Экономическая стратегия развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна

Содержание

Введение 3
I глава. Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Экономическая стратегия развития казахстана по Бижановой.docx

— 153.14 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, об этом свидетельствует улучшение  субиндекса Казахстана в 2010 году по сравнению с 2009 годом по макроэкономическим параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности, а именно перемещение с 26 на 10 место.

      В июне 2010 года международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service инвестиционный кредитный рейтинг Республики Казахстан был повышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям в иностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочным облигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным облигациям и нотам в иностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связи с чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Был подтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям в национальной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочным банковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингам прогноз «стабильный».

      В ноябре 2010 года международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ», долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ» до «ВВВ+» и краткосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по обязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенный рейтинг «kzAAA» по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов - «Стабильный».

                    

    Источник: Агентство по статистике РК stat.kz 

      Диаграмма 3. Индексы физического объема промышленной продукции  в 2009 - 2010 гг.      (в % к соответствующему периоду прошлого года)13 
 

      В декабре 2010 года Fitch Rating’s Ltd информировало о повышении прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан в иностранной и местной валютах со «стабильного» до «позитивного» и подтвердило инвестиционный кредитный рейтинг страны на уровне «ВВВ» по долгосрочным облигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям в национальной валюте, «F3» по краткосрочным облигациям в иностранной валюте.

      Объем промышленного производства в январе-декабре  2010 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

      В горнодобывающей промышленности в  январе-декабре 2010г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2009г. за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%).

      Нефтегазовая  промышленность. В целом по республике в 2010 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% - к 2009 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК– 24,4 млн.тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара – 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау – 9,9 млн. тонн; Оренбург – 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ – 3.9 млн.тонн.

      Нефтеперерабатывающими  заводами республики в 2010 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к 2009 году). 14

      В сентябре 2010 года завершена реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

      Газовая промышленность. Деятельность в этой сфере осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2006-2011 годы.

      В республике действует три газоперерабатывающих завода с общей проектной мощностью  переработки порядка 8 млрд. куб. м  газа в год, газотранспортная система  протяженностью более 10 тыс. км с годовой  пропускной способностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных хранилища  газа (ПХГ) с общей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.

      В обрабатывающей промышленности в январе-декабре  2010 года к соответствующему уровню 2009 года объем промышленного производства возрос на 7,3 %.  

 

III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана

3.1 Экономический рост  – главная стратегическая  цель

 

      В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

      Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение  системы управления, ориентированной  на результаты.

      Правительство разработает и внедрит целевые  индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации  и контроля.

      Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать  системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать  деятельность государственных органов  на достижение стратегических целей.

      Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики. 

      Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства  в вопросы развития бизнеса. Отношения  с предпринимательством будут выстроены  на принципах партнерства, честности  и прозрачности. Наряду с этим, планируется  принять меры по укреплению института  частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

      Государственное планирование будет направлено на сопровождение  и управление процессами по обеспечению  роста конкурентоспособности страны.

      В связи с этим будут разработаны  Стратегия  устойчивого роста  конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных  правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы  стратегического, среднесрочного и  бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления  деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

      Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и  утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных),  региональных  и  бюджетных программ.

      Будут приняты нормативные правовые акты по:

      внедрению стратегического планирования в  государственных органах;

      оценке  деятельности государственных органов  на предмет достижения конечных результатов;

      совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в  достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной  статистической отчетности15.

      Будет усовершенствована методология  разработки  экономических прогнозов. 

      Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности  экономики.

      Правительством  будет продолжена работа по совершенствованию  бюджетного планирования.

      Главной целью этой работы станет внедрение  системы бюджетного планирования, ориентированной  на результаты.

      Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будет  использована как инструмент повышения  производительности работы государственных  органов.

      Это предполагает  поэтапный  переход  к  бюджету,  ориентированному на результаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных  программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности  администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.

      Будет  внедрена  система  отчетности,  открытая  для  общества,  а  также  налажена  система  внутреннего  и  внешнего  контроля.

      Направления расходования бюджетных средств  будут взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности  экономики. Неэффективные расходы  будут сокращены.

      Будет внедрена методика оценки и мониторинга  инвестиционных проектов, финансируемых  за счет бюджетных средств, усилены  требования к их подготовке.

      Для проведения взвешенной фискальной и  денежно-кредитной политики темпы  роста расходов государственного бюджета  будут взаимоувязаны с темпами роста экономики.

      В целях снижения зависимости экономики  от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит  усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального  фонда.

      При определении объемов бюджетных  средств на планируемый период будут  учитываться степень достижения установленных  индикаторов  и  эффективность  исполнения  бюджетных  программ.

      Внимание  будет уделено также совершенствованию  межбюджетных отношений. 

      Основными  положениями  проекта  новой системы  межбюджетных отношений  в  среднесрочном  периоде  станет  определение  показателей,  позволяющих  рассчитать  объективные  потребности  регионов  в  финансировании с  учетом  предоставления  равнозначного  объема  и    качества  услуг по всей стране.

      Фискальной  политикой предусмотрено эффективное  применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности  экономики страны, прежде всего, для  решения приоритетных задач социально-экономического развития.

      Правительство продолжит работу по совершенствованию  налогового администрирования.

      Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести  глубокий  анализ  по  налоговым  льготам,  оценить степень  их  влияния  на  эффективность  экономики.

      Поэтапно  будет решаться задача перераспределения  налогового бремени с доходов  юридических лиц на доходы физических лиц, а также  изучен вопрос внедрения  всеобщего декларирования доходов  и расходов населения.

3.2. Программа совершенствования  стратегического  развития Казахстана

 

      Проводимая  в целом взвешенная фискальная политика  направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления  государственной политики.

      В сфере государственных закупок  будет сформирована система, учитывающая  интересы государства и бизнеса  и  способствующая эффективности  и  гибкости расходования государственных  средств.

Информация о работе Экономическая стратегия развития Казахстана