Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Радикальные процессы, протекающие в социально - экономической сфере в связи с изменением экономической системы, выдвинули на первый план проблему экономической безопасности. Острота этой проблемы обусловлена целой группой факторов, в том числе появлением отрицательных эффектов, сопутствующих появлению многообразия форм собственности и формированию различных организационных структур бизнеса: неразвитостью рыночной инфраструктуры; значительным ослаблением государственного регулирования экономики; отсутствием знаний в области управления экономикой в новых условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I . Теоретические аспекты экономической безопасности.
Понятие «экономической безопасности»: определение, структура и содержание………………………………………………………………………...7
Объекты, субъекты, виды и предмет экономической безопасности….15
Организация работы по обеспечению экономической безопасности....18
Государственная стратегия экономической безопасности…………….20
Характеристика основных угроз безопасности и основные причины их возникновения……………………………………………………………………22
Индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности....26
Пороговые значения основных показателей экономической безопасности……………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ основных индикаторов экономической безопасности.
2.1. Анализ показателей производственной сферы…………………………35
2.2. Анализ показателей социальной сферы………………………………….44
2.3. Анализ показателей финансовой сферы…………………………………49
2.4. Пути укрепления экономической безопасности России………………..53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………….......61

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

    Меры  по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. 

    
  • Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного  к доходам 10% наименее обеспеченного  населения:
 

    

    Рис. 9. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам наименее обеспеченного населения. ( см. Приложение, табл.10)

    Из  графика мы видим, что фактические  значения данного показателя очень  далеки от безопасного уровня. С  каждым годом ситуация ухудшается и  разрыв между категориями населения возрастает все больше и больше. Увеличение расслоения общества по уровню материального достатка является главным сигналом усиления социальной напряженности. Нарастающие социальные сдвиги раскалывают общество на непримиримые группы, что ведет общество к непредсказуемым последствиям.

     

    Анализ  социальных индикаторов выявил следующие  негативные тенденции социально-экономического развития России: увеличивается доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума, быстро уменьшается средний слой; устойчиво растут уклонения от налогов государству и криминализация экономики; сужается база для финансирования отраслей социальной инфраструктуры, увеличивается безработица, растет задолженность по заработной плате и по социальным трансфертам; увеличивается расслоение населения по профессиональному признаку и по региональной принадлежности с локализацией застойной бедности в определенных группах общества и в отдельных регионах, что служит индикатором опасных социальных тенденций, грозящих внутренней безопасности государства.

    Основными причинами ухудшения социальных индикаторов является резкая смена экономического курса и потеря контроля за доходами и ценами; опережающие темпы роста цен на продукты и услуги первой необходимости; бюджетный дефицит; стимулирование спекулятивной финансовой деятельности; перераспределение доходов между отраслями и регионами посредством ценовых диспропорций в пользу сырьевых отраслей, финансово-кредитной деятельности регионов, где концентрируется размещение приоритетных отраслей с точки зрения интересов транснационального капитала.

    2.3. Анализ показателей  финансовой сферы. 

    Финансовые  индикаторы характеризуют сложившиеся  тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства  с точки зрения ее соответствия требованиям экономической безопасности государства.

    Рассмотрим  некоторые индикаторы финансовой сферы:

  • Дефицит федерального бюджета:

               

                Рис. 10. Дефицит федерального  бюджета.

    В течение достаточно длительного промежутка времени дефицит федерального бюджета находился на нулевой отметке, что свидетельствует о превышении доходов над расходами и говорит о стабильном положении в экономике. Дефицит возник лишь в последние годы. Одной из причин таких изменений является нестабильная ситуация в экономике, связанная с финансовым кризисом.

    По  прогнозам на будущее в номинальном  выражении бюджет в 2010-2011 годах останется  на уровне 2009 года, но "немного сократится размер дефицита - с 7,4 до 5 процентов". Когда рост поступлений в казну сокращается, сокращаются и финансовые возможности государства. В 2010-2011 годах будет меньше возможностей использовать средства Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета.  

    
  • Уровень инфляции:

                

                 Рис. 11. Уровень инфляции. (см. Приложение, табл.13)

    Данный  показатель относится к индикаторам  экономической безопасности, вышедшим из опасной зоны. Уровень инфляции на протяжении 2000-2008 год не выходил  за рамки порогового значения. В 2009 году наблюдается резкое снижение инфляции. Это объясняется укреплением рубля, но, главным образом, за счет падения доходов населения и снижения внутреннего спроса. 

    Как свидетельствует опыт последних  лет, уровень инфляции в России порядка 10% в год является допустимым для успешного развития экономики. Вместе с тем анализ современной экономической ситуации и текущих тенденций ее развития не дает оснований ожидать возможного формирования гиперинфляции в России на протяжении ближайшего полугодия. [12,с. 30] 

    
  • Уровень монетизации:

    

    Рис. 12. Уровень монетизации (М2). (см. Приложение, табл.11,12)

    Данный  показатель дает представление о  степени обеспеченности экономики  деньгами, необходимыми для осуществления  платежей и расчетов, выплаты заработной платы, пособий, стипендий и др. Динамика монетизации связана с инфляцией. С ее ростом уровень монетизации понижается, а при снижении темпов инфляции и достижении финансовой стабильности этот уровень стабилизируется и повышается.

    Из  данного графика следует, что уровень монетизации в нашей стране находится в опасной зоне и далек до безопасного уровня. Но все же наблюдается положительная тенденция, что данный разрыв год от года уменьшается.

    По  мнению специалистов, достижение оптимального размера денежной массы к ВВП обусловливается многими факторами и специфическими особенностями экономики той или иной страны, а потому не может быть одинаковым для всех стран. Необходимо учесть и еще один аспект. Уровень монетизации можно в определенной мере рассматривать как уровень доверия экономике. Экономики с высоким уровнем монетизации ассоциируются с присутствием долгосрочных кредитов, в то время в экономиках с низкой монетизацией преобладает краткосрочный капитал.

    Анализ  финансовых индикаторов выявил следующие тенденции социально-экономического развития России: вновь появившийся дефицит федерального бюджета; хронический характер инфляции; неблагоприятное валютно-финансовое положение России в мировом сообществе.

    Основными причинами такой ситуации являются несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства потребностям развития реального сектора экономики; расхождения между прогнозом и реальным развитием экономики; сырьевая ориентация в экономике, расслоившая регионы на бедных и богатых; рост государственного долга не для целей инвестирования производства, а на текущие расходы; бесконтрольность вывоза капиталов в огромных размерах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Пути укрепления экономической безопасности России.

    Экономическая безопасность, по сути, сводится к проблеме качества, количества и сбалансированности экономического потенциала общества. Накопления граждан и оборотные средства предприятий давно и успешно экспроприированы. От богатства общества остались основные фонды, запас природных ресурсов, земля и трудовой потенциал. Теоретически достаточно изъять основные, тогда и земля, и трудовой потенциал, и природные ресурсы из непосредственных факторов богатства станут только потенциальными и будут дожидаться новых хозяев, видимо, со стороны. Однако окончательный крах экономической безопасности наступит, если:

  • Полностью разрушится материальная основа существующих производств;
  • До предела снизится качество трудового потенциала общества, будут уничтожены трудовая мораль, мотивация к нормальному производительному труду;
  • «сломается» нормальная воспроизводственная структура народнохозяйственного комплекса.

    В ближайшей исторической перспективе  Россия может стать уникальным государством, в котором производство будет  основано исключительно на импортных  технологиях.

    Россия  сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.

    С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.

    Затрудненность обеспечения роста экономики, на мой взгляд, обусловлено такими основными причинами:                                                          1) диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна;                                                                                                          2) недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;                                                                                                                              3) инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами;

4) падением  эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей;

5) неэффективной  налоговой системой, давящей на  производственный сектор;

6) перенапряжением  бюджетной системы государства,  сопровождающимся резким ростом  государственного долга и систематическим  невыполнением правительственных бюджетных обязательств. 

    В этих условиях основой государственной  стратегии экономической безопасности должна быть политика развития, которая  бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому  угрозы безопасности будут сведены к минимуму. Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства. Ведь без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности, как подавление инфляции, снижение бюджетного дефицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый “пакет” мероприятий .

    Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен.

    Необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.

    В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).

    Нужно также создать специальные институциональные  основы для мониторинга экономической  безопасности России, изучения угроз  безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности. Важной чертой такого учреждения должно быть наличие власти, а также тесный контакт исполнительной и законодательной властями.

Информация о работе Экономическая безопасность