Экономическая эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования – комплексный анализ эффективности деятельности на объекте исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• провести анализ основных подходов к определению эффективности деятельности предприятия;
• рассмотреть основные факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия;
• рассмотреть группы показателей оценки эффективности деятельности;
• провести анализ основ производственно-коммерческой деятельности предприятия;
• провести анализ организационной структуры управления;
• проанализировать экономическую эффективность от реструктуризации на маршруте;
• разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности Автоколонны № 1785.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………….
6
1.1.Подходы к определению экономической эффективности функционирования хозяйствующих субъектов……………………….
6
1.2.Показатели и факторы эффективности функционирования
предприятия………………………………………………………………..
13
2.Организация управления предприятия и его финансовое положение…. 31
2.1. Основы производственно-коммерческой деятельности……………… 31
2.2.Организационная структура управления предприятием……………… 41
2.3. Анализ финансово-экономического положения предприятия……….. 47
2.4. Расчет экономической эффективности от реструктуризации на маршруте………………………………………………………………………
58
3. Мероприятия по повышению экономической эффективности Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.1.Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.2.Использование новых технологий на Автоколонне № 1785………….. 71
Заключение…………………………………………………………………….. 75
Список использованных источников и литературы………………………... 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

     К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода;
  • производительность труда;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов;
  • объем розничного товарооборота;
  • используемые методы ценообразования;
  • объём издержек обращения;
  • структура и диверсификация товарного ассортимента;
  • уровень кадрового потенциала.

     Проанализируем влияние наиболее значимых факторов, как внешних, так и внутренних.

     Повышение закупочных оптовых цен не всегда характеризуется адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия иногда компенсируют это повышение снижением удельного веса собственной прибыли в розничной цене.

     Рост  объема розничного товарооборота позволяет  всегда увеличить объём прибыли.  Однако, прибыльность разных ассортиментных товарных групп различна, поэтому оптимизация   структуры товарооборота позволяет получить оптимальный объём прибыли.19

     При неизменной величине уровня торговой наценки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить сумму получаемой прибыли. Снижение торговых издержек даёт возможность не только повысить объём прибыли, но и конкурентоспособность предприятия. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия.20

     Структура товарного ассортимента  может  как положительно, так и отрицательно влиять на сумму прибыли. Если увеличится удельный вес наиболее рентабельных ассортиментных групп, то объём прибыли повысится, и,  наоборот, при увеличении удельного веса товаров с низким уровнем рентабельности, - объём прибыли уменьшится.

     Как по внешним, так и по внутренним факторам, влияющим на прибыль, можно выделить экстенсивные факторы и интенсивные  факторы.

     Экстенсивные факторы отражают объем производственных ресурсов, их использования по времени, а также непроизводительное использование ресурсов.  К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов.21

     Несмотря  на то, что внешние и внутренние факторы взаимосвязаны, внутренние факторы напрямую зависят от эффективной организации работы предприятия.

     Степень влияния отмеченных  факторов зависит  не только от их соотношения, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма менеджеров. Влияние отдельных факторов количественно оценить сложно или невозможно. Например, трудно количественно оценить  деловую репутацию предприятия, а это значимый фактор эффективности его деятельности.

     Необходимо  отметить, что отдельные составляющие издержек и виды авансированных средств  под влиянием одних и тех же факторов могут меняться совершенно по-разному, и, значит, оказывать различное влияние на эффективность деятельности. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение конечного результата, но при нерациональном использовании основных и оборотных средств, у предприятия  будут излишние запасы товарно-материальных ценностей, а это повлечёт излишние расходы по складированию и товародвижению.22

     Средства  труда, предметы труда и трудовые ресурсы – это и факторами формирования эффективности, но они также служат важной основой для выявления направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное использование может способствовать повышению объёма выпуска продукции в натуральном измерении, повышению качества продукции. А это вызывает уменьшение объема используемых средств на производство единицы продукции. Соответственно, снижается материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, себестоимость изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

     Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

     Все         факторы роста эффективности можно классифицировать следующим образом:

  • по источникам повышения эффективности: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;
  • направлениям развития производства: внедрение инновационных технологий, внедрение оптимальных организационных структур, совершенствование производственного процесса, методов планирования, системы управления персоналом;
  • уровню реализации в системе управления производством. Здесь выделяют внутренние: освоение новых видов продукции, механизация и автоматизация; повышение эффективности использования сырья, материалов, топлива, энергии, а также внешние: совершенствование отраслевой структуры промышленности, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и др.

     Стоит отметить, что используемые при оценке эффективности деятельности  бухгалтерские данные, не всегда правильно оражают состояние дел в условиях рынка. Стоимость по балансу и рыночная не всегда совпадают. Поэтому необходима разработка новых подходов, основанных или на переходе на международные формы финваансовой отчётности, или использования данных внутреннего управленческого учёта, основанного на рыночной стоимости и предназначенного для решения внутрифирменных управленческих задач. 

Выводы

     На  основе анализа теоретических аспектов оценки эффективности деятельности предприятия выявленно.

    1.Эффективность  деятельности – это отношение  результата к используемых при  этом совокупных затратах. Выделяют социальную и экономическую эффективность деятельности предприятия. Социальные и экономические результаты взаимосвязанны но не коррелируются напрямую.

    2.В современных условиях возможностей для  задействования всех факторов повышения эффективности деятельности предприятия становится больше. Одним из важных факторов повышения эффективности деятельности становится экономия ресурсов.

    4.Обеспечение конкурентоспособности предприятия во-многом зависит от экономической эффективности, поэтому анализ и оценка эффективности является основой для принятия управленческих решений.

    5.При  принятии управленческих решений используют и общую эффективность и сравнительную. стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней, а важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является – эффективность производства.

    6.Общая  экономическая эффективность для  предприятий рассчитывается как отношение планируемой прибыли к капитальным вложениям, определённых сметной стоимостью.

    7.Сравнительная  эффективность рассчитывается при разработке и сравнении альтернатив управленческих решений. Если один из анализируемых вариантов требует меньшее количество капитальных вложений и в то же время  обеспечивает более низкие затраты, то он признаётся наиболее эффективным в экономическом аспекте.

    8. В  рамках теории экономического  анализа разработанна  целая система взаимосвязанных показателей, позволяющих оценить экономическую эффективность функционирования предприятия в разных аспектах. Однако, исходные данные берутся из статей баланса, что не всегда соответствует реальной стоимости его статей, поэтому представляется правильным использование данных внутреннеего управленческого учёта, привязанного к рыночной стоимости.

 

      2.Организация управления  предприятия и  его финансовое  положение

     2.1. Основы производственно-коммерческой  деятельности предприятия 

      Автоколонна № 1785 (автоколонна) пассажирского автомобильного транспорта обслуживает более 60 городских, пригородных маршрутов регулярного  сообщения, общей протяженностью более  тысячи километров, при этом ежедневно перевозится более 30 тысяч пассажиров.

      Для удобства пассажиров построены и  функционируют автовокзалы и  автостанции, которые призваны повысить комфорт и скрасить периоды ожидания.

      На  предприятии трудится более 1000 человек, полноценным оплачиваемым отпуском. Для иногородних сотрудников предоставляются общежития, в том  числе осуществляется целевое жилищное строительство в городах Подмосковья.

      Рассмотрим  внешнюю среду предприятия. Начнём с факторов прямого воздействия.

      Один  из наиболее значимых факторов прямого внешнего воздействия – это поставщики. Поставщиками автобусов «Мерседес» и запчастей к ним является германское предприятие «Мерседенс-Бенц» (все автобусы «Икарус» в последние десять лет полностью заменены на «Мерседесы),  микроавтобусов и запчастей к ним – российский автопром.

      Законодательно  автоперевозки граждан в  МО регламентируются Законом Московской области «Об  организации транспортного обслуживания населения».23

      Основными потребителями являются жители Щёлковского  и близлежащих районов. Основные конкуренты – это частные автоперевозчики, преимущественно осуществляющие автоперевозки на маршрутных такси. В Щёлковском районе – это четыре Общества с ограниченной ответственностью.

      Рассмотрим  факторы внешней среды косвенного воздействия.

      Предприятие в последние 10 лет перешло  на новые автобусы «Мерседес-Бенц»  с кондиционированием.

      В целях улучшения качества обслуживания и повышения регулярности работы маршрутов ведётся внедрение  спутниковой навигационной системы  контроля за работой автобусов. В 2011 году оснастить навигацией планируется оснастить 50% парка автобусов. Регулярное обновление и расширение парка подвижного состава позволяет не только поддерживать качество обслуживания пассажиров на должном уровне, но и постоянно повышать комфортность перевозок, а также увеличивать объём выполняемых перевозок. В настоящее время автобусный парк автоколонны насчитывает более 300 единиц подвижного состава.

      Макроэкономическое  состояние внешней среды улучшается. Страна выходит из мирового финансового кризиса. Но, из-за политического кризиса в североафриканских странах поднимаются цены  на нефть, что может вызвать рост цен на бензин, а это неизбежно приведет к удорожанию автоперевозок. Данный фактор  является позитивным для государственного предприятия, так как на большинстве маршрутов оно является монополистом.

      Во  внешней социально-культурной среде  доминируют представители всех слоев  населения, но так как только автоколонна  осуществляет пассажирские перевозки  льготных категорий пассажиров, то её социальная эффективность деятельности является высокой.

      Известно, что предприятия по автоперевозкам создают значительный ущерб экологической  среде. Однако, все транспортные средства автоколонны проходят постоянный технико-экологический  мониторинг.

      Рассмотрим  механизм хозяйствования предприятия. По организационно-правовой форме предприятие  относится  к государственным  унитарным предприятиям на праве  хозяйственного ведения. Имущество предприятия находится в собственности Министерства  транспорта Московской области.  Но так предприятие является унитарным, на праве хозяйственного ведения, то оно обладают более широкой экономической самостоятельностью, при этом Министерства  транспорта Московской области, не отвечает по его обязательствам.

      Планирование  и ценообразование основано на данных анализа финансово-экономической деятельности. Анализ эффективности деятельности проводится, как в целом по подразделению, так и по предприятию.

      Рассмотрим  финансово-кредитный механизм. Внутри предприятия используется централизованная система финансирования каждого подразделения (центры финансовой ответственности отсутствуют). Денежные средства поступают от реализации транспортных услуг, однако, так как, предприятие сдает автобусы в аренду с рассрочкой платежа, то у предприятия присутствует дебиторская задолженность, кредиторская задолженность формируется в результате поставки автобусов с головного предприятия. Источником финансирования является также уставный капитал, объём  которого составил в 2010 году, - 901764 тыс. руб. Но основным источником финансирования являются долгосрочные займы.

      Рассмотрим  систему налогообложения. Предприятие  находится на обычной системе  налогообложения, но имеет налоговые  льготы в соответствии с НК РФ, в  связи с осуществляемыми перевозками  льготных категорий граждан.

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия