игры с младшего возраста.

     Анализ положения дел на практике свидетельствует  о том, что музыкальные игры и упражнения в системе коррекционного воздействия нужно включать во все виды деятельности.

     Данные  исследования могут быть полезны  практическим работникам ДОУ. Воспитателям ДОУ результаты  исследования помогут  осмыслить и проанализировать  свою профессиональную деятельность, отметить положение отрицательных и положительных сторон в работе по развитию речи, выработать иное отношение к тому, что развитие  речи должно быть последовательным регулярным и проводиться во всех видах деятельности ребёнка. Родителям это позволило пересмотреть свои взгляды на то, для чего  необходимо развивать  речь, и с какого возраста лучше это делать.

Информация о работе Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения