Экономическое обоснование основных показателей деятельности предприятия общественного питания на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли экономики страны. По данным областного Комитета государственной статистики в январе-сентябре 2006 года Оборот общественного питания составил 3,5 млрд. рублей, его физический объем вырос по сравнению с январем – сентябрем 2005 года на 22,3% (в январе – сентябре 2005г. – на 22,8%). Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Характеристика предприятия общественного питания………………..6
2. Экономическое обоснование оборота и выпуска продукции
(таблицы 0-3)…………………………………………………………..……7
3. Расчет потребности в сырье и продуктах. Составление
продуктового баланса (таблицы 4-6)……………………………………….11
4. Экономическое обоснование показателей по труду
(таблица 7)…………………………………………………………………...16
5. Экономическое обоснование издержек производства и
обращения (таблица 8)……………………………………………………...19
6. Экономическое обоснование прибыли и рентабельности
(таблицы 9,10)………………………………………………………………..22
7. Заключение………………………………………………………………..29
8. Список использованных источников…………………………………...30
9. Приложения
Приложение А……………………………………………………………….31
Приложение В…………………………...…………………………………..32
Приложение Г……………………………………………………………….33
Приложение Д………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовик.doc

— 854.00 Кб (Скачать документ)

     Ежедневно с 10 до 22ч двери кафе «2R» открыты для всех желающих!

 

  2. Экономическое обоснование оборота  и выпуска продукции 
 

  Расчет  исходных данных 

  Таблица 0 - Расчет численности посетителей, обслуживаемых за день

  Тип предприятия   Число мест в зале   Время работы зала, мин.   Время обслужи-

  вания одного посетителя, мин.

  Оборачи-

  ваемость одного места

  Вмести-

  мость зала, чел.

  Фактическое число посетителей, обслуживаемых за день
  А   1   2   3   4=2:3   5=1*4   6=5*к
  Кафе   36   780   45   17   612   355
 

     Товарооборот  является ведущим показателем деятельности предприятия общественного питания, так как под его влиянием формируются такие экономические показатели как: издержки, валовой доход, прибыль.

     Он  состоит из выручки от реализации продукции собственного производства и покупных товаров.

     К продукции собственного производства относят блюда и полуфабрикаты, изготовленные либо подвергшиеся какой-либо обработке на данном предприятии. Структурно продукцию собственного производства можно представить как совокупность обеденной и прочей продукции. В свою очередь обеденная продукция включат в себя блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо — порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную Тепловую или первичную обработку, и готовая к употреблению. Обеденная продукция подразделяется на супы, горячие блюда, сладкие блюда, закуски. Остальные виды продукции собственного производства (напитки, мороженное, полуфабрикаты, изготовленные для продажи, кондитерские, мучные изделия) как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции в кафе приходится около 50-60%.

     Продукция собственного производства учитывается и планируется в стоимостных и натуральных показателях. Количественный выпуск блюд характеризует объем производства и реализации обеденной продукции. Учет прочей продукции, за редким исключением, осуществляется в стоимостных показателях. Реализация продукции собственного производства в стоимостном выражении представляет товарооборот продукции собственного производства.

     К покупным товарам относят товары, приобретенные в других организациях и отпускаемые потребителю без какой-либо обработки. К ним относят: хлеб, фрукты, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия и другие. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот покупных товаров.

     Факторы повышения товарооборота:

  • изучение спроса потребителей;
  • расширение и обновление ассортимента продукции собственного производства;
  • выполнение рекламных мероприятий;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • увеличение продажи продукции собственного производства через мелкорозничную сеть;
  • организация летних кафе;
  • полная и ритмичная обеспеченность сырьем и товарами;
  • увеличение пропускной способности зала за счет введения прогрессивных форм обслуживания;
  • использование современного высокотехнологичного оборудования;
  • повышение культуры обслуживания;
  • внедрение новых технологий приготовления;
  • увеличение пропускной способности зала за счет уменьшения времени оборачиваемости одного мета в связи с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности.

     Исходные  данные для экономического обоснования  планирования выпуска продукции и товарооборота:

        • емкость рынка;
        • численность потребителей;
        • производственная мощность;
        • вместимость зала.
 

Таблица 1 - Расчет выпуска обеденной продукции  на основе численности посетителей, обслуживаемых за день по предприятию Кафе «2R» на 36 мест. 

Тип предприятия Число посетителей, обслуживаемых за день, чел. Коэффициент потребления Выпуск блюд за день Количество  рабочих дней в году Выпуск обеденной  продукции за год, тыс. блюд
А 1 2 3 = 1*2 4 5 = 3*4
Кафе 355 2,5 888 353 313,3
 

     Выпуск  блюд за день равняется произведению числа посетителей, обслуживаемых за день и коэффициента потребления для кофейни;

     Годовой выпуск продукции рассчитывается как  произведение однодневного выпуска блюд и  количества рабочих дней в году. 

Таблица 2 - Расчет обеденной продукции по группам блюд в натуральном и стоимостном выражении по предприятию ЗАО кафе «2R» на 36 мест. 

Группы  блюд Соотношения групп  блюд, удельный вес в % Выпуск обеденной  продукции, тыс. блюд Средняя цена блюда, руб. Оборот по обеденной  продукции, тыс. руб.
А 1 2 3 4 = 2*3
Супы 5 15,6 10,9 170,0
Горячие блюда 40 125,3 51,5 6453,0
Сладкие блюда 20 62,7 32,5 2037,8
Закуски 35 109,7 18,7 2051,4
Итого 100 313,3 34,2 10712,2
 

     Соотношения групп блюд, удельный вес в процентах  берется на основе примерного соотношения групп блюд по типам предприятий — для кафе;

     Выпуск  обеденной продукции, итоговая строка, заполнена на основании годового выпуска продукции. Расчет выпуска блюд по группам произведен путем умножения общего выпуска обеденной продукции на соответствующий удельный вес и делением на 100;

     Средняя цена за блюдо берется на основе среднестатистических данных по кофейням города;

     Оборот  по обеденной продукции рассчитывается путем умножения выпуска обеденной продукции и средней цены за блюдо. 

Таблица 3 - Расчет оборота предприятия Кафе «2R» по общему объему и по составу. 

Тип предприятия Оборот по обеденной продукции, тыс. руб. Удельный вес  в обороте, в % Оборот предприятия, тыс. руб.
 
А
 
1
 
2
столбец1 * 100

3=  ---------------

    столбец  2

Кафе 10712,2 68 15753,2
 

     Удельный  вес оборота по обеденной продукции в обороте предприятия принят в соответствии с типом предприятия;

     Оборот  предприятия рассчитан исходя из того, что оборот по обеденной продукции составляет 65% 

 

3. Расчет потребности в сырье и продуктах. Составление продуктового баланса 
 

     Для нормального функционирования предприятию  общественного питания необходимо иметь сырье, полуфабрикаты, покупные товары в необходимом количестве и ассортименте. Для организации снабжения предприятия всем необходимым разрабатывается продуктовый баланс.

     Продуктовый баланс состоит из:

  • потребности в сырье, товарах;
  • запасов на начало и конец планового периода;
  • поступления сырья и товаров;

     На  основании продуктового баланса  в целях бесперебойной работы предприятия создаются товарные запасы. Их размер зависит от материально-технической базы заведения и размера оборотных средств. Товарные запасы измеряют в двух показателях:

    • абсолютных — натуральных (килограммах, штуках и др.) и стоимостных;
    • относительных — в днях к обороту, который рассчитывается путем деления;

     Различают запасы текущие, сезонные и целевого назначения. Текущие — запасы сырья и товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Сезонные запасы могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятия на длительный период. Они создаются из-за сезонности в производстве и зависят от материально-технической базы предприятия (наличие складов, овощехранилищ). Запасы целевого назначения создаются доля конкретных мероприятий (банкетов, рекламных акций, встречи иностранной делегации).

     Товарные  запасы должны быть оптимальными —  минимальными, но достаточными для  бесперебойной работы. Норматив товарных запасов рассчитывается в днях по каждой товарной группе отдельно, а затем в целом по предприятию. Он показывает оптимальный размер необходимых запасов.

     Товарооборачиваемость — время обращения среднего товарного  запаса. Является важнейшим качественным показателем работы предприятия общественного питания. Ускорение товарооборачиваемости способствует увеличению прибыли. Для ускорения товарооборачиваемости необходимо: иметь именно оптимальный размер запасов; повышать уровень продаж продукции собственного производства м покупной продукции. Также данный показатель характеризует состояние товарных запасов и их использование. Он измеряется в двух показателях: товарооборачиваемость в днях — характеризует время, в течении которого реализуется средний товарный запас; и товарооборачиваемость в оборотах — характеризует скорость обращения, показывает число оборотов, совершаемое средним товарным запасом за определенный период. Этот показатель рассчитывается по формуле:

     Норматив  товарных запасов рассчитывается в  днях по каждой группе товаров. Выделяют следующие этапы нормирования:

    1. Т1=        (1)  где Т1 — рабочие запасы, находящиеся на рабочем месте или в буфете; А — количество ассортиментных единиц находящихся в продаже; С — средняя цена за единицу; О — однодневная реализация оборота;
    2. Т2=         (2)  где Т2 — запасы на складе; Ч —частота завоза; К —коэффициент комплектности, рассчитывается по формуле:  К= ;
    3. Гарантированный запас рассчитывается по формуле: Г=Т1+ Т2 (3)
    4. В —время приемки и складирования. Определяется опытно-статистическим путем
    5. Н= Т1+ Т2+ Г       (4)

    Н — норматив запаса, измеряемый в днях, показывающий оптимальный размер требуемых запасов.

     Продуктовый баланс форма планового расчета. Состоит из приходной и расходной частей, которые равны. Т.е. в нем приведены в соответствие потребность в сырье и товаров на выпуск запланированной производственной программы и объема оборота. З1+П=Р+З2     (5)   где П — план поступления сырья в натуральном и стоимостном выражении; Р — расход сырья и товаров на запланированный период. Его расчет состоит из двух этапов:           а) расчет среднегрупповых норм расхода сырья:  Х=       (6);   где Х — среднегрупповая норма расхода сырья по данной группе блюд; Xn — индивидуальная норма расхода сырья на единицу продукции по данной группе блюд; Fn — количество блюд       б) Расчет потребности сырья для выпуска определенного количества бюлд — рассчитывается путем умножения количества блюд на среднегрупповую норму расхода сырья; 

Информация о работе Экономическое обоснование основных показателей деятельности предприятия общественного питания на примере