Экономическая стратегия развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна

Содержание

Введение 3
I глава. Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Экономическая стратегия развития казахстана по Бижановой.docx

— 153.14 Кб (Скачать документ)

      В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора  основные усилия Правительства, Национального  Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.

      Денежно-кредитная  политика сориентирована на решение  таких задач, как повышение эффективности  мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого  уровня инфляции, обеспечение валютного  регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом  уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.

      Продолжится работа по дальнейшему усилению влияния  принимаемых мер на состояние  денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При  этом основными инструментами регулирования  ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные  ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.

      В условиях полной конвертируемости тенге  по текущим и капитальным операциям  будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.

      Создана система государственных институтов развития, объединенная в единый фонд устойчивого развития «Казына», основной целью которого является содействие в диверсификации экономики за счет создания системы развития и поддержки  бизнеса на всех уровнях и повышения  эффективности управления. В холдинг  вошли Банк развития, Инвестиционный фонд, Государственная страховая  корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Фонд развития малого предпринимательства, Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга  и трансферта технологий, Центр маркетингово-аналитических  исследований и Казахстанский центр  содействия инвестициям.

      Инновации. Казахстан приступил к формированию национальной инновационной системы  открытого типа. Приняты программа  ее формирования и развития и Закон  о господдержке инновационной деятельности. В рамках создания системы созданы  и функционируют Национальный парк информационных технологий и три  региональных технопарка, а также  бизнес-инкубатор. На очереди – открытие республиканских парков ядерных  и биологических технологий в  Курчатове и Астане, а также  региональных технопарков в СевероКазахстанской, ЮжноКазахстанской, ВосточноКазахстанской  областях и столице.

      Показателен в этом смысле опыт Национального  инновационного фонда (НИФ). Он принял на себя обязательства по финансированию 54 заданий общей стоимостью 80 миллиардов тенге. В их числе – 10 инновационных проектов, 32 проекта НИОКР, девять венчурных фондов и три элемента инновационной инфраструктуры. С участием самого НИФ созданы пять отечественных (объем капитализации – 86,2 миллиона долларов) и столько же зарубежных венчурных фондов, имеющих суммарный уставный капитал более 600 миллионов долларов.

      Индустриальное  развитие. На основе скрупулезного  анализа имеющихся в Казахстане 150 несырьевых отраслей и сегментов 23 из них признаны конкурентоспособными по международным меркам и семь –  приоритетными. В рамках этих секторов сформированы и утверждены планы  создания и развития семи пилотных кластеров. Только ими дело не ограничится  – как правило, развитие кластера в какой либо одной отрасли приводит к появлению аналогов в других отраслях.

      Свободные экономические зо-ны (СЭЗ). В настоящее  время в Казахстане созданы и  функционируют СЭЗ: «Астанановый город», «Парк информационных технологий» (ПИТ, Алматы) и «Морпорт Актау». Первая из них создана в целях ускоренного  развития левобережья реки Ишим путем  привлечения инвестиций и использования  передовых технологий в строительстве, а также создания современной  инфраструктуры. Задача ПИТ – формирование высокоэффективных, в том числе  высокотехнологичных и экспортоориентированных  производств, продвижение информационных технологий и освоение выпуска новых  видов продукции, а также привлечение  инвестиций. А «Морпорт Актау» призван  ускорить развитие «полуострова сокровищ»  в лице Мангистауской области  и активизировать вхождение республики в систему мировых хозяйственных  связей.

      Производительность. Одной из основных задач Стратегии-2030 является повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в три  раза и снижение энергоемкости ВВП  в два раза. Анализ показывает, что  если, например, в обрабатывающей промышленности в 2000 году производительность труда  равнялась 749 тысячам, а к 2015 году поставлена задача довести ее до 2,247 миллиона, то уже в 2005 году этот ключевой показатель превысил 1,672 миллиона тенге в расчете  на одного работника этой группы отраслей. Важнейший показатель затратности, обуславливающей уровень производительности труда, – энергоемкость. В 2000 году в  расчете на 1 доллар произведенной  продукции она составляла 6,5 кВт  при планируемом снижении к 2015 году до 3,2 кВт, а в 2004 году опустилась 4,4 кВт, что также свидетельствует об опережающих темпах снижения затратности  обрабатывающей промышленности.

      Строительство. Указом президента РК утверждена Государственная  программа развития жилищного строительства  в Казахстане на 2005-2008 годы. Ее основной целью является комплексное решение проблем для обеспечения доступности жилья широким слоям населения и создания его полноценного сбалансированного рынка. Задача государства заключается в разработке правовой базы и нормативных актов для развития рыночных механизмов и снижения стоимости жилья, увеличения сроков ипотечных кредитов, уменьшения первоначальных взносов и ставок кредитования.

      Одним из приоритетов для достижения устойчивого  экономического роста является привлечение  иностранных инвестиций. За прошедшее  десятилетие Казахстан стал лидером  среди стран СНГ по инвестиционной привлекательности. По состоянию на первый квартал текущего года валовый  приток прямых иностранных инвестиций в республику превысил 50 миллиардов долларов. Казахстан первой из стран  СНГ получил рейтинг инвестиционного  класса от трех ведущих рейтинговых  агентств мира: Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году).

      Торговля. По статистическим данным, объем розничного товарооборота Казахстана возрос с 332,1 миллиарда в 1997 году до более  чем 1,5 триллиона тенге в 2006 году, т.е. в 4,7 раза. А ежегодный внешнеторговый оборот Казахстана с 1997-го по 2006 год  возрос с 10,8 миллиарда до 61,9 миллиарда  долларов США, то есть в 5,7 раза. Основными  покупателями казахстанской продукции  за 2006 год являются Италия (18% отечественного экспорта), Швейцария (17,6%), Россия (9,8%), Китай (9,4%), Франция (8,8%), Иран (5,4%), Нидерланды (4,5%), Великобритания (3%), Испания (2,5%), Румыния (2%), Израиль (1,6%), Германия (1,4%), США (1,2%).

      Значительную  роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении  устойчивого развития регионов должны сыграть социальнопредпринимательские корпорации (СПК). Имея на балансе значительные и ликвидные активы, они будут  привлекать долгосрочный капитал на условиях, приемлемых для реализации региональных проектов. К настоящему времени в стране создано семь СПК – «СарыАрка», «Жетису», «Онтустик», «Иртыш», «Каспий», «Тобол» и «Батыс».

 

Заключение

 

      Казахстанский рынок должен опираться с одной  стороны, на смешанную экономику  с ее сильной государственной  распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально  уязвимых слоев населения, а с  другой стороны - на принципы социального  рыночного хозяйства, с их отчетливо  выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических  моделей. Разработанная модель рынка  должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования  рынка, сильную государственную  политику и безусловный приоритет  экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной  собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней  хозяйственных форм с мощным государственным  сектором.

      Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической.

      Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что смешанная  экономика представляет собой не какое-то хаотическое нагромождение  на практике и эклектичное соединение в теории сугубо “капиталистических”  и “социалистических” форм, а предстает  в виде диалектического единства форм собственности и способов ведения  хозяйства, выдержавших проверку мировой  практикой на конкурентоспособность.

          Другими словами, смешанная экономика  представляет собой объективно  обусловленный и исторически  закономерный этап эволюции рыночных  отношений, характеризующийся конкуренцией  цивилизованных форм собственности  и хозяйствования, высокой эффективностью  экономики и соответствующей  социальной защищенностью людей.

          Переход к социально ориентированной  рыночной экономике предполагает  необходимость широкомасштабного  государственного регулирования  экономики, то есть наличие  регулируемого рынка во всех  сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется  как экономическими, так и административными  методами. Их следует не противопоставлять,  а органично сочетать, исходя  из того, в какой мере административное  регулирование отвечает требованиям  объективного развития, нынешнего  состояния экономики и др. В  итоге вырисовываются такие контуры  модели рыночной экономики Казахстана.

      Во-первых, это должен быть социально ориентированный  рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и  экономическое макрорегулирование смешанной экономики.

      Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с одной стороны, относительно продолжительное  сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора  экономики. При этом превалирование на первом этапе государственного сектора  не должно означать каких либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми пользовались предприятия  этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный  и форсированный раздел государственных  предприятий, их немедленную поголовную передачу в частные руки. Такие  проблемы должны решаться постепенно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглощений и других трансформаций.

      В-третьих, и в ближайшем будущем экономика  Казахстана не может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости  которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования  экономики и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы  макрорегулирования должно происходить  только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в  его цивилизованных формах.

      В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики  должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства в социальной сфере.

      В-пятых, в сложившейся политико-экономической  ситуации экономика Казахстана должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную конструкцию, с существенными  элементами регионального самохозяйствования.

 

Список литературы

  1. Аубакиров Я.Н. Экономические проблемы стратегии  Казахстана.- Алматы, 2008.
  2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА - М, 2008.
  3. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2004.
  4. Гамарник Г.Н.  Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2003.
  5. Жанкина Д.К.  Иностранные инвестиции в РК: плюсы и минусы.-   //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2008.- с.84.
  6. Казахстан 2001-2008 годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2008 г.
  7. Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.   
  8. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2001. –384с.
  9. Камшибаев Р.А. Экономическая безопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.– Алматы.-2001.- с.102.
  10. Кулекеев  Ж.А.Республика Казахстан: этапы реформ на пути долгосрочного роста.- //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2009.- с.3.
  11. Мамыров Н.К., Саханова  А.Н. и др.  Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.: Учебник.- Алматы.- 2003.                        
  12. Мауленова С-Ж с.  Условия и факторы экономического развития Казахстана. - //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.  – Алматы.-2001.-с.180.
  13. Медуханова Л.А. Глобализация экономики: сущность и основные черты. //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2010.- с.46.
  14. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда, 11 октября, 2008.
  15. Нугманова А.Ш.  Развитие ипотечного кредитования в РК. //Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. / Материалы международной  научно-практической конференции/ Ч.7-Алматы.-2008.- с.89.  
  16.   Нурланова Н.К. Проблемы эффективности использования инвестиционного потенциала региональных систем.-    // Көне және қазіргі Тараз.- Тараз, 2003.- с. 196.                                                                               
  17. Основы экономической безопасности и независимости РК.- //Поиск. Науч.журнал Мин.Образ.и науки.-2006.-№ 6-с.160.  
  18. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии // Казахстанская правда, 1 марта 2008 года.
  19. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия "Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана. 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2008 года)
  20. Райзберг Б. А. Курс экономики  М.: «ИНФРА – М», 2008. – 634с.
  21. Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Материалы конференции. -Алматы: Казак университеты, 2008.
  22. Стратегия развития Казахстана и реформирование национальных производительных сил // Институт экономики.- Алматы, 2009.
  23. Экономика Казахстана на пороге XXI века .- Алматы, -2009.

Информация о работе Экономическая стратегия развития Казахстана