Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа, Дмитриева.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

                                         
       

                                                       Схема:

               К Л И М А Т

здоровье  людей
   строительство
 

  

      сельское  хозяйство       транспорт
 
 
 

Конспект  урока по географии для учащихся 9 класса  на тему:

«Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт».

Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении транспорта для 

                     функционирования хозяйства и  жизни людей.

Задачи урока:

образовательная – познакомить учащихся с новыми терминами и

                                  понятиями, сформировать представления о

                                  преимуществах и существенных  отличиях каждого из 

                                  видов транспорта, охарактеризовать  сухопутные виды

                                  транспорта;

развивающая – развитие интеллектуальных способностей, развитие

                           познавательного интереса, умения  выделять главное в 

                           изучаемом материале;

воспитывающая – воспитывать уважительное отношение друг к другу,

                                 умения аккуратного ведения тетради. 

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, объяснительно –  иллюстративный.

Средства обучения: схемы,

Литература: Ром  В.Я., Дронов В.П. География России. Население  и

                     хозяйство. 9 кл.

                                         План урока:

      1. Организационный момент.
      2. Проверка домашнего задания.
      3. Изучение нового материала.
      4. Закрепление.
 
 

                                                       Ход урока: 

Ход урока Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
1. Организационный  момент Приветствие. Проверка посещаемости. Приветствуют  учителя.
2. Проверка  домашнего задания    
3. Целеполагание    
4. Изучение нового материала    
5. Закрепление и обобщение.    

        

В «Тематическом  планировании по географии 6 – 10 классы»  для 9 кл. (автор – Седых Л.Г.) в  теме 2. Население (5ч.), урок 8. Миграции населения.

На данном уроке с учащимися можно разобрать, каким транспортом могут осуществляться внутренние миграции, а каким внешние. Кроме того в «Методике преподавания региональной географии» в осенний или весенний период в курсе экономической географии 9 класс предполагается проведение 1 экскурсии на местное предприятие (9, с.50).  Например, в ПАТП - 1. 

Проведение экскурсии  по закреплению и обобщению темы:

                                 «Инфраструктурный комплекс». 

                                            Этапы проведения:

      1. Подготовительный.
      2. Проведение экскурсии.
      3. Оформление итогов экскурсии.
  1. Подготовительный этап:

    Тема  экскурсии: «Знакомство с ПАТП – 1, значение его для транспортного обслуживания города».

    Место проведения: ПАТП – 1.

    Цели: 1) познакомить учащихся с составными частями ПАТП;

               2) выявить специфику работы служащих;

               3) познакомить с основными устройствами, агрегатами.

    Маршрут: - от школы до ПАТП на специально заказанном автобусе, в сопровождении некоторых представителей родительского комитета, далее экскурсия с экскурсоводом: ОТК, мед. кабинет,  диспетчерская, бокс (гаражное отделение), цех ремонта машинного оборудования, столовая, раздевалка, душевые.

          Задания учащимся: в группах по 5 – 6 человек составить свою схему

          устройства ПАТП, зная основные особенности.

    Решение организационных  вопросов: предоставление автобуса, договорённость с администрацией школы, а также  ПАТП – 1.

    Подготовка  учащихся: соответствующая форма  одежды, канц. товары.

  1. Проведение экскурсии:

    Информационная  часть – рассказ экскурсовода.

    Рабочая часть  – конспектирование учащимися наиболее интересной информации.

  1. Оформление материала: фотографии, обсуждение схем каждой из

                                                    групп. 

       

        Также  для учащихся 9 классов можно провести обобщающее повторение в виде игры брейн – ринг. 

    Внеклассное мероприятие для  учащихся 9 классов  по обобщению и 

    повторению темы: «Инфраструктурный комплекс».

    Игра  брейн – ринг.

 Цели: повторение  и обобщение основных знаний  причинно -

           следственных связей, терминов в форме игры;

            развитие внимания, активизация  мыслительной деятельности

            учащихся; проверка уровня усвоения  знаний в занимательной

            форме.

Оборудование: атласы, карты настенные: сухопутный транспорт,

                           экологические ситуации. 

Ход игры: 

1. Предварительная  подготовка. Правила игры.

    Класс  разбивается на группы по 5-6 человек.  В раунде принимают участие  2 команды, а остальные принимают  участие в обсуждении вопроса  и пишут ответ на листке. Если ни одна из играющих команд не дала  правильный ответ, ведущий обращается к другим командам. Рауд закончен если одна из команд набрала 3 балла. В следующем раунде играет команда – победитель, которая сама выбирает соперника. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Если команды не ответили и на 2- балльный вопрос, следующий оценивается в 3 балла. Не ответив на 3 – балльный вопрос, обе команды выбывают из раунда. Учащиеся отвечают на вопросы раунда все по очереди. Команда, набравшая более 8 баллов, получает оценку «5», при условии, что ответят все участники. Далее оценки распределяются в зависимости от вклада каждого из участников команд. На обсуждение каждого вопроса даётся 30 сек.

Вопросы:

    1. Какова роль транспорта в народном хозяйстве России?
    2. Какой вид транспорта и почему является ведущим в России? В ХМАО?
    3. Какие на ваш взгляд имеются преимущества у авиационного транспорта по сравнению с остальными видами?
    4. А каковы на ваш взгляд основные задачи транспорта?
    5. Перечислите преимущества автомобильного транспорта по сравнению с остальными видами.
    6. Что собой представляет транспортная система?
    7. Какой вид транспорта наносит наибольший урон окружающей среде? Почему?
    8. Как классифицируется городской транспорт по назначению?
    9. Какие бывают перевозки по назначению? Кратко охарактеризуйте их.

      10) Какие  основные задачи должен выполнять  городской транспорт?

      11) Какие  существуют преимущества и возможно  недостатки у 

      железнодорожного  транспорта?

      12) Что собой  представляют пассажирские перевозки?

      13) Используя  карту, перечислите районы, где  требуется увеличение автотранспортных  узлов.

  Подведение  итогов: определяется команда –  победитель, выставляются оценки. 
 
 
 
 
 
 

3.3. Анализ успешности  апробаций знаний 

Цель: выявить у учащихся степень усвоения материала по теме:

      «География пассажирского автомобильного транспорта».

Задачи:

1.провести первоначальное тестирование с учащимися, для выявления знаний по предложенной теме;

2.после проведения  уроков и внеклассных мероприятий, провести итоговое тестирование, а затем сравнительный анализ данных с первоначальными.

Проведение:

Учащимся было предложено заполнить анкету, состоящую  из 15 вопросов. Из 23 учащихся класса, анкетирование  было проведено с 20, остальные в  этот день – отсутствовали. 

Затем был проведён ряд уроков как традиционных, так  и нетрадиционных. 

             

                  
 
 
 

 

     Заключение 

    Автобусные перевозки пассажиров  получили большое распространение  в городах и всё шире применяются  в пригородном, междугородном и международном сообщениях. В сельской местности они, как правило являются единственным видом сообщения. В подавляющем большинстве малых городов и посёлках городского типа автобус является основным видом массового пассажирского транспорта.

     В настоящее время широкое использование легковых автомобилей стало причинять ущерб экономике, окружающей среде и эстетике городов (Гудков, 12, 2004, с.52).

      Обеспечение высокой технической  готовности автомобилей при, снижающемся  поступлении автомобилей и запасных частей, можно достичь за счет значительного улучшения технологии ремонта подвижного состава, улучшения организации работы технической службы отдельных зон, участков, повышение дисциплины работников, организации выпуска и реставрации запасных частей автомобиля.

     "Экономия" капитальных вложений ведет к исключительно высоким затратам на ремонт дорог, содержание автотранспорта и существенно замедлет процесс развития производительных сил в округе. 
      Географическая близость богатой природными ресурсами территории автономных округов к промышленным районам (в первую очередь Урала) делают, благодаря строительству транспортных путей, реальной возможность развития экономики и улучшения в социальной сфере Западно-Сибирского региона.

      Стратегической целью государственной транспортной политики должно стать формирование транспортной системы, гарантированно, качественно и эффективно удовлетворяющей потребность в перевозках пассажиров.

      Дорожная сеть округа носит локальный характер, выход на сеть автомобильных дорог России осуществляется по федеральной автодороге "Тюмень - Ханты-Мансийск". Основная автомобильная магистраль, связывающая округ с другими территориями России, проходит через Нефтеюганск, Тобольск и Тюмень. Строятся дороги, соединяющие округ с Томской и Свердловской областями. 
     По итогам социологического опроса большую часть составили: студенты и учащиеся – 76%. В ходе опроса жителей города была охвачена значительная часть микрорайонов в основном: 5 – 8%; 10 – 7%; 13 – 8%; 14 – 7%; 10Б – 11% и Прибрежная зона – 8%.  Большинство респондентов, считают, что маршруты для них являются удобными – 61%. Выделили 5 маршрутов городских автобусов: №11; №3; №13; №12; №15, на работу которых следует обратить внимание.  Среди причин плохой работы выделяли: 49% - большие интервалы между движением автобусов; техническое состояние автобусов, в частности маршрут №13 и №17.  Также респонденты отметили районы с плохой работой транспорта, таковыми являются в основном окраинные части города. В особенности выделили: 10 мкр. – 7%; 15мкр. – 5%; ул. Северная – 4%.  Большинство опрошенных предпочитает добираться общественным автобусом. Работу транспорта в январские морозы в целом оценили как удовлетворительную. 
       Таким образом, поставленная цель была достигнута, так как все задачи были нами выполнены.

Информация о работе Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск