Экономическая эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования – комплексный анализ эффективности деятельности на объекте исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• провести анализ основных подходов к определению эффективности деятельности предприятия;
• рассмотреть основные факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия;
• рассмотреть группы показателей оценки эффективности деятельности;
• провести анализ основ производственно-коммерческой деятельности предприятия;
• провести анализ организационной структуры управления;
• проанализировать экономическую эффективность от реструктуризации на маршруте;
• разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности Автоколонны № 1785.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Теоретические основы экономической эффективности деятельности предприятий………………………………………………………………….
6
1.1.Подходы к определению экономической эффективности функционирования хозяйствующих субъектов……………………….
6
1.2.Показатели и факторы эффективности функционирования
предприятия………………………………………………………………..
13
2.Организация управления предприятия и его финансовое положение…. 31
2.1. Основы производственно-коммерческой деятельности……………… 31
2.2.Организационная структура управления предприятием……………… 41
2.3. Анализ финансово-экономического положения предприятия……….. 47
2.4. Расчет экономической эффективности от реструктуризации на маршруте………………………………………………………………………
58
3. Мероприятия по повышению экономической эффективности Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.1.Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС Автоколонны № 1785…………………………………………………………
63
3.2.Использование новых технологий на Автоколонне № 1785………….. 71
Заключение…………………………………………………………………….. 75
Список использованных источников и литературы………………………... 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)
 

     Как видно из таблицы показатели рентабельности рейса № 29 ниже других почти в три раза. Рейс не является рентабельным, так как используются автобусы с высокой вместимостью пассажиров.

     Для реструктуризации маршрута, необходимо заменить автобусы, Икарусы реализовать и купить микроавтобусы. Для этого необходимо привлечь  60 000 тыс. руб. заемных средств по льготному кредиту у головного предприятия.

     Рассмотрим  экономический эффект от реструктуризации маршрута.

     В таблице 16 представлен прогноз рентабельности новой линии в сравнении со старой.

     Прогнозируемая  рентабельность по валовой выручке, - 25%. Фондорентабельность в 4 раза выше, чем на закрываемой линии. Производительность труда персонала выше в 1,6 раза.

     Рассмотрим  риски модернизации производства.

     Таблица 16

     Прогнозируемые  показатели рентабельности новой линии

Показатели  рентабельности Рейс  № 29
Рейс  до реструктуризации Рейс после  рекструризации
Выручка 12148 20000
Валовая прибыль 431 5000
Рентабельность  по валовой прибыли 3,5 25
Стоимость линии 22340 10000
Фондорентабельность (тыс. руб.) 0,54 2
Производительность  на работающего (тыс. руб.) 759 1250
 

      Предприятие привлекает дополнительные инвестиционные средства в виде льготного кредита от головного предприятия под годовую процентную ставку в 8%. Проведем инвестиционный анализ, основанный на дисконтных оценках.

      Каждый  шаг – один год.  Рассчитываем норму дисконта:

      V1= 1/(1+0,08)=0,92;

      V2= 1/(1+0,08)2=0,86

      V3=1/(1+0,08) 3=0,8

      V4=1/(1+0,08) 4=0,74

      V5=1/(1+0,08) 5=0,68

      Капиталовложения  в  размере   60000 тыс. руб.  осуществляются в течение первого года.   Дисконтированные капиталовложения – 55200 тыс. руб.

      Составим  таблицу  финансовых результатов  и затрат на всех  шагах. Затратами  в данном случае будем считать выплаты в банк с учетом банковских процентов, а финансовыми результатами – дополнительную выручку, генерируемую дополнительным инвестированием. Инвестиции направляются в оборотные средства. В таблице 17 представлены прогнозируемые финансовые результаты проекта в течение 5 лет.

      Таблица 18

Финансовые  результаты и затраты в течение  пяти лет (тыс. руб.)

Годы Ra За
Первый 23440 15840
Второй 26820 14880
Третий 33144 13920
Четвёртый 34175 12960
Пятый 37199 12000
 

     Рассчитаем  ЧДД:

ЧДД = ((23440-15840)*0,92 + (26820-14880)*0,86 + (33144-13920 )*0,8+(34175-12960)*0,74+(37199-12000)*0,68 – 55200= 10291 тыс. руб.

     Чистый  дисконтированный доход за пять  лет составит 10291 тыс. руб. Разница  меду суммой приведенных эффектов и  приведенных к концу десятого года затрат и капиталовложений является положительной, то  можно говорить об эффективности дополнительных инвестиций.

     С позиции предприятия дополнительное инвестирование позволяет погасить кредиторскую задолженность, модернизировать производство.

     Рассчитаем  индекс рентабельности инвестиций по формуле:

                                                               n

                                                     PI =   ∑ Pt / (1+r) / Io      

                                           

                                                                1 

             n                                                 

       ∑  Pt / (1+r) =  10291 тыс. руб.                                                

        1                                                       

      PI=0,18

      На  один рубль инвестированного капитала приходится 18 коп. чистого приведённого дохода. 

       Выводы 

      Автоколонна № 1785 (автоколонна) пассажирского автомобильного транспорта обслуживает более 60 городских, пригородных маршрутов регулярного сообщения, общей протяженностью более тысячи километров, при этом ежедневно перевозится более 30 тысяч пассажиров.

      Имущество предприятия находится в собственности  Министерства  транспорта Московской области.   Организационная  структура  управления  предприятия является линейно-функциональной.

      Источники финансирования: кредиторская задолженность  и уставный капитал, нераспределенная прибыль, долгосрочные займы отсутствуют.

      Предприятие находится на обычной системе  налогообложения, но имеет налоговые льготы в соответствии с НК РФ, в связи с осуществляемыми перевозками льготных категорий граждан.

     Анализ  финансово-экономической деятельности показал следующее.

      В структуре ОС доминируют транспортные средства – 85,7%, здания и сооружения вместе – это 89,2%, стоимость оборудования инструментов – 1,3%. Основные средства на предприятии используются эффективно. Это - результат замены подвижного состава в 2009 году. Старый состав является менее рентабельным.   Несмотря на существенное увеличение материальных запасов, оборачиваемость оборотных средств возросла  в разах и сократилась в днях почти на четверть, что обусловлено существенным ростом выручки.

       Ликвидность  предприятия  является  низкой  из-за  высокого  уровня  кредиторской  задолженности. Из-за высокого уровня кредиторской задолженности тип финансовой устойчивости – кризисный, но необходимо учитывать, что это задолженность головному предприятию.

     Был проведен расчёт экономической эффективности  реструктуризации маршрута № 29. В связи  с низким пассажиропотоком, автобусы «Икарус» заменяются на микроавтобусы. Для реструктуризации маршрута привлекаются заемные средства в объеме 60000 тыс. руб. Анализ эффективности привлечения инвестиций показал, что чистый дисконтированный доход за пять  лет составит 10291 тыс. руб., индекс рентабельности инвестиций – 0,18.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мероприятия по повышению экономической  эффективности Автоколонны  № 1785
 

3.1.Пути  повышения эффективности  использования ОФ  и ОС Автоколонны  № 1785 

     Все ОС используются эффективно, но на многих рейсах с низким пассажиропоток используются автобусы «Икарус». Поэтому, как показал расчет в 2.4., замена этих автобусов является экономически выгодной. Постепенная реструктуризация маршрутов, а также продажа старых автобусов и излишних ОМС позволит частично погасить кредиторскую задолженность и изменить структуру баланса в сторону повышения платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

     В результате реструктуризации нерентабельных рейсов можно реализовать в течение  двух лет ОС в объёме – 15%. Реализация 15% основных средств даст предприятию около 216 млн. руб., что позволит на начальном этапе погасить часть кредиторской задолженности.

     В связи с реструктуризацией рейсов, появляется возможность реализации ОМС на сумму 117600 тыс. руб. Данные активы являются медленно реализуемыми, но также позволят на начальном этапе погасить часть кредиторской задолженности.

     Необходимо  также взыскать  просроченную  дебиторскую  задолженность в  течение 1 года и направить средства в денежное обращение.

     Одним из мероприятий по повышению эффективности ОФ может стать оптимизация управления дебиторской задолженностью, что позволит правильно управлять её формированием.

     Предлагается  следующая схема управления дебиторской задолженностью.

     Для того, чтобы эффективно управлять дебиторской задолженностью, необходимо также осуществлять следующее:

  • Постоянный мониторинг  клиентов, которым постоянно оказываются автотранспортные услуги с рассрочкой платежа   по  показателям финансовой  устойчивости и вероятности банкротства. Анализ  проводить  на  основе,  предоставляемого  клиентом баланса  за  последние 2-3 квартала.  В  случае отказа предоставления баланса  рассрочка  платежа  не  предоставляется.
  • Разработка  схемы  оплаты  услуг Автоколонны в рассрочку  на  основе  ранжирования  клиентов в  зависимости  от  объёмов предоставляемых услуг и кредитной истории.

     Схема  финансово-аналитического мониторинга  постоянных должна  основываться на  следующих  показателях:

  1. Коэффициент обеспеченности  собственными  оборотными  средствами.  Данный  показатель характеризует отношение собственных оборотных средств к общей величине  оборотных средств.
  2. Коэффициент  маневренности  собственного  капитала.  Характеризует  способность пополнять  оборотные  средства  за  счёт  собственных  финансовых  источников.
  3. Коэффициент  автономии. Показывает  независимость  от заёмных  средств.
  4. Коэффициент  прогноза  банкротства.  Показывает  долю  чистых  оборотных  активов  в  стоимости  всех  средств  предприятия.
  5. Двухфакторная  модель  вероятности  банкротства.  Показывает  вероятность  банкротства  на  основе  двух  факторов:  коэффициента  текущей  ликвидности  и  отношение  заёмных  средств  к  активам.

     В  таблице 19  представлены  рекомендуемые значения  коэффициентов.

     Таблица 19

     Рекомендуемые  значения  аналитических коэффициентов

№п/п Вид показателя Рекомендуемое значение
1 Коэффициент обеспеченности  собственными  оборотными  средствами Больше 0,2
2 Коэффициент  маневренности  собственного  капитала Больше 0,2
3 Коэффициент  автономии Больше 0,5
4 Коэффициент  прогноза  банкротства Больше 0,4
5 Двухфакторная  модель  вероятности  банкротства Меньше 0
 
 

     Также необходимо  повысить  штрафные  санкции  за  просрочку  платежа  сроком  свыше 3-х  месяцев  до  такого  уровня,  чтобы  исключить  просрочку  платежа,  при  которой «срабатывает»  дисконт  по  дебиторской  задолженности.

     Вторым  направлением является оптимизация  товарных запасов на складах, как по хранению, так и по вопросу оптимизации объёма закупок (партия).

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности предприятия