Экономическая эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования – комплексный анализ эффективности деятельности на объекте исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• провести анализ основных подходов к определению эффективности деятельности предприятия;
• рассмотреть основные факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия;
• рассмотреть группы показателей оценки эффективности деятельности;
• провести анализ основ производственно-коммерческой деятельности предприятия;
• провести анализ организационной структуры управления;
• проанализировать экономическую эффективность от реструктуризации на маршруте;
• разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности Автоколонны № 1785.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………….
6
1.1.Подходы к определению экономической эффективности функционирования хозяйствующих субъектов……………………….
6
1.2.Показатели и факторы эффективности функционирования
предприятия………………………………………………………………..
13
2.Организация управления предприятия и его финансовое положение…. 31
2.1. Основы производственно-коммерческой деятельности……………… 31
2.2.Организационная структура управления предприятием……………… 41
2.3. Анализ финансово-экономического положения предприятия……….. 47
2.4. Расчет экономической эффективности от реструктуризации на маршруте………………………………………………………………………
58
3. Мероприятия по повышению экономической эффективности Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.1.Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.2.Использование новых технологий на Автоколонне № 1785………….. 71
Заключение…………………………………………………………………….. 75
Список использованных источников и литературы………………………... 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      На  предприятии два основных финансово-экономических  рычага деятельности. Это нераспределённая прибыль и кредиторская задолженность.  Вторая позволяет предприятию обновлять  парк автобусов.

      Рассмотрим  экономическую работу на предприятии.

     Рассмотрим  специфику    планирования,  применяемого  на  предприятии.  Планированием занимается экономическая служба.

     На  предприятии  используется  вид  преактивного  планирования,  направленного  на  оценку  будущих  событий,  в  связи  с  чем, используются  экономико-математические  методы  прогнозирования.  Планирование  денежных  потоков основывается  на  определении минимально  необходимой денежной  суммы активов в планируемом периоде. Фонд  оплаты  труда планируется,  исходя  из  данных,  поступающих  из  сектора  управления  персоналом (административно-хозяйственный  отдел). Предприятие придерживается умеренной политики управления оборотными активами. Объём продаж прогнозируется на основе материалов анализа за предшествующий период и с учетом прогнозируемого индекса цен.

     Стратегические  планы   разрабатываются  на  срок  3 года.  Стратегический  финансовый  план  увязывается  с  маркетинговым  планом  и  стратегическими целями  предприятия,  формируемыми  учредителями  и  дирекцией.  На  предприятии ежегодно  производится  бюджетирование  с разбиением  по  месяцам для каждого структурного  подразделения, с составлением  всех  классических  видов бюджетов.

     Планирование  проводится  на  основе  анализа  финансово-хозяйственной  деятельности. Данный  анализ  проводится  сектором  планирования.  На  предприятии  используется  ретроспективный  анализ,  направленный  на  оценку  результатов  хозяйственной  деятельности.  В  дополнение  к  нему  проводится  факторный  анализ,  направленный  на  выявление  величины  влияния  факторов  на  уровень  результативных  показателей.  При  необходимости  используется  и локальный  анализ,  направленный  на  выявление  отдельных  сторон  деятельности  предприятия.  Последние  отмеченные  виды  анализа  финансово-хозяйственной  деятельности,  осуществляются,  как  правило,  один  раз  в  год.

     Информационное  обеспечение экономической службы  предприятия  состоит  из  плановых документов,  а  также  документов  с  информацией  учётного  характера. Это  документы  бухгалтерского,  статистического  и  оперативного  учёта.  Циркуляция  всех  видов  управленческой  и учётной  документации  осуществляется  по  графику документооборота.

     В  экономической службе  предприятия  довольно  высокий  уровень  автоматизации  бизнес-процессов. В бухгалтерии используется программный продукт 1С Бухгалтерия 8.0., в расчётном секторе планово-экономического отдела Scala v. 2.0., в секторе планирования, -  ИС планирования.

     Рассмотрим  основные бизнес-процессы планирования. Они представлены на рис. 3.

     Условно в деятельности экономической службы можно выделить семь бизнес-процессов. Первый бизнес-процесс - это ведение текущего бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.24 В организации используется  журнально-ордерная  форма бух. учёта. На основе данных бух. учёта  осуществляется формирование итоговой бух. отчётности. Это второй бизнес-процесс в экономической службе. Механизм исполнения данных бизнес-процессов – финансовый сектор бухгалтерии.

Рис. 3. Структурно-функциональная диаграмма бизнес-процессов в финансовой службе

     Третий  бизнес-процесс- это расчёт себестоимости  и цен маршруты. Он осуществляется на основании данных финансового планирования и затрат.

     Результативные  данные идут в отдел реализации. Механизм исполнения расчётный сектор планово-экономического отдела.

     Четвёртый бизнес-процесс – это управленческий учёт в рамках финансовой службы. Механизм исполнения – ответственные сотрудники секторов финансовой службы. Результативные данные идут на АФХД. Пятый бизнес-процесс - это расчёт заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды, ЕСН.

     Важнейшим бизнес-процессом является АФХД, осуществляемый на основе данных всех других подразделений. На основе АФХД проводится финансовое планирование. Данные финансового планирования (нормативы рентабельности, ФОТ и т.д.) поступают, как в другие структурные подразделения, так и в структурные подразделения экономической службы. Финансовое планирование подразумевает также и контроль реализации планов. Механизм исполнения в последних двух бизнес-процессах – это сектор планирования планово-экономического отдела.

     Рассмотрим  трудовые ресурсы, анализ обеспеченности ими, эффективность использования. В таблице 2 приведены  показатели по труду на предприятии.

     Таблица 2

Показатели  по труду на предприятии

Показатели

Годы Отклоне-ние,

(+,-)

Темп  прироста, %
2009 2010
1. Среднесписочная  численность работников, чел. 987 1003 16 1,6
2. Расходы  на оплату труда, тыс. руб. 476342 511114 34772 7,2
3. Объем  деятельности, тыс. руб.:
  • в действующих ценах;
  • в сопоставимых ценах к предыдущему году
 
1463832

1302810

 
1862784

1862784

 
398952

559974

 
27,2

42,9

4. Затраты,  тыс. руб. 863952 1063944 199992 18,7
5. Прибыль  до налогообложения, тыс. руб. 222783 80325 -142458 -63
6. Средняя  заработная плата за:
  • год, тыс. руб.;
  • месяц, руб.
 
482,6

40,2

 
509,6

43,5

 
27

2,3

 
5,6

5,7

7. Производительность  труда,  тыс. руб.:
  • в действующих ценах;
  • в сопоставимых ценах
 
1483,1

1319,9

 
1857,2

1857,2

 
374,1

537,3

 
25,2

40,7

8. Доля  расходов на оплату труда   в затратах, %  
49,4
 
48
 
-1,4
 
-2,8
9. Уровень  расходов на оплату труда, в  % к объему деятельности  
32,5
 
27,4
 
-5,1
 
-15,6
10. Прибыль  в расчете на:
  • 1 работника, тыс. руб.;
  • 1 руб. расходов на оплату труда, руб.
 
225,7

46,7

 
80

15,7

 
-145,7

-31

 
64,5

66,3

 

      Проанализируем  показатели по труду. За год количество сотрудников возросло с 987 до 1003 чел., что свидетельствует о том, что  на предприятии высокий индекс постоянства  кадров. Расходы на оплату туда приросли на 7,2%, в то время как численность на 1,6, что свидетельствует о росте средней заработной платы на человека. Средняя заработная плата приросла на 5,6%, при условии, когда на многих предприятиях кризис, - это позитивный показатель. Средняя заработная плата составила 43,1 тыс. руб. в месяц.

      Доля  оплаты труда в затратах – 48%, она  снизилась на 1,4%, производительность труда за год возросла на 25,2%., но прибыль в расчёте на одного работника  снизилась на 64,5%, а на 1 руб. расходов на оплату труда, - на 66,3%.

      В целом можно сказать, что показатели труда показывают высокую эффективность труда на предприятии.

      Рассмотрим  системы оплаты труда и методы стимуляции персонала.

      На  предприятии  используются  разные  системы  оплаты  труда  для  разных  категорий  персонала.  Основной  состав  предприятия – это  водители  автобусов  и  кондуктора.  Их  заработная  плата  является  повремённо-сдельной  и  состоит из оклада, а также процента от выручки.

      Система  оплаты  труда  у  административно-технического персонала состоит  из  фиксированной  части  заработной  платы (оклада),  а премиальных по  результатам работы за  месяц.  Уровень премиальных составляет  30 %  от  оклада. 

      Система  заработной  платы  слесарей  строится  по  такому же  принципу.  Аналогичная  система  заработной  платы,  то есть  оклады  плюс  премиальные применяются также в отношении специалистов  и руководства автоколонны,  но  по  результатам годовой прибыли они получают  ежегодные премиальные выплаты.

      На  предприятии  существует   система  доплат. Доплаты связаны с повышенными затратами труда. Такие затраты возникают при совмещении профессий и должностей.  Подобные  доплаты  выплачиваются  специалистам,  а  также  водителям.  Водитель  получает  доплату  при  выполнении  функций  кондуктора. Доплаты  производятся  административно-техническому  персоналу  за  работу  в  ночное  время  и  сверхурочные  работы.

      Водителям  выплачивается  повышенный  процент  от  выручки  (а  также  и  кондукторам),  если  они  выходят  на  работу  в  выходные  дни  для  замещения  других  работников.

     Проведём  анализ конкурентоспособности предприятия  в сравнении с основными конкурентами по многоугольнику конкурентоспособности.

     Оценку  по параметрам для каждой фирмы будем  производить по пятибалльной шкале:

  • высокий уровень по критерию конкурентоспособности – 5 баллов;
  • выше среднего – 4 балла;
  • средний - 3балла;
  • ниже среднего – 2 балла;
  • низкий – 1 балл.

     В таблице 3 представлены бальные оценки по восьми параметрам (критериям) для основных конкурентов.25

     Таблица 3

Оценки  по восьми параметрам (критериям) для основных конкурентов

                                             Предприятия 
 
 

Критерии

ООО «Кентавр» ООО «Ретон» ООО «Автоэкспресс» ООО «Автомиг» Автоколонна №17185
1.Финансы 1 4 4 3 4
2.Сбыт 5 3 3 3 5
3.Сервис 5 3 4 5 5
4.Удельный вес на рынке 5 4 4 3 5
5.Предпродажная подготовка 4 4 5 4 5
6.Концепция  продукта 5 3 4 4 5
7.Качество 5 3 4 4 5
8.Цена 2 4 4 4 5
Интегральный  показатель ∑(1..n)/n 4,0 3,5 4,0 3,75 4,875

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия