Экономическая эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования – комплексный анализ эффективности деятельности на объекте исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• провести анализ основных подходов к определению эффективности деятельности предприятия;
• рассмотреть основные факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия;
• рассмотреть группы показателей оценки эффективности деятельности;
• провести анализ основ производственно-коммерческой деятельности предприятия;
• провести анализ организационной структуры управления;
• проанализировать экономическую эффективность от реструктуризации на маршруте;
• разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности Автоколонны № 1785.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………….
6
1.1.Подходы к определению экономической эффективности функционирования хозяйствующих субъектов……………………….
6
1.2.Показатели и факторы эффективности функционирования
предприятия………………………………………………………………..
13
2.Организация управления предприятия и его финансовое положение…. 31
2.1. Основы производственно-коммерческой деятельности……………… 31
2.2.Организационная структура управления предприятием……………… 41
2.3. Анализ финансово-экономического положения предприятия……….. 47
2.4. Расчет экономической эффективности от реструктуризации на маршруте………………………………………………………………………
58
3. Мероприятия по повышению экономической эффективности Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.1.Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.2.Использование новых технологий на Автоколонне № 1785………….. 71
Заключение…………………………………………………………………….. 75
Список использованных источников и литературы………………………... 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)
 

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия можно оценить на высоком уровне. То есть практика работы показала, что у автоколонны нет конкурентов по перевозкам пассажиров среди частных автоперевозчиков. Конкурентоспособность автоколонны выше по всем параметрам и находится на уровне выше среднего. Снижают уровень конкурентоспособности – высокие цены на перевозки, которые являются самыми большими по сравнению с частными автоперевозчиками.  
 

     2.2.Организационная  структура управления  предприятием 

      На  рис. 4. представлена организационная структура управления автоколонной.26

      Рис. 4. Организационная структура управления  предприятием

      Научная организация транспортного процесса и эффективное использование  транспортных средств зависят, прежде всего, от совершенства работы эксплуатационной службы, степени подготовленности ее кадров и оснащенности необходимыми вычислительными и другими техническими средствами.

      Организационная структура управления характеризуется  звеньями управления, связями и ступенями  управления.27

      В организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

      Для АТП характерна бесцеховая организационная  структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

      На  АТП действует централизованная система, при которой мастерские и весь ремонтно-обслуживающий персонал находятся в ведении ремонтной  службы предприятия. В этом случае мастерские выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, имея в своем составе зоны ЕО, TO-1, TO-2 и производственно-вспомогательные участки. В подчинении начальника ремонтной службы находятся сменные старшие механики, руководящие работами по ТО и ремонту автомобилей, мастера производственно-вспомогательных участков, техник-нормировщик, осуществляющие контроль за приемом автомобилей, качеством ТО и ремонта и выпуском подвижного состава на линию.

      Как видно из схемы  организационная  структура  управления  предприятия является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права руководства  и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) – методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности. Эта структура - механистическая, характеризующаяся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений методического и консультационного характера. Для того чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

      Предприятие возглавляет директор. Он организует работу коллектива предприятия, несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.

      Директор имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда.

      Эксплуатационная  служба АТП организует свою работу на основе плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности для  наиболее рационального осуществления  этих перевозок с наименьшими  затратами. На АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечить более полное удовлетворение нужд населения в таксомоторных перевозках

      Для выполнения задач снабжения, ремонта  подвижного состава в ведении  технической службы, возглавляемой  техническим директором,   есть мастерские, в составе которых имеются производственные участки и бригады по ТО и ремонту подвижного состава. Главными задачами технической службы предприятия являются:

  • организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);
  • разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);
  • оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);
  • руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);
  • разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

      В состав экономической службы входит бухгалтерия планово-экономический отдел. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

      На  предприятии экономическую службу возглавляет  – зам. директора по экономике. Он руководит работой планово-экономического отдела, а также осуществляет методическое руководство бухгалтерией (в области организации учета и совершенствования первичной документации), которая подчиняется непосредственно директору.

      Представленная  организационная структура имеет  ряд недостатков.

      При данной структуре отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.

      Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем  работы руководителя организации и  его заместителей, то  есть,  высшего  эшелона управления.

      Чрезмерная  развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть, тенденция  к чрезмерной централизации.

      Допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей  разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у генерального директора и директоров; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.

      Рассмотрим  отдельно организационную структуру  управления экономической службы.

     На  рис. 5. представлена организационная структура управления экономической службой предприятия.

     Экономической службой предприятия руководит зам. директора по экономике. В составе экономической службы два подразделения: планово-экономический отдел и бухгалтерия.

     Планово-экономический  отдел выполняет функции экономического планирования на различные временные периоды, а также расчёт цен на маршруты на основе планируемых показателей рентабельности и затрат на перевозки по маршрутам. Соответственно, планирование осуществляет сектор планирования, а расчёт цен на маршруты расчётный сектор.  

     Рис. 5. Организационная структура управления Автоколонны № 17185

     Сектор  планирования также занимается контролем выполнения планов и оперативных бюджетов  в центрах ответственности (структурных подразделениях). 

     Бухгалтерия формирует информацию о   доходах  и  расходах  организации,  дебиторской  и  кредиторской  задолженности,  состоянии  источников  финансирования, рассчитывает заработную плату,   и  т.д., то есть, формирует бухгалтерскую отчётность на основании данных управленческого учёта из структурных подразделений. В бухгалтерии два сектора: финансовый, осуществляющий учёт затрат и поступлений, связанных с производственной деятельностью, а также учёт основных средств, формирование балансов; расчётный, осуществляющий расчёт заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды, налогов. Операциями с наличными и безналичными денежными средствами занимается также расчётный сектор бухгалтерии. 

2.3. Анализ финансово-экономического  положения предприятия 

     Проведем  оценку ресурсного обеспечения предприятия.  Показатели представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели  комплексной оценки ресурсного обеспечения  предприятия 

за базисный и отчетный годы

Показатели Годы Откло-нение, (+,-) Темп  измене-ния,

%

Структура ресурсов, % Откло-

нение,

(+,-)

базис-

ный

отчетный базис-ный

год

отчет-ный

год

1. Ресурсы - всего, 

тыс. руб. в т. ч.,

а) cредняя  сумма  основных средств;

б) средняя сумма  оборотных средств;

в) расходы на оплату труда

2730379 

1502213 

751824 

476342

2706675 

1440281 

755280 

511114

-23704 

-61932 

3456 

34772

-0,8 

-4,1 

0,4 

7,1

100 

55 

27,5 

17,5

100 

53,2 

27,9 

18,9

0 

-1,8 

0,4 

1,4

2. Объем  деятельности, тыс. руб.  
1463832
 
1862784
 
398952
 
27,2
 
------
 
----
 
------
3. Прибыль  до налогообложения, тыс. руб.  
 
222783
 
 
80325
 
 
-142458
 
 
-63
 
 
-----
 
 
---
 
 
---
4. Ресурсоотдача,  тыс.руб.  
0,535
 
0,688
 
0,153
 
28,5
 
---
 
---
 
---
5.Ресурсорентабельность,        

 тыс. руб.

 
 
0,0815
 
 
0,0296
 
 
-0,0519
 
 
-62,5
 
 
---
 
 
---
 
 
--
 

      Ресурсы  предприятия  в  2010 году  снизились всего на  0,8 %.  Однако,  произошли некоторые изменения в структуре ресурсов.  Сумма основных  средств составила 53,2 %,  снизившись  за  год на  1,8 %.  Сумма оборотных средств составила 27,9 %  и возросла  на  0,4 %.  Расходы  на  оплату  труда  выросли  на  1,4 %,  составив  в  структуре  ресурсов 18,9 %. Общий  объём  ресурсов  в 2010  году  составил 2706675 тыс. руб.

      Ресурсоотдача  в  2010  году  составила 0,688.  На  каждый  рубль  ресурсов  было  получено  68,8 копеек выручки,  а в 2009  году – 53,5. В целом,  за год ресурсоотдача приросла  на  28,5 %,  но,  в связи с существенным  снижением прибыли (63%), ресурсорентабельность резко снизилась.  В 2009  году  с одной тысячи  рублей  ресурсов  было  получено 81,5 рубля,  а  в  2010 – 29,6.

     Проведем  анализ  эффективности использования  основных фондов.

     В  таблице 5 приведена  динамика состава  и структуры основных средств.

     Таблица 5

Динамика  состава и структуры основных средств. 

 
 
Показатели
Стоимость основных средств, тыс. руб.  
Темп  изме-нения,

%

Структура основных средств, в % к итогу
на 

начало  года

на

конец года

откло-нение, (+,-) на начало года на конец  года откло-нение,

(+,-)

Основные  средства всего 1552213 1440281 -61932 -4,1 100 100 0
здания 144201 136990 -7211 -5 9,2 9,5 0,3
сооружения 56207 50586 -5621 -10 3,6 3,5 -0,1
транспортные  средства 1336763 1235542 -101221 -7,5 86,1 85,7 -0,4
другие 15042 17163 2121 14,1 1,1 1,3 0,2

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия