Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 21:40, дипломная работа

Описание

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время в жизни дошкольников, имеющим речевые нарушения, музыкальные игры используются не часто. Коррекционные музыкальные игры, игры с пением оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений. Эти игры представляют богатые возможности для общения ребёнка со взрослым, создаёт основу эмоционального контакта между ними, большое значение в связи с этим преобразует личность воспитателя владеющим арсеналом таких игр и упражнений.

Содержание

Введение _____________________________________________________3-4
Глава1. Значение музыкальных игр для развития детей имеющих речевые нарушения.
1.1. Влияние музыкальных игр на коррекцию детской речи ___________6-7
1.2. Виды музыкальных игр и упражнений для исправления речевых нарушений____________________________________________________8-11
Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в группах детей с речевыми нарушениями.
2.1.Анализ состояния музыкального развития детей подготовительной к школе группе детского сада №19 г. Колпашево_______________________12-17
2.2. Содержание и методика работы по проведению коррекционных музыкальных игр и упражнений 18-20
2.3. Результаты музыкального развития детей в исправлении речевых нарушений________________________________________________21
Заключение __________________________________________________22
Список литературы ____________________________________________23-24

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

      Речевые упражнения служат эффективным средством  развития интонационного и звуковысотного компонентов музыкального слуха. Речевые упражнения наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать, а импровизация сама по себе уже является проявлением творчества.

      Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Цель – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, головы, туловища. В данный вид упражнений включается речевой материал, произносимый на выдохе. Работа над голосом начинается с произношения на выдох гласных и согласных звуков, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

      Работа  над дикцией проводится с помощью  дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются  в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнениях с хлопками, счётом, пением. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами , научиться управлять своими движениями. В данных упражнениях  выделяются как общеразвивающие (развивают все мышцы тела), так и коррекционные , которые применяются для упражнения мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Такие упражнения как: подтягивание на руках, лёжа на животе; пролезание между лейками лестничной  пирамиды или вышки; укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия так же развивается при определённых заданиях. Все эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выразительными акцентами, указывающими на начало и окончание движения.

      Упражнения  активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Дети выполняя эти упражнения учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением, совершенствуют плавность движений.

      Счётные упражнения используют для организации  поведения детей и взрослых при  выполнении заданий, особенно сложных  построений, серий движений. Счёт помогает детям правильно встать парами, построиться в де шеренги и т.д.. Счётные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения. Например: “…Пляска кончается, кружки собираются. Мальчики – к Алёне, девочки – к Катюше. Раз, два, три! ”.  Речевые упражнения без музыкального сопровождения. (Для педагога, не владеющего музыкальным инструментом). Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями так и без них (движения не должны быть механическими).

      Стихотворный  материал должен иметь:    

    • разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи детей; для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения;
    • определённый динамический размер, что можно было соотнести движения руками, ногами, туловища с ритмом речи;
    • среднюю длину строки,  так как для длинной строки трудно подобрать соответствие движение;
    • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
    • сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением;
    • кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся.

    Но не все  речевые упражнения можно выполнять  двигаясь и одновременно  произнося  стихи. Это можно вызвать расстройство дыхания. Лучше разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст, потом меняются, упражнения формирующие  чувство музыкального темпа. Темп музыки – это скорость музыкального исправлении, которая определяется, прежде всего, частотой чередования основных метрических долей, обозначает число ударов в минуту; и абсолютный длительностью ритмической единицы. Темп бывает: быстрый, умеренный и медленный. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, в ходьбе и беге. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия «скоро» и «медленно» дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами. Для отработки темпа движения педагогу необходимо знать темп движения каждого ребёнка. Это поможет педагогу умело направить в нужный темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.

                Нормализации темпа  общих движений содействует воспитанию правильного речевого темпа. Со старшими дошкольниками отрабатывается темп в упражнениях на построение: движение цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов, используя различное оборудование. Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит для воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и для включения его в речь.

          Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое  значение в речи детей. Маленький  ребёнок, начиная говорить, прежде всего  усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея ещё  его правильно произнести. (Например: «молоток» - «колоток», «самовар» - «матар» - и т. д.) При логоритмическом воздействии лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей в  формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.

                Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей.

          В ритмические упражнения обязательно  включается речь. Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом.

                Речевой материал можно  разделить на три группы:

    1. движение со словом и жестом.
    2. называния действия группой участников или одним участником.
    3. диалоги, когда а) говорит только один из участников, а второй слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или группами.
 

    В первой группе упражнений  дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно  выражают мысль, предложенную в тексте, например, отмахиваясь от «осы», хором  говорят: «Тут оса! Там оса! А, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

               Вторая группа упражнений используется в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. В начале действие называет воспитатель, а дети выполняют его все вместе или по очереди. Затем, действие называет кто-либо из детей или все дети делятся на группы: одна группа называет действие, а другая это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма.

                  Третья группа упражнений проводится  в форме диалога, выражающего  взаимоотношения двух лиц (или  групп). Некоторые из них заключают  обращение, просьбу или запрещение  для одного из участников, второй  молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны диалога.

                   Чувство музыкального ритма, как  и чувство ритма в целом,  необходимо рассматривать со  всеми другими средствами  музыкальной  выразительность. Внимание детей  обращается на эмоциональное содержание музыки, и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определённый запас движений, которые заимствуют из физкультуры, сюжетной драматизации, танца.

                  Таким образом, разные иды музыкальных  игр способствуют всестороннему  развитию детей, развитию музыкальных  способностей и оказывает положительное  влияние на коррекцию детской  речи.

Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в  группах детей с речевыми нарушениями. 

    2.1.Анализ состояния музыкального развития детей подготовительной к школе группе ДОУ №19 г.  Колпашево. 

            Основной целью констатирующего  эксперимента  является разработка  обследовании, позволяющей доказать, что организация музыкальных игр направленных на коррекцию детской речи, способствуют развитию речи детей, их двигательной сферы, содействуют устранению речевых нарушений. Под влиянием музыкальных игр и упражнений у детей происходят  позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.

                 Объектом непосредственного обучения  стали воспитанники  ДОУ №19  г. Колпашево. В исследовании  принимала участие  группа  в количестве 10 человек:

    1. Уразова Настя
    2. Рябцева Юля
    3. Шибинский Егор
    4. Уразов Егор
    5. Курносов Саша
    6. Шлигель-Мильх Саша
    7. Сопыряев Саша
    8. Русанов Данил
    9. Фатеев Миша
    10. Рогов Артём

    Нами  было разработано обследование, которое  включало в себя следующие пункты:

                Задание №1. Выявление  навыков звукопроизношения.

    Цель: выявить  правильное звукопроизношение  у детей.

    Описание работы: детям предлагается отгадать игрушку, в названии которой есть изучаемый  звук. Например: кукла [К], паровоз [Р], лошадка [Ш], мяч [Ч]. 

Имя ребёнка Л Р Ш Ч
1 Уразова Настя + - + +
2 Рябцева Юля - - + +
3 Шибинский Егор + - + +
4 Уразов Егор - - + +
5 Курносов Саша - + + +
6 Шлигель-Мильх  Саша + + - -
7 Сопыряев Саша - - - +
8 Русанов Данил + - + +
9 Фатеев Миша + - + +
10 Рогов Артём - - - -
 

    Вывод: исходя из результатов, все дети имеют нарушение  звукопроизношения.

      

    Задание №2. Выявление  уровня развития памяти и внимания у детей.

    Цель: выявить  насколько у детей развита  память.

Информация о работе Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения