Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Радикальные процессы, протекающие в социально - экономической сфере в связи с изменением экономической системы, выдвинули на первый план проблему экономической безопасности. Острота этой проблемы обусловлена целой группой факторов, в том числе появлением отрицательных эффектов, сопутствующих появлению многообразия форм собственности и формированию различных организационных структур бизнеса: неразвитостью рыночной инфраструктуры; значительным ослаблением государственного регулирования экономики; отсутствием знаний в области управления экономикой в новых условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I . Теоретические аспекты экономической безопасности.
Понятие «экономической безопасности»: определение, структура и содержание………………………………………………………………………...7
Объекты, субъекты, виды и предмет экономической безопасности….15
Организация работы по обеспечению экономической безопасности....18
Государственная стратегия экономической безопасности…………….20
Характеристика основных угроз безопасности и основные причины их возникновения……………………………………………………………………22
Индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности....26
Пороговые значения основных показателей экономической безопасности……………………………………………………………………..30
Глава II. Анализ основных индикаторов экономической безопасности.
2.1. Анализ показателей производственной сферы…………………………35
2.2. Анализ показателей социальной сферы………………………………….44
2.3. Анализ показателей финансовой сферы…………………………………49
2.4. Пути укрепления экономической безопасности России………………..53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………….......61

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)
    
  • Доля инвестиций в ВВП:

      Рис. 2. Инвестиции в основной капитал. (см. Приложение, табл.3,4)

    Главным сигналом нарушения требований экономической безопасности государства является снижение доли производственных инвестиций в общем объеме ВВП. Следствием снижения инвестиционной активности являются спад производства и ухудшение его структуры, что ведет к ухудшению позиций государства в мировом сообществе. В условиях опережения спада производственных инвестиций по сравнению с производством реального ВВП происходит моральная и физическая деградация промышленности. В период с 2000 по 2008 года фактические значения данного показателя изменяются. Так с 2000 по 2001 год мы наблюдаем увеличение основного капитала, а с 2001 по 2003 небольшой спад. Затем вновь наступает фаза подъема в период с 2003 до 2004 года. И вновь спад с 2004 по 2005год. В последние годы наблюдается стабильное увеличение основного капитала.

    Инвестиции  в 2008 г. стали основным индикатором  грядущего замедления экономической  динамики. По итогам года темп роста  инвестиций в основной капитал составил 110,4%. Норма накопления основного  капитала по сравнению с 2007 г. повысилась и составила 22% ВВП. В тоже время в 2008 г. темпы прироста инвестиций сократились практически в 2 раза. При этом значительно снизились темпы накопления основного капитала за счет всех источников инвестиций. Если в 2007 г. инвестиции за счет заемных средств росли наибольшими темпами (22,3%), то в 2008 г. прирост составил лишь 5,2%. Значительно снизились темпы инвестиций за счет бюджетных средств. В наименьшей степени замедление динамики коснулось инвестиций за счет средств малого бизнеса ( темпы прироста 23,1% в 2007 г. и 17,2% в 2008 г.), что объясняется слабой связанностью этой части экономики с финансовым сектором и ориентированностью на потребительский спрос, который не так драматично реагировал на кризисные явления в конце 2008 г.

    Ключевой  проблемой перспективной экономической динамики является возможность сохранения положительной динамики инвестиций в основной капитал.

    В связи с этим следует отметить, что высокая инвестиционная активность последних лет была связана с  расширением жилищного строительства  и началом реализации инфраструктурных проектов в области ТЭК, электроэнергетики, железнодорожного транспорта.

    Суд по итогам 2009 г. возможен рост инвестиций в основной капитал на 2,8 %. Такой результат может быть достигнут за счет активной инвестиционной политики государства (рост инвестиций за счет этого источника финансирования на 6,1%). При этом девальвация рубля и улучшение финансового состояния экспортеров позволят сохранить рост инвестиций за счет собственных средств на уровне 4,9%. Наименьшие темпы прироста инвестиций возможны в малом бизнесе. Динамика инвестиций за счет заемных средств будет отрицательной, что объясняется значительным ухудшением условий кредитования бизнеса.[13, с.18] 

    
  • Валовой сбор зерна:

    

    Рис. 3. Валовый сбор зерна. (см. Приложение, табл.5)

    С начала 90-х гг. и вплоть до кризиса 1998 г. шло сокращение посевных площадей, урожайности и валовых сборов зерна (за исключением 1997 г.). Начавшийся в последующем экономический  рост позволил за счет увеличения урожайности с посевной площади до уровня 18 ц/га (1990 – 18,5 ц/га, в среднем за 1986 – 1990 гг. – 15,9 ц/га) обеспечить рост валовых сборов в стране. Однако в последние четыре года урожайность в среднем по России выше этого уровня не поднималась, лишь по южным регионам наблюдался устойчивый рост урожайности. Учитывая определенную стабилизацию размера посевных площадей, валовой сбор находится на уровне 78-79 млн. т. В 2007году валовой сбор зерна в целом составил 81,5 млн. т,

    Экономический подъем, начавшийся после 1998 г., стимулировал так же некоторое увеличение потребления зерна на фуражные цели: если в 2000 году оно было на уровне около 31 млн. т, то в 2006/07 оно составило около 34 млн. т. Благодаря росту в секторе птицеводства и поддержке свиноводства в рамках Национального проекта поддержки АПК ожидается увеличение потребления зерна и в дальнейшем. В то же время наблюдается бурный рост использования зерна в крахмалопаточной и солодовенной промышленности. 

    
  • Расходы на оборону:

                                   Рис. 4. Расходы на оборону.

    Затраты на оборону в период с 2000 -2006 год  изменялись неравномерно. Из графика  мы видим, что все значения данного  показателя находятся ниже уровня порогового значения, что является негативной тенденцией. Одной из важнейших причин данного состояния является нестабильность экономики страны, продолжение спада производства товаров, уровня поддержки материальной инфраструктуры, возрастание износа основных фондов и др. 

      В 2010 году по прогнозам расходы на национальную оборону возрастут по сравнению с 2009 годом на 3,4%: в 2009 году расходы федерального бюджета на оборону составили 1211,9 млрд. рублей, а в 2010 году, согласно законопроекту, составят 1253,2 млрд. рублей.  

    
  • Доля в  ВВП затрат на гражданскую науку:

                                  Рис. 5. Доля в ВВП затрат на гражданскую науку. ( см. Приложение, табл. 6)

    Научно-технический  потенциал любой страны - важнейший  национальный  ресурс, одна из основ  промышленного развития, обновления общественной и научной  жизни.  Эффективная  организация  научно-исследовательских   и опытно-конструкторских   работ   и   использование    научных    знаний обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на  рынках высоких технологий, экономический рост в этих странах. Негативные тенденции в финансировании науки могут привести к длительному застою нашего народного хозяйства, консервации очень низкой доли наукоемкой продукции на мировых рынках. На протяжении  8 лет, как видно из графика, финансирование в науку с каждый годом увеличивалось все больше и больше, но даже эти усилия государства не принесли должных результатов, и на данный момент фактические затраты в науку находятся ниже порогового значения, т.е. в опасной зоне. Милитаризация науки, разрыв между фундаментальными  и прикладными исследованиями привели к тому, что затраты  огромных   интеллектуальных  ресурсов не дают должной отдачи. Финансирование науки,  за  исключением военных и самых престижных  проектов,   осуществляется  по  остаточному принципу. С 2006 г. наблюдается стабильное увеличение затрат на финансирование науки, что нельзя не отметить. Так, базовое бюджетное финансирование  направлено  на  поддержку, главным  образом,  академической  и  вузовской  науки.   Основными   же инструментами   поддержки    отраслевой    науки    является    система Государственных научно-технических программ и  Государственных  научных центов. Помимо ГНЦ и ГНТП -  специфических  форм  государственной  адресной поддержки  –  возникли  и  новые   формы   конкурсного   финансирования исследований и разработок. Они осуществлялись  через Российский  фонд фундаментальных   исследований,    Российский   фонд   технологического развития,  внебюджетные  отраслевые  фонды,  а   также   альтернативные источники  финансирования  в  форме   различных   программ   зарубежных организаций и фондов. 

    
  • Доля инновационной  продукции в общем объеме отгруженной продукции:

                     Рис. 6. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. (см. Приложение, табл.7)

    Инновационную ситуацию в промышленности по существу определяют четыре отрасли - химическая и пищевая промышленность, машиностроение и металлургия. Они охватывают свыше 70% всех инновационных промышленных предприятий и, как правило, отличаются максимальным уровнем инновационной активности, в два-три раза превосходящим средний по промышленности. Из графика видно, что доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции очень низкая по сравнению с безопасным для экономики пороговым значением. Это связано с тем, что современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к диверсификации производства и внедрению импортозамещающей продукции. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции, на что указывают 77% инновационно-активных предприятий.

    В то же время наблюдаются косвенные  признаки того, что предприятия уже  делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на себя внимание относительно высокая  значимость такой цели инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам. Последнее является необходимым условием, определяющим возможность продвижения российских инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки.

    В России, где налоговых послаблений для компаний практически нет, инвестиции в инновации опаснее в разы. Неудивительно, что, по мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется относительно низкой активностью. По результатам исследования, недавно проведенного Ассоциацией менеджеров, доля инновационно активных предприятий не превышает 10 - 12%. Средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. В этом признались 43% респондентов. Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса, то есть разработкой новых технологий, занимается еще меньшая доля респондентов - всего 9%. Цифры действительно небольшие. 

      Анализ производственных индикаторов выявил следующие тенденции социально-экономического развития России: после продолжительно спада производства товаров и услуг наблюдается его подъем, увеличение доли производственных инвестиций в общем объеме ВВП, хотя данный показатель еще не достиг «безопасного» порогового значения; ухудшение обороноспособности; уровня поддержки материальной инфраструктуры, материальных резервных  и страховых фондов для обеспечения ритмичности работы производства, что повышает угрозу аварий и катастроф; рост технологической и производственной зависимости; возрастание износа основных фондов и устойчивое повышение затрат на производство продукции. Одной из главных проблем является увеличение неравенства регионов по производственной активности, что ставит под угрозу существование единого федерального государства; отставание от других государств как по темпам производства продукции, так и по объемам валового накопления основного капитала, что ставит под угрозу существование России как самостоятельного государства.  
 
 
 
 

    2.2. Анализ показателей социальной сферы.

    Социальные  индикаторы  характеризуют сложившиеся  тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации принципа справедливости распределения благ. Социальными индикаторами нарушения принципа эффективности являются падение реальных доходов населения, разрушение социальной инфраструктуры и рост доли бедного населения, чьи среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Однако большую социальную угрозу для общества представляет нарушение принципа справедливости распределения благ, что проявляется в росте доходов господствующих социальных слоев за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ.

    Рассмотрим  некоторые индикаторы социальной сферы:

  • Уровень безработицы в среднегодовом исчислении:

                                                                                                  Рис. 7. Уровень безработицы в среднегодовом исчислении. (см. Приложение, табл.8)

    В зависимости от периода численность безработных изменялась. Из графика видно, что до 2004 года уровень безработицы находился в допустимых безопасных значениях. Начиная с 2004 года безработица начинает возрастать, что свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в экономике. С начала кризиса в 2008 году уровень безработицы в России неумолимо растет. Высокие темпы роста привели к тому, что безработица в России превысила аналогичный показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса. По данным темпы роста безработицы в 2009 году снизились. Отметим, рост прекратился, однако уровень сохраняется, несмотря на усилия правительства РФ по созданию новых рабочих мест, а также несмотря на летний сезон, который всегда характеризуется усилением активности в строительной отрасли и промышленности.

    Рост  уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно  и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего  спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля "плохих" кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты.

    Государству довольно трудно регулировать уровень  безработицы непосредственно. В  России в 2009 году действует федеральные  и муниципальные программы занятости  на общественных работах и переподготовки кадров за счет государства.

    В перспективе под воздействием увеличивающегося дефицита трудовых ресурсов ожидается  сокращение безработицы до 5,6% в 2012 г.  

    
  • Доля населения  с уровнем доходов ниже прожиточного минимума:

                        

           Рис. 8. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. (см. Приложение, табл.9)

    Уровень жизни населения как социально-экономическая  категория представляет собой уровень  и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

    Численность населения, имеющего среднедушевые  денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России, в период с 2000 – 2008 постепенно снижается и приближается к уровню порогового значения. Так на 2008 г. она составила 13,1 от общей численности населения, что больше порогового значения на 3.1 %.

    Повышение минимального размера оплаты труда, пенсий и других социальных выплат позволит сократить число лиц, которым  будет оказываться государственная социальная поддержка и сосредоточить внимание на помощи наиболее обездоленной части населения.

    В последующие годы продолжится работа по разработке наиболее эффективных методов выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер, и предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Информация о работе Экономическая безопасность