Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа, Дмитриева.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

    Без комплексного развития инфраструктуры всех видов транспорта России грозит дезинтеграция, ослабление в условиях глобализации мировой экономики  социально-экономических связей Сибирских  и Дальневосточных территорий с Центральной Россией.

    Однако  только лишь создать современных магистралей - недостаточно. Для того, что бы соответствовать международным требованиям по доставке грузов, качеству доставки и безопасности в пути следования, в том числе и по системе «от двери до двери» («door to door») на территории России должны быть сформированы мультимодальные транспортные узлы, включающие в себя как основной из компонентов – логистические центры. Данные узлы будут обслуживать как международные транзитные грузы, так и обеспечивать рациональное и эффективное движение внутрироссийских грузов, импортных и экспортных грузов. Мультимодальные транспортные узлы будут способствовать привлекательности российских маршрутов для зарубежных клиентов, а для отечественных грузоотправителей и грузополучателей обеспечат снижение транспортных расходов, предоставят им необходимое качество и безопасность при доставке грузов. В свою очередь транспортные организации, учреждения, компании, фирмы всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры смогут оптимизировать свои маршруты, сократить амортизационные и накладные расходы.

    Роль  таких центров призваны играть сложившиеся  индустриальные и культурные мегаполисы. Эти «точки роста» должны иметь устойчивую круглогодичную связь с любой точкой опорной транспортной сети России.

    Развитая  опорная транспортная сеть, в узлах  которой функционируют мультимодальные транспортные центры, — вот чем должна быть дополнены пока еще слабая рыночная инфраструктура современной России.

    Реализация  этой стратегии позволит:

  • решить геостратегическую задачу, усилив роль страны в качестве транспортного моста между Европой – Азией – Америкой;
  • обеспечить связанность регионов России в единое политическое, экономическое и оборонное пространство;
  • ускорить развитие интермодальных перевозок, что позволит значительно сократить продвижение грузов, в первую очередь транзитных грузов по международным транспортным коридорам, снизить транспортные издержки;
  • ускорить комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока; обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и эффективное развитие на их основе экономических инфраструктур;
  • стимулировать реальный сектор экономики, в том числе промышленное производство;
  • обеспечить развитие рациональной системы заселения Сибири и Дальнего Востока, создание дополнительных рабочих мест. (сделать ссылки)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Социально - географическое исследование транспортного

обслуживания  в округе 

      29 % перевозится автомобильным транспортом.  Основная автомобильная дорога, связывающая округ с другими территориями России, проходит через Нефтеюганск, Тобольск и Тюмень. В последние годы введены в эксплуатацию автодороги Ханты-Мансийск – Нефтеюганск, Нижневартовск – Сургут, автодорожный мост через р.Обь в районе г.Сургута и в г.Ханты-Мансийске, сдана в эксплуатацию автодорога Ханты-Мансийск – Нягань; открыто автобусное сообщение округа с Тюменской, Свердловской, Омской и Курганской областями.

    Для координации автоперевозок в  округе создано ООО «Северавтотранс», объединяющее 22 предприятия, обслуживающие 15 городов и более 40 посёлков; годовой объём перевозок – более 250 млн. пассажиров (Перспективы развития…, 2002).

    Поддержка автомобильного транспорта осуществляется бюджетом округа ежегодно по Программе  «Развитие и модернизация пассажирского транспорта на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2008 годы» и в рамках областной целевой программы «Содружество» в части транспортного обслуживания населения.

    Ханты-Мансийский автономный округ относится к  территориям, характеризующимся высокой динамикой развития на них социально-экономических систем. В этих условиях целеполаганием в развитии транспортной инфраструктуры является её усложнение и улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик, обеспечивающих транспортировку грузов и пассажиров с минимальными энергозатратами, способствующих росту устойчивости и качества жизни членов гражданского общества. Транспорт должен развиваться таким образом, чтобы не просто обеспечивать потребности клиентуры в перевозках, но и создавать благоприятные возможности для возникновения новых взаимодополняющих производственных, коммерческих, социальных и прочих структур, способных оперативно перестраиваться согласно меняющейся внутренней и внешней обстановкой, т.е. способных активно преодолевать кризисы структурного несоответствия.

    Каждый  четвёртый житель Югры имеет собственный  автомобиль. К началу 2006 года протяжённость  автомобильных магистралей Ханты-Мансийского округа составила более 18 тысяч километров, из них 13 тысяч километров с твёрдым покрытием. В том числе протяжённость автомобильных дорог общего пользования  2303,8 км (из них 1932,5 км. составляют территориальные, а 371,3 км. - федеральные автомобильные дороги). Распределение территориальных автомобильных дорог общего пользования по типам покрытия представлено на рис.   (Югра – взгляд …, 2006).

  рис.   .  Распределение автомобильных дорог по типам покрытия. 
 
 
 
 

2. 2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в Нижневартовском районе 

  В Нижневартовском районе развиты  такие виды транспорта как автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный.

  Освоение  нефтяных месторождений Нижневартовского района, как и всего Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры, неразрывно связано с развитием дорожной сети. Именно дороги, проложенные среди труднопроходимой северной тайги и болот, положили начало становлению здесь крупнейшего нефтегазового комплекса, созданию мощного экономического потенциала страны. С открытием нефти в Среднем Приобье и образованием здесь крупных базовых городов и поселков, потянулись зимники от Тюмени до Нефтеюганска, Сургута и Нижневартовска. Затем на их смену пришли дороги с твердым покрытием.

  Еще в конце 1980-х г.г. строительство  автодорог казалось несбыточной  мечтой для жителей населенных пунктов, где сообщение с райцентром осуществлялось только воздушным транспортом. Шли годы, шаг за шагом в районе укреплялась дорожная индустрия. В настоящее время в районе создана сеть автодорог, ряд нефте- и газопроводов, имеются два аэропорта, железнодорожная ветка из Сургута до Нижневартовска, судоходство на реках Обь и Вах (рис.   ).

  Автомобильные дороги, относясь к компоненте связности, являются обязательной составной частью любой хозяйственной системы. При  этом не только выполняют функцию  связывания, но и сами являются побудительным началом к созданию мощных хозяйственных систем. Дороги, связывая пространственно разделенные части хозяйственной системы, делают ее компактной и более благоприятной для развития взаимодополняющих отношений между объектами.

  Распределение дорог общего пользования, находящихся на территории административных районов округа по дирекциям Дорожного департамента округа: в Нижневартовском районе - Нижневартовская дирекция. Общая протяженность дорог по Нижневартовской дирекции – 420,98 км, что составляет 35,9% от протяженности дорог округа. Кроме того, на территории района протянулись 320,74 км зимников (9,7% от протяженности зимников округа). По данным ГИБДД ОВД протяженность автомобильных дорог на территории района в 2002 г. - 4626 км, в г. Нижневартовске - 183 км.

  В последнее время построены новые  автодороги (Радужный - Новоаганск, Нижневартовск  – Сургут, Нижневартовск – Ваховск, дорога на Большетархово), что позволило  связать отдаленные населенные пункты с центром района.

  По  территории района проходит один из 18-ти основных автодорожных коридоров России: «Северный маршрут» (Пермь – Серов – Ивдель – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск).

  Нижневартовск связан междугородними автобусными  маршрутами с Аганом, Ваховском, Когалымом, Курганом, Лангепасом, Новоаганском, Охтеурьем, Покачами, Покуром, Радужным, Стрежевым, Сургутом, Тюменью, Ханты-Мансийском. Пригородные автобусы курсируют до Большетархово, Зайцевой Речки, Излучинска, Мегиона, Пасола, Соснины, Озера и профилактория «Жарки».

  Перевозка пассажиров автотранспортом осуществляется такими крупными предприятиями, как  «Муниципальное специализированное транспортное предприятие по обслуживанию объектов городского хозяйства» (г. Радужный), ОАО  «Мегионское пассажирское автотранспортное предприятие», ОАО «Покачевавтотранс», МУП «Автотранспортное управление» (г. Лангепас), «Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №1» и «Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №2» (г. Нижневартовск).

  Общее количество автотранспорта в г. Нижневартовске в 2000 г. составило 74657 шт., в 2001 г. - 82866 шт., в 2002 г. - 88746 шт. Увеличение единиц автотранспорта произошло преимущественно за счет увеличения числа личного легкового автотранспорта. Доля легкового транспорта в 2002 г. составляет 70% от общего числа.

  Количество  автотранспортных средств в Нижневартовском  районе в период с 2003 по 2005 гг. увеличилось среди физических и юридических лиц (табл.

    ). 

  Таблица   .

Сведения  о количестве автотранспортных средств на территории Нижневартовского района, принадлежащих юридическим и физическим лицам, единиц.

 
год
тип транспортных средств  
 
всего
легковые  автомобили грузовые  автомобили автобусы прочее (прицепы, полуприцепы, мототранспорт)
Нижневартовский район
2003 _ _ _ _ 11270
2004 5974 3118 529 645 10266
2005 6629 2928 436 936 10929
Нижневартовск
2003 _ _ _ _ 20490\72887
2004 2696\62158 12290\6636 2384\1143 66\4236 19735\74173
2005 3267\64814 6583\16708 886\3455 3817\3503 27999\74881
Лангепас
2003 863\8405 2512\411 327\70 365\488 4067\9320
2004 835\8295 2895\408 323\69 470\324 3955\9171
2005 835\8235 2405\395 300\65 310\382 3847\9171
Покачи
2003 214\3013 1071 206 453 4957
2004 3057 1064 216 480 4777
2005 3061 967 205 439 4672
Радужный
2005 10115 _ _ _ 15001
Мегион
2004 1324\11138 4564\466 661\41 484\1267 7033\12912
2005 1342\11326 4789\432 702\48 503\934 7321\13010

Примечание: значения с дробью – в числителе  представлены юридические 

                        лица, а в знаменателе – физические.

                        значения без дроби – подразумевают  количество и 

                        юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Социологическое  исследование транспортного  обслуживания  Нижневартовского района. 

    На  территории Нижневартовска и Нижневартовского района на протяжении трёх лет проводилось социологическое исследование транспортного обслуживания населения города. Респондентами выступили 100 жителей всех микрорайонов города (см. Приложение    ). Полученные данные показаны в сравнении с опросом 1989 г. (июнь – июль), в результате которого было опрошено 1500 жителей города (     ), а также с опросом 2005 г., с числом респондентов – 50 человек (см. Приложение   ) и с опросом текущего года – 2007 с количеством респондентов – 100.

В городе два пассажирских предприятия: ПАТП №1 и №2 [9, с.102].     

        В опросе текущего года (рис.  ) основную массу респондентов составили женщины – 59%, мужчин в свою очередь 41%. Из результатов опроса 2006 г. видно, что большую часть опрошенных также составили женщины в общей структуре их число – 74% по сравнению с мужчинами – 26%. В опросе 2005г.  наблюдается та же тенденция основная масса опрошенных женщины – 62%, в отличие от опроса 1989г., где соотношение мужчин и женщин было примерно одинаково (м. – 52,7; ж. – 47,3).

                                                                                                                         Рис.

    Возрастная  категория респондентов текущего года составившая 64% возраст до 25 лет (Приложение №    ). В опросе 2006г., также основная масса опрошенных до 25 лет, а именно 76%, что совпадает с опросом 2005г., где возрастную категорию – до 25 лет составило 38%, большинство. А в опросе 1989г. возраст респондентов колебался в интервале от  31 – 40 лет (31-35 – 22,4%; 35-40 – 22,8%).

    Основная  масса респондентов этого года со средним образованием – 33%,а также с незаконченным высшим – 29% (Приложение №    ). Большая часть опрошенных 2006г. также со средним образованием, а именно 38% и средне-специальным – 20%. В опросе 2005г. со средне-специальным образованием 38% и незаконченным высшим образованием 34%, в 1989г. значительная часть (27,5%) респондентов была с высшим образованием.

Информация о работе Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск