Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в уяснении современных тенденций развития экономики и внешнеэкономических связей Канады, ее торговой политики, а также в определении возможностей и перспектив расширения экономического сотрудничества стран ЕС и Канады для решения стоящих перед странами сложных задач по повышению конкурентоспособности экономики и диверсификации экспорта, оптимизации внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 121.66 Кб (Скачать документ)

Япония

В 2008 г. канадский товарный экспорт в Японию увеличился на 20,2% до 11,1 млрд. долл.

За счет резкого сокращения поставок угля в Японию из Китая  и Австралии, канадский экспорт  угля вырос почти вдвое до 2,3 млрд. долл.

Значительное увеличение канадского экспорта в Японию также  произошло за счет увеличения поставок пшеницы и канолы, в основном, за счет богатого урожая пшеницы в  Канаде и сокращения ввоза этих товаров  в Японию от традиционных поставщиков. Экспорт канолы вырос на 56,3% до 1,4 млрд. долл., в то время как экспорт пшеницы увеличился на 76% до 551 млн. долл.

Импорт из Японии в Канаду за год сократился на 1,1% до 15,3 млрд. долл. Наибольший спад отмечен в  закупках автокомпонентов -  по сравнению с 2007 г. они снизились на 181,3 млн. долл.

Китай

В 2008 г. экспорт в Китай  увеличился на 9,2% до 10,4 млрд. долл.

Основными товарами по-прежнему остаются: масличные культуры, удобрения, изделия из никеля. Экспорт канолы вырос до 781,9 млн. долл., в то время как экспорт масла канолы сократился на 75,6 млн. долл. до 172,9 млн. долл. Поставки необработанного никеля упали на 322,7 млн. долл. Экспорт серы увеличился в три раза до 819,6 млн. долл.

Импорт из Китая все  более значительно опережает  экспорт. В 2008 г. он возрос на 11,3% до 42,6 млрд. долл. Большая часть импорта приходится на  механическое оборудование, электрические машины и оборудование, игрушки и спортинвентарь [30]

Мексика

Мексика – это пятый  для Канады экспортный рынок и  третий по объему источник импорта. В 2008 г. канадский экспорт в Мексику  вырос на 17,9% до 5,8 млрд. долл.

Наибольшее увеличение отмечено в поставках в Мексику канолы (на 80,3%) до 365,7 млн. долл., угля  - (на 593%) до 127,3 млн. долл.

Товарный импорт из Мексики  увеличился на 4,2% до 17,9 млрд. долл.

На 418,7 млн. долл. возросли закупки легковых автомобилей, однако снизились закупки автокомпонентов (на 121,7 млн. долл.) и грузовиков (на 206,1 млн. долл.).        

       Таблица 2.2

Региональное  распределение экспорта и импорта  Канады

Страна

2007

2008

Доля в 2008г., %

2008/2007

%

 

Экспорт, млрд. долл.

Экспорт во все регионы

419,3

453,6

100,0

8,2

США

331,1

352,2

77,6

6,3

Великобритания

11,9

12,2

2,7

2,5

Япония

8,6

10,4

2.3

20,9

Китай

8,9

9,8

2,2

10,1

Мексика

4,6

5,5

1,2

19,6

Германия

3,6

4,2

0,9

16,7

Южная Корея 

2,8

3,6

0,8

28,6

Нидерланды 

3,7

3,5

0,8

- 5,4

Бельгия

2,8

3,2

0,7

14,3

Франция

2,9

3,0

0,7

3,4

ЕС-27

32,5

34,1

7,5

4,9

 

Импорт, млрд. долл.

Импорт  из всех регионов

378,7

406,6

100,0

7,4

США

205,2

213,0

52,4

3,8

Китай

35,6

40,0

9,8

12,4

Мексика

16,0

16,8

4,1

5,0

Япония

14,4

14,3

3,5

- 0,7

Германия

10,7

11,9

2,9

11,2

Великобритания

10,7

11,8

2,9

10,3

Алжир

4,7

7,2

1,8

53,2

Норвегия

5,0

5,8

1,4

16,0

Южная Корея

5,0

5,63

1,4

12,6

Франция

4,7

5,57

1,4

18,5

ЕС-27

45,9

50,7

12,5

10,5


Источник: Statistics Canada

Торговля  услугами

 

Канадский экспорт услуг  в 2008 г. увеличился на 1,1% и составил 68,0 млрд. долл., при этом импорт услуг  возрос на 4,7% до 90,5 млрд. долл. Таким  образом, отрицательное сальдо Канады в торговле услугами достигло 22,5 млрд.долл. – на 3,4 млрд. долл. больше, чем в предыдущем году. Основная причина такого развития – увеличение на 2,6 млрд. долл. отрицательного сальдо в торговле туристическими услугами и на 0,8 млрд. долл. – транспортными услугами. Традиционный дефицит Канады в торговле коммерческими услугами в 2008 г. несколько сократился, а положительное сальдо в торговле государственными услугами, напротив, увеличилось.

Канада имеет дефицит  в торговле услугами со всеми основными  странами-партнерами, самый крупный, 14,5 млрд. долл. – с США.

«Сильный» канадский доллар стал причиной того, что расходы  канадских туристов за рубежом в 2008 г. возросли на 8,2%, в то же время  доходы Канады от иностранного туризма  снизились на 2,5%. Расходы канадских  туристов в США, на которые приходится 57%  расходов в мире в целом, увеличились  на 8,3%, при этом американцы потратили  в Канаде на 7,7% меньше, чем в предыдущем году [28].

Экспорт канадских транспортных услуг возрос на 7,1%, однако импорт увеличился на 8,4%, при этом импорт этих услуг  из США увеличился на 12,4%. Канада имела дефицит в торговле услугами водного и воздушного транспорта, при этом по наземному транспорту сальдо было положительным.

В торговле Канады коммерческими  услугами доминируют США: на них в 2008 г. приходилось 64,1% экспорта и 67,9% импорта. Канадско-американская торговля коммерческими  услугами в 2008 г. возросла – экспорт  увеличился на 6,6%, а импорт – на 5,4%, при этом произошло снижение торговли с другими странами: экспорт упал на 9,2%, а импорт – на 8,6%.

Экспорт канадских коммерческих услуг увеличился в 2008 г. на 0,4% (на 130 млн. долл.), при этом экспорт управленческих услуг снизился на 6,9%, прочих финансовых услуг – на 6,6%, доходы от роялти и  лицензионные платежи сократились  на 5,1%, экспорт услуг связи –  на 4,9%, компьютерных и информационных услуг – на 4,0%. Вместе с тем, рост экспорта строительных услуг достиг 64,8%, архитектурных, инженерных и прочих технических – 13,8%, услуг по НИОКР  – 9,6%, аудиовизуальных – 7,3%.

Импорт коммерческих услуг  также увеличился незначительно  – на 0,5%. В импорте этих услуг  возросли расходы на роялти и коммерческие платежи (на 9,8%), управленческие услуги (на 5,5%), снизились расходы на финансовые услуги (на 15,1%), компьютерные и информационные (на 11,9%), услуги по НИОКР (на 9,6%) (табл. 2.3).

    Таблица 2.3

Импорт  и экспорт Канады 2003-2009гг.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

млн. долл.

 

Экспорт

399,122.1

429,005.8

450,149.9

453,732.4

463,051.4

489,856.8

323,334.6

Импорт

342,709.5

363,157.8

387,804.0

404,252.6

415,005.7

442,987.9

327,356.3

Источник: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ca.html


 

 

2.2 Экономическое сотрудничество Канады и ЕС.

 

В 2006г. исполнилось 30 лет  с момента подписания рамочного  соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве между Канадой и Евросоюзом, которое, наряду с другими канадо-европейскими договоренностями в экономической и научно-технической сфере, формирует правовую базу для многопланового хозяйственного взаимодействия Канады с государствами группировки, нацеливая обе стороны на развитие и диверсификацию таких связей в рамках созданного и эффективно функционирующего механизма регулярных двусторонних консультаций. Крупными вехами в истории двусторонних экономических отношений явились также принятие в 1996г. совместного плана действий (устанавливает приоритетные направления хозяйственного сотрудничества) и запуск в 1998г. канадо-европейской торговой инициативы (фокусирует внимание сторон на продвижении взаимодействия в области регулирования торговли и инвестиций, сферы услуг, гос. закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, контактов между представителями деловых кругов и т.п.). В последние годы интенсивно развиваются двусторонние контакты по линии ВТО, в ходе которых Канада и ЕС проводят многосторонние торговые переговоры и которые укреплению роли и значения ВТО в системе международной торговли [32].

Продвижение совместного  плана действий и торговой инициативы наряду с другими вопросами двусторонних отношений в хозяйственной, политической и иных областях формируют повестку дня проводимых дважды в год канадо-европейских  саммитов.

В промежутках между встречами  лидеров функционируют многочисленные двусторонние структуры, сформированные по принципу межправительственной комиссии: «комитет-подкомитет-рабочая группа». Так, например, в торгово-экономической области двусторонних отношений действует совместный комитет по сотрудничеству, подкомитет по торговле и инвестициям, рабочие группы по основным направлениям взаимодействия, канадо-европейский круглый стол для бизнеса [28].

Традиционно важное место  в ходе любого саммита отводится  вопросам торгово-экономических и  инвестиционных связей, значение которых  постоянно возрастает.

Достаточно сказать, что  страны Евросоюза являются вторым по значению (после США) партнером Канады в сфере торговли и инвестиций, аккумулируя порядка 9% канадской  внешней торговли и 20% зарубежных капиталовложений. В 2005г. объем двусторонней торговли достиг 56 млрд. долл. (в том числе канадский экспорт – 19 млрд. долл., импорт – 37 млрд.долл.), еще около 18 млрд.долл. приходилось на торговлю услугами. В структуре канадского экспорта в государства ЕС (пять его членов – Великобритания, Германия, Бельгия, Франция и Италия – входят в десятку наиболее крупных торговых партнеров Канады) преобладают машины и оборудование (энергетическое и электротехническое), авиатехника и запасные части к ней, целлюлозно-бумажные товары, металлы и металлопрокат, пиломатериалы, сельскохозяйственные товары и морепродукты. В импорте Канады из европейских стран ведущие позиции занимают машины, оборудование и транспортные средства, мин. сырье, химические продукты [30].

Велика роль стран ЕС и  в двустороннем инвестиционном взаимодействии: в 2007г. совокупный объем прямых канадских  капиталовложений в государства  группировки (в основном в экономику  Великобритании, Ирландии и Голландии) составил 63,6 млрд. долл., в то время как приток прямых европейских инвестиций в Канаду достиг 85,4 млрд.долл.

Вместе с тем, несмотря на столь внушительные объемы двусторонней торговли и инвестиций, тесное взаимодействие по всем основным векторам политической и хозяйственной жизни, в торговых отношениях между Канадой и ЕС сохраняется немало проблем, обсуждение и решение которых дается отнюдь не просто и поглощает львиную долю времени на двусторонних переговорах и консультациях всех уровней, включая высший.

Главная проблема, по мнению канадцев, заключается в том, что  вплоть до настоящего времени Канада остается в числе немногих стран-членов ВТО (всего таких государств восемь), не имеющих преференциального доступа  на рынок товаров и услуг Евросоюза, и, соответственно, испытывает на себе все «прелести» тарифных и нетарифных ограничений. Следует отметить, что уровень ставок импортного тарифа в странах ЕС в последние годы существенно снизился и в среднем составляет 5% адвалор (в Канаде – 4,6%). Но и этого, полагают в Оттаве, оказывается достаточно, чтобы сохранять неблагоприятный для Канады баланс в торговле, сдерживая развитие канадского экспорта (темпы его прироста за последние годы существенно уступают темпам прироста импорта) и постепенно снижая удельный вес стран группировки во внешней торговле страны в пользу более динамично развивающихся отношений с другими государствами, прежде всего, США. Полная отмена таможенных барьеров в двусторонней торговле (к чему настойчиво призывают ЕС канадцы), согласно существующим расчетам, может сразу же увеличить объемы канадского экспорта в страны группировки почти на 16%, или на 3,4 млрд. долл., в то время как импорт может возрасти более чем на 30%, или на 7 млрд. долл. в год [29].

Прогнозируя такие темпы  прироста внешней торговли с государствами  Евросоюза, канадцы исходят, прежде всего, из сложившейся к настоящему времени структуры торговли и возможностей ее расширения за счет отмены пошлин на подпадающие под установленные ЕС тарифы 48% товарной номенклатуры канадского экспорта и 52% товарной номенклатуры импорта (облагаемой в Канаде пошлинами в размере от 5 до 25% от стоимости).

Говорится о таких товарах канадского экспорта в ЕС как рыба, креветки и другие морепродукты (подлежат обложению в пределах от 12 до 23% от стоимости; исключение составляют поступающие для дальнейшей переработки в странах Евросоюза креветки в пределах определенной для Канады квоты в

5 тыс. тонн в год, облагаемые «льготной» 6% пошлиной), алюминиевые заготовки (6%), широкая номенклатура промышленных товаров, пошлины на которые хотя и остаются на невысоком уровне (ниже 5%), однако оказываются весьма чувствительными при значительных объемах поставок. В свою очередь, канадцы продолжают сдерживать ввоз европейских продовольственных товаров, текстиля и готовой одежды (импорт шерсти и синтетических волокон подпадает под 16% тамож. пошлину, готовой одежды – под 25%), обуви, продукции судостроения (большинство видов которой облагается 25% ввозной пошлиной). Европейцев беспокоит применяемая канадцами система так называемой «эскалации» таможенных тарифов, предусматривающая последовательное повышение ставок импортных пошлин в зависимости от глубины и степени переработки товара (в отношении канадских партнеров по САЗСТ она не действует), а также широкое распространение практики «тарифного квотирования» (прежде всего в отношении ввозимых из ЕС молочных продуктов, яиц, мяса птицы), когда ввозимые сверх установленной квоты товары подвергаются повышенным, зачастую запретительным ставкам обложения.

Также непросто обстоят дела и в плане применяемых сторонами в отношении друг друга нетарифных барьеров. Европейцев тревожат существующие в Канаде ограничения на доступ иностранного капитала к отдельным отраслям предпринимательской деятельности (в том числе в банковской и финансовой сфере, а также к целому направлению бизнеса, регламентируемому интересами защиты так называемой «национальной культурной самобытности»); практика провинциальных властей по регулированию закупок алкоголя; ограничения в системе государственных закупок (предоставляет весомые преимущества национальным производителям телекоммуникационного и транспортного оборудования, продукции судостроения и связанных с ними услуг); запреты на ввоз свежих овощей и фруктов без наличия твердых заказов со стороны канадских покупателей; ограничение каботажного судоходства и торговли судами, зарегистрированными под канадским флагом [27].

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады