Экономическая стратегия развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна

Содержание

Введение 3
I глава. Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Экономическая стратегия развития казахстана по Бижановой.docx

— 153.14 Кб (Скачать документ)

     Многолетняя подготовка зональных образований, их эффективное функционирование позволили  решить многие проблемы в экономике  США, в частности, преодолеть отсталость отдельных регионов, выравнять экономический  потенциал. Среди ведущих зон  наиболее известна Силиконовая долина, где производится более 20 процентов  мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров.

     Сингапур  является примером успешного развития так называемых точечных зон, ориентированных  на экспорт товаров. Либеральный  экспортно-импортный режим позволяет  рассматривать этот город-государство  фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами.

     Их  создание осуществлялось в рамках специальной  программы, реализация которой началась в 1970 году, когда парламент Сингапура  принял закон "О стимулировании развития экономики". Согласно этому закону крупные предприятия, которые инвестировали  не менее 710 тысяч долларов, получают статус "пионерных" и освобождаются  от уплаты налогов в течение пяти лет. А если они производят экспортную продукцию, то действие этой льготы продлевается до срока в 10 лет. Предприятия, которые  не имеют такого статуса, но производят продукцию стоимостью не менее 71 тысячи долларов, более 20 процентов которой  идет на экспорт, также освобождаются  от налогов в течение пяти лет. При этом все предприятия, в которые  предприниматели инвестировали  более 106 млн долларов, и крупные  предприятия с иностранными инвестициями в объеме не менее 710 млн долларов освобождаются от уплаты налогов  в течение 15 лет. В конце 1980-х годов  в Сингапуре было организовано 25 промышленных зон.7

     1 января 1970 года одной из первых  в мире Южная Корея приняла  закон об учреждении свободной  экономической зоны. С целью привлечения  иностранных инвестиций, стимулирования  увеличения экспорта, роста занятости,  усовершенствования промышленных  технологий, ускорения экономического  развития страны в рамках данного  закона была создана СЭЗ в  прибрежных районах Южной Кореи,  которая стала одним из лидеров  "азиатского чуда".

     В 90-е годы по темпам экономического роста  мировым лидером стал Китай, в  котором сегодня успешно работают 6 особых экономических регионов, которые  еще в 1980 году получили льготы СЭЗ. Кроме  этого, 14 городов КНР имеют статус открытых приморских территорий. Всего  в Китае создано 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. На их территории в настоящее время  размещаются технопарки, где разрабатываются  новейшие технологии с привлечением иностранного капитала, функционирует  производство, ориентированное на экспорт, активно работают торговые предприятия.

     Основная  цель, которую преследовало правительство  КНР, открывая СЭЗ, - привлечение иностранного капитала, технологий и менеджмента. Для этого в СЭЗ создавались  максимально благоприятные условия  для ведения бизнеса. На территориях  названных зон гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растут занятость, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих.

     В Объединенных Арабских Эмиратах каждый из семи эмиратов имеет несколько  свободных экономических зон, предлагающих льготные условия для иностранных  инвесторов, где оперируют более 5 тысяч компаний. Крупнейшей из них и третьей по размеру в мире является СЭЗ Джебел Али в эмирате Дубай. Более того, эта СЭЗ - один из наиболее удачных примеров развития подобных зон. Свободная экономическая зона Джебел Али входит в десятку самых лучших портов мира. Она создана на территории 100 тысяч кв. метров и включает в себя порт, таможню и непосредственно свободную зону. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов.

     Технопарки

     Бурное  развитие научных парков в Европе, так же как и в США, началось в 1980-е годы. Научный парк имеет  здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм, что является одной из особенностей, которая способствует формированию малых и средних  компаний, пользующихся коллективными  услугами. Научные парки стали  создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, а также в Восточной Европе, СНГ и Китае. В мире сегодня  насчитывается около 400 научных парков. Множество других находится на стадии создания.8

     Привлечение инвестиций

     Опыт  Ирландии подтверждает, что привлечение  инвестиций - один из ключевых аспектов реализации госпрограмм развития. Большой  интерес к развитию ее экономики, не имеющей значительных природных  ресурсов, вполне оправдан, поскольку  она является ярким примером того, как продуманная макроэкономическая и внешнеэкономическая политика государства за относительно небольшой  отрезок времени способна превратить аграрную страну в развитую постиндустриальную державу. И здесь наиболее значительными  факторами были внешние: устойчивые инвестиционные вложения в экономику  страны; выгоды, получаемые от участия  в интеграционных процессах в  рамках ЕС, ВТО, ОЭСР; развитие партнерских  отношений с другими странами мира; рост участия в международной  торговле товарами и услугами и международном  производстве в результате либерализация  экономики; привлечение внешних  источников развития производств сферы  высоких технологий и повышение  качества человеческого капитала.

     Япония  заняла первое место в мире по производству ряда электро- и радиотоваров, стали, при этом не имея ни руды, ни угля и  т.д. С 1950 по 1970 год среднегодовые  темпы роста промышленного производства здесь составили около 15 процентов. К 2000 году промышленное производство Страны восходящего солнца выросло по сравнению  с уровнем 1938 года в 21,6 раза.

     В 1980-1990-е годы в ВВП Японии сократилась  доля продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки. Высокими темпами начали развиваться электроника  и сфера услуг. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, бытовой электроники, промышленных роботов стало основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей. Цель инвестиционной политики Японии - не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19 процентов ВВП.

     Экономика Южной Кореи вплоть до 1945 года являлась не более чем сырьевым придатком  Японии. После Второй мировой войны  страна оказалась отброшенной далеко назад в своем экономическом  развитии, а война на Корейском  полуострове довершила разрушение ее промышленного потенциала. Республика Корея испытала трудности из-за ограниченности природных ресурсов. Однако эта проблема избавила страну от соблазна реализовывать  свои ресурсы на внешнем рынке  и не позволила стать сырьевым придатком развитых государств, заставила  корейцев искать более интенсивные  пути развития. Необходимо было разработать  четкую стратегию экономического развития. Именно тогда в Южной Корее  утвердилось мнение, что только государство  сможет аккумулировать имеющиеся в  малом количестве ресурсы и рационально  распределить их в пользу ограниченного  числа предприятий. Смелая и продуманная  стратегия позволила в кратчайшие сроки провести индустриализацию страны.

     Сегодня уровень экономического развития Южной  Кореи позволяет ей успешно конкурировать  не только с другими "азиатскими драконами", но и с развитыми  индустриальными странами Европы и  Северной Америки.

     У каждой страны - свой путь развития. И  копирование вслепую чьих-то стратегий  может привести к негативным последствиям, поскольку у каждой экономики  есть свои особенности. Впрочем, речь не идет о том, что Казахстан идет по пути одного из государств. Мы только анализируем стратегии развития передовых государств, консультируемся  у экспертов этих стран и просчитываем все риски, чтобы исключить вероятность  допущения ошибок при разработке собственной госпрограммы в сфере  индустриализации.

 

       II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан

2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития

 

      В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (далее – Стратегия «Казахстан-2030»). Стратегия «Казахстан-2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.

     В Стратегии «Казахстан-2030» определены семь долгосрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство. Эти приоритеты стали основой для разработки конкретных планов действий по дальнейшему развитию страны.

     Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года (далее – Стратегический план-2010), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года.

     Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее – Стратегический план-2020) станет следующим этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» в период с 2010 по 2019 год.9

     Ко времени завершения реализации Стратегического плана-2010 и в период разработки Стратегического плана-2020 существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел в противостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесят лет.

     Воздействие экономической цикличности, в первую очередь влияние текущего финансово-экономического кризиса определяет необходимость осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.

     Первоочередные меры, создающие условия для посткризисного развития страны, будут сфокусированы на улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы страны и повышение эффективности государственного управления.

     Качественный рост экономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.

     Вопросы социальной защищенности, внутренней стабильности и сбалансированной внешней политики останутся в числе приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие.

     Повышение благосостояния граждан страны на основе диверсифицированной экономики станет главным достижением реализации Стратегического плана-2020.

     Высокоэффективный государственный аппарат является основой для успешной реализации пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.

     Опираясь на реформы государственного сектора, начатые в период реализации Стратегического плана-2010, государство выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Эта модель будет полноценно функционировать к 2015 году, а основные ее элементы будут внедряться в первые годы реализации Стратегического плана-2020.

     Реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:

     1) определение четкого круга полномочий и ответственности государственных органов, в том числе на различных уровнях государственного управления;

     2) повышение качества государственных услуг через разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг;

     3) ускорение реформы государственной службы, включая совершенствование обучения государственных служащих;

     4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;

     5) улучшение управления административными реформами и усиление ответственности за процесс реформирования государственного сектора.

     С целью установления подотчетности и создания стимулов для повышения эффективности и результативности государственного сектора будут четко определены полномочия (роли) и ответственность органов государственного управления.

     С 2011 года будут проводиться на системной основе функциональные обзоры деятельности государственных органов, целью которых станет оценка эффективности политики в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления. Определение оптимального объема полномочий в каждом конкретном государственном органе позволит установить в целом адекватную роль государства как в отдельных секторах, так и на разных уровнях государственного управления путем ликвидации излишних функций, исключения дублирующих полномочий, закрепления недостающих функций и расширения использования рыночных механизмов.

Информация о работе Экономическая стратегия развития Казахстана