Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 21:40, дипломная работа

Описание

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в настоящее время в жизни дошкольников, имеющим речевые нарушения, музыкальные игры используются не часто. Коррекционные музыкальные игры, игры с пением оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений. Эти игры представляют богатые возможности для общения ребёнка со взрослым, создаёт основу эмоционального контакта между ними, большое значение в связи с этим преобразует личность воспитателя владеющим арсеналом таких игр и упражнений.

Содержание

Введение _____________________________________________________3-4
Глава1. Значение музыкальных игр для развития детей имеющих речевые нарушения.
1.1. Влияние музыкальных игр на коррекцию детской речи ___________6-7
1.2. Виды музыкальных игр и упражнений для исправления речевых нарушений____________________________________________________8-11
Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в группах детей с речевыми нарушениями.
2.1.Анализ состояния музыкального развития детей подготовительной к школе группе детского сада №19 г. Колпашево_______________________12-17
2.2. Содержание и методика работы по проведению коррекционных музыкальных игр и упражнений 18-20
2.3. Результаты музыкального развития детей в исправлении речевых нарушений________________________________________________21
Заключение __________________________________________________22
Список литературы ____________________________________________23-24

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Введение _____________________________________________________3-4  

Глава1. Значение музыкальных игр для развития детей имеющих речевые нарушения. 

1.1. Влияние музыкальных игр на коррекцию детской речи ___________6-7 

1.2. Виды музыкальных  игр и упражнений для исправления речевых нарушений____________________________________________________8-11 

Глава 2. Методика проведения музыкальных игр в  группах детей с речевыми нарушениями. 

2.1.Анализ состояния  музыкального развития детей  подготовительной к школе группе детского сада №19 г. Колпашево __________________________12-17 

2.2. Содержание  и методика работы по проведению  коррекционных музыкальных игр и упражнений _________________________________18-20 

2.3. Результаты  музыкального развития детей  в исправлении речевых нарушений ___________________________________________________21 

Заключение __________________________________________________22 

Список литературы ____________________________________________23-24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

      Темой данной работы является  «Музыкальные игры в работе с детьми имеющими речевые нарушения».

     Актуальность  данной проблемы состоит в том, что  в настоящее время в жизни  дошкольников, имеющим речевые нарушения, музыкальные игры используются не часто. Коррекционные музыкальные игры, игры с пением оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений. Эти игры представляют богатые возможности для общения ребёнка со взрослым, создаёт основу эмоционального контакта между ними, большое значение в связи с этим преобразует личность воспитателя владеющим арсеналом таких игр и упражнений. 

     Проблема заключается в том, чтобы экспериментальным путём выявить позитивные и негативные факторы влияющие на исправление речевых нарушений у дошкольников в процессе музыкально – игровой деятельности.

      Цель  нашего исследования – изучить теоретический  материал и методические аспекты  в использовании музыкальных  игр и упражнений в исправлении  речевых нарушений у детей  подготовительной группы.

      Объект  – музыкально – игровая деятельность в работе с детьми имеющими речевые нарушения.

      Предмет исследования – процесс развития речи детей в условиях организации  музыкально – игровой деятельности.

      Изучение  литературных источников и  состояния  дел на практике позволяет выдвинуть  гипотезу – исправление речевых нарушений  - эффективно, если в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использовать музыкальные игры и упражнения создавать условия для развития речи детей в повседневной жизни группы представления каждому ребёнку возможность для самовыражения  и саморазвития.

      Практическая значимость – в нашем исследовании были поставлены   практические задачи: 

  • проанализировать проблемы развития речи детей в психолого-педагогической литературе.
  • выявить средства, пути и методы использования музыки в работе с детьми имеющими речевые нарушения.

   разработать систему игр и упражнений направленных на исправление Теоретическую основу работы составляют учения выдающихся педагогов таких как: Н.А. Ветлугина, Метлов Н.А., Радынова О.П., Е.А. Макшанцева, и другие.

  • речевых нарушений.              

     Исследование состоит из введения. Во введении раскрывается задачи, цели и гипотеза нашего исследования, наше предположение о том, что музыкальные игры являются эффективным средством в коррекции детской речи.

     Сущность  первой главы заключается в том, что многими учёными было доказано положительное влияние на развитие ребёнка, его речи. Развитие его физических, психических и умственных способностей.

      Во  второй главе описывается методика и результаты опытно-эксперементального исследования по использованию музыкальных игр и упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в подготовительной к школе группе ДОУ №19 г. Колпашево.

      В заключении описывается важность проведения музыкальных игр и упражнений в повседневной жизни и деятельности ребёнка.

Глава 1. Значение музыкальных игр и упражнений для развития детей имеющих речевые  нарушения.

 
 

1.1. Влияние музыкальных  игр на коррекцию детской речи.

     Музыка  оказывает влияние на всестороннее развитие детей. На это указывал  В.М. Бехтерев. В педагогической литературе подчёркивается возможность воспитания в раннем возрасте, то, что приобретается рано,  удерживается прочнее, нежели приобретённые позже, т.к. более позднее утрачивается быстрее при распаде или нарушении нервно – психической деятельности.  Педагогами и психологами подчёркивается значимость постепенно развития музыкальности у ребёнка путём прослушивания музыкальных пьес соответствующих слуху ребёнка с обязательным сосредоточением  его на музыке. Дети реагируют на музыку, звуки песни задолго до развития  экспрессивной речи. Важную роль играет не слово, а известный ритм. С возрастом на ребёнка начинает действовать то или иное изменение высоты тонов. На одни мелодии ребёнок реагирует со средоточением и успокоением, а на другие  плачем. Ещё позднее начинает влиять  тембр или музыкальная окраска, т.к. ребёнок уже различает тон речи.

     Музыка  оказывает  большое влияние на развитие слуха детей. Дети очень  рано начинают воспринимать  мелодию  песни. Развитие музыкального слуха в процессе  воспитания у детей играют большую роль. Так начиная с раннего возраста способны возбуждать эстетическую эмоцию. О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании занимались учёные: М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и другие.

      Музыкальные игры являются средством активизации  умственных способностей детей, поскольку  их восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, сравнивают между собой звуки, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. К тому же, музыкальные игры способствуют формированию морального облика ребёнка, в них дети охвачены общим настроением, укрепляются чувства дружелюбия, общности, сопереживания и взаимопомощи друг другу. Неотъемлемой частью музыкальных игр являются движения. Музыка и движение  -  основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки. Художественных образ передаётся с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности.

     Движения  так же располагается во времени: изменяется характер, направление, развёртывается рисунок настроения. Контрастность  и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства  у движения. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, простыми не сложными движениями. Движение помогает  полнее воспринимать музыку, которая в свою очередь, придаёт движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыки  и движения первая занимает  ведущее положение: обогащённое музыкой движение  становится своеобразным средством  выражения художественных образов.

      Дети  с речевой патологией  к моменту  обращения за логопедической помощью  обладают в той или иной степени музыкальной культурой и способностью  передавать в движении характер музыки. Музыкальные игры оказывают благотворное влияние на двигательный статус детей  речевыми нарушениями настолько, что они даже при сниженной общей музыкальности  могут повторить голосом отдельные звуки или небольшие мелодии, а так же определить направление звуков от верхнего к нижнему регистру. Мелодия и гармония музыкального произведения создаёт основу  для её двигательного ритмичного выражения. У детей  с речевыми нарушениями, речевая и двигательная системы функционируют на основе патологических условных рефлексов.  Ускорившееся патологические стереотипы речи, двигательной системы снижают эффективность коррекционного воздействия.  Поэтому в комплексе лечебно – оздоровительных  и педагогических мероприятий музыкальные игры с коррекционным воздействием помогают разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации рече – общедвигательных  функций.

     Музыкальные игры помогают ребёнку самому выявить то положительное в своей личности, что способствует преодолению речевого и неречевого расстройств. При подборе музыкальных игр для коррекции речи детей педагогу необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности, нервно – психическое и физическое состояние настроения каждого ребёнка, его желание или настроение каждого ребёнка, его желание ли не желание участвовать в играх.

      При этом следует помнить, что наилучшего результата  можно достичь лишь при усилиях педагога и музыканта  – ритмиста. Ритмист начинает проводить занятия с детьми, сочетая музыку и речь с движениями, а воспитатель и логопед продолжают эту работу на своих речевых занятиях.  Такая комплексная форма не только обеспечивает предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребёнка, способствуя развитию его личности в целом.  Но ещё и стоит учитывать диагноз заболевания детей.  Так, для детей с ОНР занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. С детьми имеющим диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. Речь, музыка, движения должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Лучше всего использовать малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, короткие четверостишия, народные детские песенки), пляски, игры-сценки, музыкально-речевые игры в сочетании со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребёнка успешно развивается подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Простые песенки, потешки с музыкальным сопровождением лучше начинать использовать с первого года жизни ребёнка. Это принципиально важно, т.к. проводя игры с самыми маленькими детьми, педагог может установить нарушения в речи ребёнка довольно рано. Чем раньше будет обнаружено то или иное расстройство речи, тем правильнее и своевременнее можно назначить как групповые, так и индивидуальные игры – занятия. Речевые игры эффективно содействуют развитию устной речи и постановке правильной дикции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Виды музыкальных  игр и упражнений для исправления  речевых нарушений. 

      Игра  – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях. Существуют два вида музыкальных игр:  под инструментальную музыку и игра под пение. Важную роль несут игры под пение. С помощью этих игр педагог развивает интерес у детей к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос  и умение правильно понимать мелодию.

      Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, чёткость дикции, речевые интонации.

      Музыкально  – дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь или разобраться в соотношении звуков пор высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

      В процессе игры дети не только приобретают  специальное музыкальные знания, у них формируются необходимые  черты личности, и в первую очередь  чувство товарищества, сплоченности и ответственности.

      В играх и упражнениях по системе  Карла Орфа лежит глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Орф-занятия – это особая атмосфера, в которой увлечённость, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все. Один из способов создания такой атмосфер  - широкое применение различных видах деятельности – речевых, коммуникативно-двигательных игр, танцевальных, инструментальных импровизаций и т.д. Новшеством Карла Орфа является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения (шаг, бег, поклоны, повороты и т.д.) становится начальной ступенью для творческих упражнений. Кроме движения, применение в речи обучения музыке – один из важнейших педагогических принципов Карла Орфа. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной взаимосвязи со слухом  речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для музыки и речи. К ним относится: темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, штрихи, динамика и т.д.. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны  для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. [9 С. 25]

Информация о работе Музыкальные игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения