Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:16, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы являлась экономическая и социально-географическая характеристики развития пассажирского автомобильного транспорта в масштабах ХМАО и Нижневартовского района.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить особенности развития автомобильных пассажирских перевозок в России и Ханты-Мансийском АО.
Провести сравнительный анализ изменения численности автодорог в округе и Нижневартовском районе, выявить динамику изменения их протяженности.
Выявить особенности эксплуатации транспорта в районах Севера.
Провести сравнительный анализ пассажирского транспортного обслуживания Нижневартовска и Нижневартовского района по годам: 1989, 2004-2007.
Разработка и апробация знаний по изучению данной темы в среднем звене школьников (8-9 классов).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.1. Литературный обзор…………………………………………………..
1.1. Историческое развитие автомобильного транспорта и
перевозок в России…………………………………………………
1.2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения……
1.3. Транспортная подвижность населения………………………………
1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок………..
1.5. Транспортное обслуживание северных районов……………….....
Глава 2 Социально – географические исследования транспортного
обслуживания.………………………………………………………
2.1. Социально-географическое исследование транспортного
обслуживания в округе.……………………………………………
2.2. Развитие пассажирского автомобильного транспорта в
Нижневартовском районе………………………………………….
2.3. Социологическое исследование транспортного обслуживания в
Нижневартовского района………………………………………….
2.4. География пассажирского автомобильного транспорта в
г. Нижневартовске…………………………………………………..
Глава 3 Формирование знаний о пассажирских автомобильных
перевозках…………………………………………………………….
3.1. Методические разработки занятий и внеклассных мероприятий
по теме: География пассажирского автомобильного транспорта»
в 8-9 классах…………………………………………………………..
3.2. Анализ успешности апробаций знаний…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………….
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………….
Приложение 5………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа, Дмитриева.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

    К социально – экономическим факторам относятся: материальное благосостояние населения; размеры национального  дохода, приходящегося на душу населения: общий культурный уровень населения; стоимость проезда; доступность сообщений. Рост жизненного уровня, изменение образа жизни повышает потребность в передвижении.

    К организационным факторам относятся  разветвлённость и плотность  дорожной сети, удобство использования подвижного состава и поездки, качество обслуживания, регулярность движения, время работы, соблюдение графиков и расписаний движений, интервал движения, скорость перевозки пассажиров, затраты времени на передвижение.

    К территориальным факторам относят производственно – хозяйственное и историческое значение городов (населённых пунктов), количество жителей, площадь города, плотность застройки, планировочные особенности, характер размещения населения в пригородах, сельской местности, в регионах и по территории страны.

    При определении транспортной подвижности  населения выявлено влияние климатических  условий. Наиболее высокая подвижность  наблюдается на территории Центральной  чернозёмной зоны (в зоне умеренного климата), а более низкая – в регионах Сибири, Средней Азии (Гудков, 2004). 

1.4. Классификация пассажирских автомобильных перевозок. 

    Все выполняемые пассажирские автомобильные  перевозки принято подразделять и классифицировать по целому ряду признаков:

    По  виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются на автобусные и перевозки легковыми автомобилями.

    По  принадлежности подвижного состава перевозки подразделяются на перевозки транспортом общего пользования (принадлежащим Министерству транспорта РФ или муниципалитетам), ведомственными автомобилями (принадлежащими другим министерствам, ведомствам, предприятиям), легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования).

    По  виду сообщений перевозки могут быть городскими, пригородными, местными (сельскими или внутрирайонными), междугородными, междуна - родными.

    Городские перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями – такси, основная часть из них работает на конкретных маршрутах. Определённая часть таксомоторного парка используется в порядке свободного найма и по предварительным заказам. Городские перевозки характеризуются большими пассажиропотоками, как правило плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим, частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями.

    Пригородные перевозки обеспечивают регулярную связь населения пригородных районов с городами и городского населения с пригородами. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, существенным увеличением их числа в весенне-летний период, значительно большими расстояниями поездок, менее частыми остановками для посадки-высадки, увеличенными интервалами движения (Громов и др., 1982).

    Местные (сельские) перевозки пассажиров связаны с обслуживанием сельского населения и выполняются преимущественно автобусами. Сельские автобусные маршруты соединяют районные центры и другие населённые пункты между собой, а также с областными центрами, речными портами, железнодорожными станциями. Местные перевозки характеризуются большим разнообразием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, значительными колебаниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года.

    Междугородние перевозки пассажиров организуются на автомобильных магистралях на расстояния более 50 км. от городской черты для связи городов внутри области (внутриобластные), между областями (межобласт- ными) и между автономными республиками (межреспубликанские). Они характеризуются большими расстояниями, достигающими 1000 км. и более, хорошими дорожными условиями. Для этих перевозок используют комфортабельные и скоростные автобусы.

    Международные автомобильные перевозки  выполняются с пересечением государственных границ двух и более государств. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных осуществляются по расписанию и строго определённому маршруту.

    По  назначению автомобильные пассажирские перевозки могут быть экскурсионными, туристскими, служебными, школьными, вахтовыми и специальными.

    Экскурсионные перевозки связаны с обслуживанием экскурсий и выполняются главным образом автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным, заранее разработанным маршрутам согласно тематике экскурсий.

    Туристские  перевозки выполняются как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населённого пункта по заранее разработанным маршрутам и по заказам организаций.

    Служебные перевозки пассажиров связаны  с доставкой рабочих  и служащих определённого предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок в течение рабочего дня. Для них используется как транспорт общего пользования, так и ведомственный.

    Школьные перевозки организуются, как правило, в сельской местности. Движение осуществляется с большими интервалами и не всегда соответствует времени начала и конца занятий в школе. Разрабатываются специальные маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса соответствующей вместимости.

    Вахтовые перевозки нефтяников, строителей и т.д. осуществляются автобусным транспортом, как общего пользования, так и ведомственным. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования выполняются по дорогам с промышленными предприятиями, в которых указываются объёмы и сроки перевозок, формы оплаты, часы работы автобусов, ответственность сторон. Особенностью вахтовых перевозок является, чаще всего, одностороннее направление перевозок по времени суток (часы начала и окончания рабочих смен) и движение автобусов по установленным маршрутам строго по расписанию.

    Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями. Они связаны главным образом с обслуживанием организаций, учреждений и предприятий, а также съездов (Гудков, 2004).

    По  форме организации пассажирские автомобильные перевозки могут быть маршрутными, заказными и прямыми смешанными.

    Маршрутные перевозки организуются на утверждённых маршрутах, строго по расписанию с посадкой-высадкой пассажиров на заранее оговоренных промежуточных и конечных остановках маршрута.

    Заказные  перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций и населения. Они не являются маршрутными, хотя путь следования всегда оговаривается.

    Прямые  смешанные перевозки автобусный транспорт выполняет совместно с другими видами пассажирского транспорта. Пассажиру выдаётся единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального до конечного пункта передвижения. В прямых смешанных перевозках большое значение имеет фактор регулярности движения транспорта, так как время отправления одного вида транспорта должно быть согласованно со временем прибытия другого, и в данном пункте пассажиры должны иметь достаточно времени для пересадки

    Городской транспорт должен экономить время  и энергию, затрачиваемую населением на передвижение. Затрата времени населением на передвижение (в том числе и средствами транспорта) является непроизводственной потерей, а продолжительная поездка на транспорте влечёт за собой утомляемость, которая является серьезной помехой для успешного выполнения человеком трудовых функций. Кроме того, в последнее время наблюдается также увеличение насыщенности городов автомобилями, особенно легковыми, которые значительно увеличивают размеры уличного движения и ещё более сокращают скорости передвижения (Громов и др., 1982). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5.  Транспортное обслуживание северных районов. 

     Положение района Севера считается неблагоприятным, что ведёт к повышенным затратам материальных ресурсов, связанных с развитием транспортной сети и к повышению транспортных издержек на завоз из других районов страны материалов, оборудования.

      Низкие температуры (в сочетании  с сильными ветрами) влияют  на машины, механизмы, металлы  и другие материалы, ограничивая  диапазон их нормальной работы  и преждевременно выводя из строя машины, работающие на открытом воздухе. Поэтому необходимо создавать для Севера специальную технику, изготавливать её детали из морозостойкой стали.

      На транспорте почвы и грунт  при постройке дорог определяют  выбор типа сооружений. На Севере в основном вечномерзлотные грунты и тундровые заболоченные почвы. В связи с залеганием вечной мерзлоты, особенно в сочетании с сильной льдистостью и просадочностью грунтов, значительно удорожают вертикальную планировку площадок, увеличивают расходы на буровзрывные работы, оттаивание пород, строительство заземляющих устройств дорог (Громов и др., 1982). Асфальтное покрытие двухслойное на цементобетонном основании является наиболее высоко устойчивым и долговечным.

      Организация автозимников обеспечивает разнообразные транспортные потребности. Автозимники – сезонные с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлотных грунтов. Автозимники строят в два этапа: летом выполняют подготовительные работы, зимой создают снежное полотно на сухопутных автозимниках или подготавливают ледяную поверхность на автозимниках, прокладываемых по льду рек, озёр (Автомобильные дороги…, 1981).

      Северные районы, имеющие переувлажнённые  заболоченные почвы при летних  обильных осадках превращаются  в труднопроходимые или совершенно недоступные для наземного транспорта. Снег, метели, перенос снега и снежные заносы создают трудности для транспорта, но при достижении определённой плотности снежный покров – прекрасная дорога для определённых видов транспортных средств.

      Территория - продолжительное время покрыта снегом. Cвойства его неодинаковы в пределах одного района. В западной и южной частях снег отличается высокой влажностью. При движении транспортных средств по влажному снегу повышается коэффициент трения, снег налипает на колёса.

      На автомобильных дорогах требуется  применение противоналедной борьбы, исключающей выход наледных вод  на проезжую часть. Сезонные  противоналедные мероприятия - скалывание  льда вручную или отвод наледных  вод по канавам. Такие мероприятия  требуют больших затрат рабочей силы (Автомобильные дороги…, 1981).

      На эксплуатацию техники в  зоне Севера оказывает также  влияние инеобразования, обледенения,  изморози (особенно при хранении  машин на открытых площадках), вызывающих хладноломкость металла.

      На технику в той или иной  мере оказывают влияние и такие  факторы, как инсоляция, давление  воздуха и другие. Поэтому необходимо  строить специальные помещения  для хранения техники. Кроме  того, на машины и конструкции  сооружений существенное влияние оказывают значительный суточный и рельефный перепады температур наружного воздуха. Эти изменения наиболее опасны для транспортных средств.

       Туманы в период действия низких  температур и ветров ухудшают  видимость объектов и пути, снижают  технические скорости транспортной  техники, вызывают большие простои (Громов и др., 1982). 
 
 
 
 

Глава 2 Социально –  географические исследования транспортного обслуживания.

    Согласно  «Комплексному развитию транспортной инфраструктуры как условие создания единой транспортной системы страны», транспортная система страны является главным материальным каркасом межрегиональной  интеграции и межрайонного сотрудничества как внутри страны, так и при осуществлении международных торгово-экономических связей. Именно производственная инфраструктура федерального значения, в первую очередь магистральный транспорт, является материально-технической базой такой интеграции.

    В настоящее время транспортные возможности России ограничены и для того, чтобы в условиях глобализации Российская Федерация могла решать посредством транспортной системы свои внутренние и геополитические задачи, необходимо дальнейшее комплексное развитие опорной транспортной сети, а в Азиатской части России, по существу, ее создание. Опорная транспортная сеть – форма перспективного развития основных магистралей, обеспечивающих пространственное и функциональное единство транспортной системы.

       Для Азиатской части России основная задача – формирование опорной транспортной сети. Речь идет о строительстве и реконструкции меридиальных опорных автодорожных направлений, завершении создания автомагистрали до Владивостока, завершении формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ), развитии перегрузочных мощностей базовых материковых портов, развитии Северного Морского пути, воздушного моста «Северная Америка-Азия», создании системы магистральных трубопроводов, дорог к ресурсам как элементов транспортных магистралей.

Информация о работе Экономическая и социально-географическая характеристики обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Нижневартовск