Социо-игровой подход к коррекции речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание

В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: «оригинальная методика обучения правильной речи», «современные подходы к обучению чтению» и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая методика». Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного.

Работа состоит из  1 файл

socio-igry_logopeda.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Социо-игровой  подход  к  коррекции  речевых  нарушений

(по материалам работ Шулешко  Е.Е., Ершовой А.П., Букатова В.М.)

 

 

 

 «Что было, то и  будет; и что делалось, то и  будет делаться,

и нет ничего нового под  солнцем!» 

Экклезиаст

 

     В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: «оригинальная методика обучения правильной речи», «современные подходы к обучению чтению» и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая методика». Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного. Если новое – хорошо забытое старое, то, может быть стоит пользоваться старыми терминами, известными методиками? Хорошо забытое старое возрождается только при появлении нового. Два варианта – старый и новый – в своих деталях обязательно будут отличаться. В трудах классиков коррекционной педагогики я нахожу массу мудрых мыслей, которые актуальны сегодня в работе с детьми с нарушениями речи. Но эти мысли стали понятными после того, когда к ним пришла самостоятельно. Благодаря современному пониманию «новой проблемы» открывается мудрость веков в решении проблемы.

     Наука о понимании  – герменевтика – констатирует, что в книгах можно найти  пищу для размышления над  уже знакомыми, доступными для понимания проблемами или подтверждение правильности своих решений. Но не сами решения! Социо-игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, название которого перекликается с его внутренней сущностью. Мы привыкли считать, что работа будет спориться при условии хорошего настроения. При социо-игровом подходе оказывается наоборот: условием хорошего настроения становится именно сама работа. Формулировка «социо-игровая педагогика» станет формулировкой собственной, содержательной, если логопед примет и усвоит идею не через подражание, а через собственное открытие-понимание этого подхода к коррекции речевых нарушений. Только тогда социо-игровой стиль в коррекционно-развивающей работе логопеда  будет личностным.

     В практической деятельности коррекционная педагогика всегда индивидуальна. Социо-игровой стиль из абстрактной идеи станет реальной коррекционно-педагогической технологией, если большинство логопедов найдут свой собственный вариант применения этих подходов.

     Особенности  социо-игрового  подхода  к  коррекции  речевых  нарушений/ Несколько лет назад я прочитала книгу Е.Е.Шулешко, А.П.Ершовой, В.М.Булатова «Социо-игровые подходы к педагогике», посещала практические  семинарские занятия . Имея опыт работы в должности воспитателя, методиста детского сада, я как учитель-логопед выделила для себя основные особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе.

     Игровые   задания-упражнения, способствующие  социальному  развитию и   общению  детей  с  нарушениями  речи. Первостепенное значение для «живого» проведения коррекционных занятий имеет позиция логопеда, выступающего в роли «советчика», «режиссёра», отказывающегося от роли «судьи», «разъяснителя».

Игровые задания-упражнения предлагаются:

  • группе детей с нарушениями речи
  • малым группам
  • парам, «тройкам»
  • индивидуально

Игровые задания-упражнения выполняются:

  • по мере готовности детей
  • по согласованным правилам
  • в заданном порядке
  • по считалке (определяется последовательность)
  • для всей группы детей
  • для выбранных пар, групп

Условия проведения игровых  заданий-упражнений:

  • выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным

     (не существует «лучшего», «правильного» ответа или способа действия)

  • через ситуации сотрудничества создаются ситуации реализации собственных возможностей каждого ребёнка с речевой патологией

 

Социо-игровые задания  и упражнения  для детей с  нарушениями речи

 

I. Игры для рабочего настроя

Название

Правила  проведения

«Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего (логопед, ребёнок). Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа  детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он  загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа  детей «строит» из себя задуманную  букву как застывшую живую  пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут  быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

«Эхо»

Логопед (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический  рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду  или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу  ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

«Слушай

за окном,

за дверью»

Логопед предлагает детям  послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными.

Варианты: логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.

«Волшебная  палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет  существительное, принимающий –  прилагательное к нему;

-передающий называет  сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в  исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

-глядеть друг другу  в глаза

-вставать, если согласны  с высказыванием  принимающего

-передающий выбирается  один на всех, палочка возвращается  ему 

«Неиспорченный 

телефон»

Дети передают друг другу  слово шёпотом на ухо, дети «ловят»  слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово,  словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово

-две телефонные линии  (эстафета): быстрый неиспорченный  телефон. 

«Летает – 

не летает»

Логопед называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают   в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают  или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит  из игры. Логопед подбирает слова   на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха,

ТУ-134, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный  пух.  Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

«Кто это? Куда?

Когда? Зачем?» 

(предлагаемые 

обстоятельства)

Логопед предлагает детям  определить все связанные с «предлагаемые  обстоятельства» (например, человек  идёт), то есть найти ответ  на вопросы: кто это? Куда идёт? Когда? Зачем? Где  это происходит? Дети исполняют этюды, фантазируют индивидуально, друг с другом по единому замыслу.


 

II. Игры для приобщения к делу

Название

Правила  проведения

«Эхо»

Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический  рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду  или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).  Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

«Отличись,

дополни, повтори»

«Повтори» - ребёнок точно повторяет всё, что  выполнил другой играющий.

«Отличись» - противоположные  условия выполнения заданий (отличиться от других чем-либо при выполнении заданий  логопеда, сделать не то, не так, по-другому, о другом).

«Дополни» - ребёнок развивает, разворачивает, добавляет к работе другого играющего что-то своё, что не разрушает, а дополняет игру.

«Живой алфавит»

Логопед (ребёнок-ведущий) распределяет буквы алфавита между  играющими и задаёт слово (ГРИБ). По сигналу выходят дети, у которых  оказались нужные буквы. Они располагаются в последовательности букв в слове.

Вариант:

-дети по очереди  хлопают в ладоши: первый - буква  Г, второй – Р и т.д.

-определяют по очереди  гласные, согласные

-составляют другое  слово из данных букв

«Письмо из букв»

Логопед предлагает детям  письмо-загадку: под буквами подразумеваются  слова (П.Р. – поднять руку и т.п.). В игровой переписке дети могут  спросить, сказать, попросить, сообщить (переписка детей друг с другом по простым и нехитрым поводам, переписка  логопеда с детьми).

«Спор  предлогами»

Логопед предлагает детям  по картинке между 2-3 группами разыграть  спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3  гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

«Рассказ-рисунок 

о том, что вижу»

Логопед (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами  то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Логопед (ребёнок) находит предмет или  обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Озвучивание  иллюстрации, картины»

Логопед предлагает ребёнку  для озвучивания картинки, в которых  текст можно выдумать вольно, по-своему. Затем несколько детей озвучивают картинки с более сложным содержанием, исполняя разные партитуры (шум леса, голос кошки, песня бабушки, вой ветра, стук колёс и др.). Сложными являются картинки, озвучивание которых предполагает диалог. Иллюстрирующая речь должна быть действенной, обращённой к кому-то, содержала ожидание ответной реакции.

«Составь слово»

Дети играют в составление  слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных  сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

«Команды-загадки»

Дети делятся на пары, выбирают действие (ряд движений, составляющих задуманное, но не называемое действие) и сообщают о нём логопеду (ведущему- ребёнку). Другая пара отгадывает, но сообщает об этом логопеду (ведущему-ребёнку), показывает отгадку. Играющие высказывают своё мнение о точности, подробности, верности перечисленных движений, оценивают. Дети осваивают сложную связь обстоятельств с поведением человека, оказывающегося в них.

«Шумы»

Дети определяют, где  это было по тем шумам, которые  издают невидимые другим дети (чтобы  звукооператорскую работу исполнителей не сковывал смех слушателей, исполнители находятся за ширмой или слушатели закрывают глаза, отворачиваются). Сначала шумовые этюды индивидуальные, затем коллективные (утро на море, ночь в лесу, у зубного врача, утор, птичий двор, в зоопарке, комар, улица и т.п.)

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют  синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой   в ладоши

-двумя руками хлопают  по коленям (правая рука - по  правой, левая - по левой)

-выбрасывать вверх  правую руку вправо, щёлкая пальцами

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

Вариант:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение, 

-передавать эстафету  глазами, голосом.

«Тарабарщина»

Логопед предлагает складывать слова из слогов и букв одновременно по окружности. Дети складывают сочетания букв или слогов, следуя за указкой логопеда (ребёнка-ведущего). Можно сочинять тарабарские считалки.

«Фраза с  заданными словами»

Логопед называет набор  слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

«Знаки препинания»

Логопед предлагает детям  озвучить знаки препинания, отличая  вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .). 

Вариант: нечитающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

«Слово из предложения»

Логопед предлагает детям  по названному слову угадать предложение, фразу художественного текста (строку стихотворения, скороговорку, загадку, чистоговорку и т.п.) Дети сообща (парами, тройками и т.п.) решают поставленную задачу.

«Составление  разрезанной фразы из стихов»

Логопед подбирает 2-4 стихотворные строчки, предлагает детям по 1-2 слова из фразы. Дети встают друг за другом так, чтобы каждый играющий сказал слово, и получилась задуманная фраза (На свете + все + на всех + похожи + змея + на ремешок + из кожи + кот + полосатый + на пижаму + я на тебя + а ты на маму)

«Шапка вопросов»

Логопед предлагает детям  бросить в «шапку» три вопроса (по знакомому тексту):

-вопрос, проверяющий  знание текста;

-вопрос, ответ на который  я сам не знаю, но хотел бы  узнать;

-вопрос по выяснению  мнения о тексте, сравнение со  своим мнением.

Ответ могут искать совместно  или по желанию отвечающих и задающих.

«Озвучивание  паузы»

Детям предлагается в  группах, парах, по одному придумать  речь, которую во время паузы они  не произносили вслух. Речь даётся в  полном интонационном звучании. Первым озвучивает паузу тот, кто готов говорить, затем остальные. Вариант: исходя из обстоятельств, можно выстроить мизансцену и паузу.

«Так и не так»

Игра состоит из парных карточек, на которых изображена одна и та же ситуация в двух вариантах (правильный-неправильный).  Детям даётся возможность обсуждать, спорить, доказывать правильность-неправильность мнения.

Вариант: произношение слов с разными звуками, слоговой структурой, ударением и т.п.


 

III. Игры разминки-разрядки

Название

Правила  проведения

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз –  команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить  и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Логопед предлагает детям  картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант:

-выполнение упражнений  на счёт, на хлопки – смена  движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом  и т.п.

«Одновременность»

Логопед предлагает детям  объединиться в группы за определённое время и одновременно хлопнуть в ладоши (сделать поклон, поднять руки, подпрыгнуть). Упражнение считается выполненным, когда оно выполняется одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

«На 5 органов  чувств»

Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному  «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Логопед во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах).

Варианты:

-прожить кусочек выдуманной  истории с персонажем и обстоятельствами,

-усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

«Слова на одну

букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

«Ловить зверюшку»

Играющие по очереди  берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Логопед просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.


 

IV. Игры для творческого самоутверждения

Название

Правила  проведения

«Стихи по ролям»

Для игры логопед подбирает  диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Заданные слова»

Логопед предлагает детям  текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).

Вариант:

-играющий должен произнести  «заданное слово (слова)», найдя  подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав,  кому и зачем оно может быть  сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),

-один и тот же  играющий выполняет задание разными  способами, оправдывая произнесение  заданных слов

«Тело  в  деле»

Логопед предлагает детям  придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

-дополнить «фотографию»  своим пониманием

-показать «фотографии»  до и после задуманного

  • Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление связи между духовной и физической стороной поведения.

«Фраза 

с заданными 

словами»

Логопед называет набор  слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение  и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

«Собрать диалог»

Логопед предлагает  детям  вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя  будет проговаривать  реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

«Сочинение 

историй-сценок»

Логопед предлагает детям  придумать историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем закончилось. Сначала пары, тройки детей берут «билетики» с написанными именами (нарисованными) персонажами (предметами, символами и т.п.). Дети сочиняют сюжеты-истории, действующие лица которых определены «билетиками» (тигрёнок+колокольчик, мушкетёр+снежинка, дядя Стёпа+Баба Яга, Серый Волк+Василиса Премудрая и т.п.).

Вариант: всем играющим предлагается единое событие (нашли клад, подружились, помогли друг другу.

«Сценка  с  междометиями»

Каждая пара, тройка детей  берут «билетик», на котором написано междометие (нарисован символ): Ах, Ох, А, О, У и т.д. Дети вспоминают, советуются, спорят, какому событию, происшествию можно соотнести междометия и  исполняют этюд.

  • Правдивое обыгрывание междометий связано с аритмией и особой активизацией голоса. При исполнении этюдов на одно и тоже междометие происходит интенсивное включение детей в различные значимые, переживаемые ситуации, эмоционально активизируются исполнители и зрители. Междометие приближает детей к вычленению «единицы» действия как элемента языка, выражающего особенности поведения человека.

Информация о работе Социо-игровой подход к коррекции речевых нарушений