Экономическая стратегия развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна

Содержание

Введение 3
I глава. Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Экономическая стратегия развития казахстана по Бижановой.docx

— 153.14 Кб (Скачать документ)

     Индикативное  планирование – способ регулирования  экономических процессов с помощью  постановки определенных целей, определения  приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.

     Стратегическое  макроэкономическое планирование –  определение основных приоритетов  развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится  государству. Эти направления получают статус целевых государственных  программ.

     3. Макроэкономические программы классифицируются:

     1)    по срокам:

     -краткосрочные (1-2 года);

     -среднесрочные (до 5 лет);

     -долгосрочные (10-25 лет);

     2)    по масштабу:

     -общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);

     -программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.

     3)    по целям:

     -конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;

     -структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.

     4)    по объектам:

     - экономические;

     - научно-технические;

     - социальные;

     -экологические;

     -региональные.

     Основными средствами реализации государственных  планов и программ являются госконтракт  и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное  страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных  исследований, государственная поддержка  в продвижении товаров на внешних  рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической  и социально-экономической экспертизы.

1.2 Принципы реализации экономической стратегии

 
 

     Далее рассмотри основные принципы экономической  стратгии Казахстана Как известно, одним из главных принипов экономического развития Казахстана в посткризисный период является развитие инфраструктуры. Это – долгосрочные и очень масштабные инвестиции. Концепция развития финсектора ставит задачу вовлечь банки в процессы перераспределения капитала. Документ предполагает, что механизмы государственно-частного партнерства с вовлечением в него банков станут основой модернизации стратегически важных отраслей экономики – таких как транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, химическая промышленность, металлургия, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Модель позволит, как отметил на совещании г-н Марченко, активно привлекать в приоритетные отрасли средства институциональных инвесторов, в то же время сохраняя стабилизирующие функции государства в социально значимых секторах экономики.

     Во-вторых, концепция развития финсектора вводит принцип контрцикличности регулирования  банковской сферы. Смысл такого подхода  состоит в том, чтобы в период экономического роста регулирование  и надзор финансового сектора  ужесточались, а в период спада  – напротив, становились более  либеральными. Эта практика взята  из «кейнсианской» модели управления экономикой, к которой сейчас тяготеют финансовые власти практически всех развитых государств. Один из ключевых выводов, который извлекает из кризиса  мировое банковское сообщество, состоит  в необходимости свести к минимуму «процикличность» в регулировании, отметил г-н Марченко. Во многом именно это сделало возможным тот спекулятивный перегрев, когда банки и инвестфонды накачивали глобальный финансовый рынок многократно переоцененными долговыми обязательствами.

     Вредность «процикличного» перекоса в регулировании  банковского сектора мировой  финансовый рынок хорошо продемонстрировал  в течение нескольких кризисов последних  десятилетий. Когда либерализация  правил игры совпадает с ростом экономики, возникают многочисленные предпосылки  к появлению «пузырей». Видя это, правительства в какой-то момент спохватываются и начинают «закручивать гайки», пытаясь снизить риски  системы. Однако риски уже накоплены, «пузыри» начинают лопаться, и в  этой ситуации банки сталкиваются с  необходимостью преодолевать последствия  кризисного спада. И тут выясняется, что в этом им мешают введенные  недавно жесткие регламенты. Именно так было в Казахстане в 2008 – 2008 годах: когда внешние займы закрылись, банкам срочно требовались дополнительные свободные средства для поддержания ликвидности, но повышенные незадолго до этого более чем втрое требования к резервам вынуждали их «замораживать» значительную долю своих ликвидных активов. Сведение к минимуму таких накладок в регулировании, по мнению авторов концепции, позволит добиться модернизации банковской системы на качественно ином уровне, а главное – не допустить формирования «пузырей» в будущем.

     Третий актуальный принцип– это поиск надежного механизма государственного вмешательства в ход экономических процессов, который бы позволил упреждать и предотвращать накапливание опасных дисбалансов внутри экономики. Именно на основе дисбалансов, возникших, например, в секторе недвижимости и земли, постепенно формируются «пузыри» на товарных рынках, затем – на рынках ценных бумаг и других финансовых активов. В среднесрочной перспективе новая концепция развития финансового сектора ставит цель не просто фиксировать, но и заблаговременно гасить подобные тренды в экономике. В широком смысле, цель состоит в минимизации системных рисков не только самого банковского сектора, но и финансируемых им секторов экономики.

     Будущая модель государственной политики в  этом направлении будет ориентирована  на воплощение принципов макропруденциального регулирования. То есть речь идет о  тонком, «точечном» управлении процессами – о модели, в которой принятие упреждающих ключевых решений возможно и по субъектам экономики (институтам), и по объектам (рынкам), и по возникающим  зонам риска, которые имеют общесистемный  характер. Например, если бы такая модель работала у нас в ситуации бума 2005 – 2008 годов, то государство еще на ранней стадии выявило бы зону чрезмерного и рискованного роста (недвижимость), ее источник (спекулятивный капитал и привлекаемый банками внешний кредит) и задействовало бы «макрорычаги», остудив будущий «пузырь» еще на ранней стадии его развития. Сделать это можно разными способами – скажем, жестко ограничить внешний кредит. Или, как в свое время поступили в Китае, убрать с рынка спекулянтов, играющих на повышение, введя законодательный запрет перепродавать купленную недвижимость в течение определенного срока (например, пяти лет). Скорее всего, разные рычаги задействовались бы одновременно.4

     Наконец, четвертый принцип новой концепции  предполагает весьма широкий пересмотр  законодательства, регулирующего отношения  в финансовом секторе. Ограничений  здесь не будет. Банкам послан недвусмысленный  сигнал о том, что возможны перемены системного плана: исходя из уроков кризиса  действующие регламенты будут меняться настолько, насколько это будет  стратегически необходимо для развития финансового рынка. Например, в Нацбанке дают понять, что ситуация слишком  высокой рыночной концентрации в  банковском и пенсионном секторе  должна быть постепенно изменена. Когда  пять самых больших банков контролируют более 75 процентов кредитного рынка, а пять крупнейших НПФ – почти 90 процентов накопленных пенсионных активов, это достаточно опасно. Последствия  кризиса для финансового сектора  Казахстана подтвердили давнее наблюдение экспертов: риски крупнейших финансовых институтов могут оказывать давление на состояние всей финансовой системы  страны. Причем чем больше концентрация рынка, контролируемого «грандами», тем выше риски. Поэтому в новой  концепции развития финансового  сектора Казахстана авторы предусмотрели  специальный раздел, где речь идет о поэтапном увеличении уровня конкуренции  в финансовом секторе. Финансовые организации  будут стимулировать к слияниям: концепция предусматривает необходимость  постепенного увеличения минимального размера капитала. В первую очередь, как заметил глава Нацбанка, это  коснется банков. Их укрупнение, консолидация или реорганизация в другие виды финансовых институтов будут способствовать росту рыночной доли средних банков, и как следствие – увеличению внутренней конкуренции на рынке.

       В течение предыдущего десятилетия Казахстан заложил основы будущего развития страны с диверсифицированной экономикой, хорошо образованным и здоровым населением, живущим в условиях безопасности и демократии, которая использует свои природные ресурсы на благо всех граждан. В значительной степени этому способствовали увеличивающиеся доходы от экспорта в условиях стремительно растущих цен на нефтяные и другие минеральные ресурсы. Такие же условия для дальнейшего развития страны не гарантируются в ближайшем десятилетии.

     Важнейшим уроком текущего мирового кризиса стало  понимание того, что будущее развитие глобальной экономики крайне неопределенно и непредсказуемо. Иэтот факт необходимо учитывать при планировании экономического развития страны в дальнейшем.

     Лидирующие  экономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях и предпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу, наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру и телекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективность государственного управления, а также создавая благоприятные условия для развития бизнеса. Такие же задачи являются стратегическими константами для Казахстана, заданными Стратегией «Казахстан-2030». В течение следующего десятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанных задач.5

     Казахстан останется одним из крупнейших производителей углеводородного сырья. Вместе с тем республика примет участие в решении проблемы глобального потепления, ускоряя технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны дальнейшее развитие получит сельское хозяйство, особенно переработка сельскохозяйственной продукции. Система здравоохранения Казахстана будет способна противостоять новым видам заболеваний. Эффективность использования природных ресурсов страны, в особенности водных, возрастет за счет модернизации инфраструктуры и формирования политики рационального использования природных ресурсов с учетом задачи по защите окружающей среды.

     Имея  стабильную политическую среду, значительный экономический и человеческий капитал, богатые природные ресурсы, основную производственную инфраструктуру, устойчивую финансовую систему, Казахстан способен трансформировать вызовы, созданные текущим мировым экономическим кризисом, в новые возможности для достижения сбалансированного и устойчивого развития.

     Учитывая, что реализация масштабных планов столкнется с ужесточением бюджетных ограничений, будет обеспечен высокий уровень доходности государственных инвестиций и повышена эффективность реализации принимаемых программ.

    1.3Мировой опыт экономических стратегий

 

     Исторический  опыт человечества богат примерами, когда передовые страны вступали в полосу затяжного кризиса, а  более отсталые занимали их место. На протяжении многих столетий государства, движимые волей социальных реформаторов, осуществляли смелые прорывы, достигая лидирующих позиций и удерживая их долгие годы.

     Голландия XVI века, Англия XVII, Германия XIX века, Япония после окончания Второй мировой  войны - вот далеко не полный перечень примеров успешного "догоняющего" развития, позволившего этим странам  не только проделать за десятилетия  путь, на который у других уходили  столетия, но и оказаться в авангарде  мирового хозяйственного прогресса, закрепить  доминирующее положение в своем  регионе.6

     Экономический прорыв стремится совершить и  Казахстан. Наша республика уже сумела стать лидером в своем регионе. Теперь стоит задача - войти в  число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Первым шагом в этом направлении должна стать реализация новой госпрограммы - форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) Казахстана до 2014 года. Уверенности  в достижении поставленной цели нам  придает и успешный мировой опыт.

     К разработке ПФИИР привлечены высококвалифицированные  зарубежные эксперты, которые в своих  странах успешно реализовали  подобные программы. В качестве консультантов, кроме авторитетных казахстанских  экспертов, выступают экономисты из Южной Кореи, Германии, и других стран. Изучается опыт ряда развитых азиатских  и европейских государств, так  как многие развитые страны мира проходили  данный этап. Впрочем, Казахстан не старается копировать вслепую стратегии  их развития, а опирается на успешный опыт по отдельным направлениям. В  одной стране это могут быть инновации, в другой - создание специальных  зон и т.д.

     В связи с ускоренным становлением и развитием автомобильной отрасли  в 1934 году в США создавались зоны внешней торговли. В американской экономике функционируют и такие  образования, как предпринимательские  зоны и технологические парки, связанные  с внутренним региональным развитием, нацеленные на оживление малого и  среднего бизнеса в депрессивных регионах.

Информация о работе Экономическая стратегия развития Казахстана