Перспективы внешнеторгового сотрудничества стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

В последнее время наметилась тенденция к развитию внешнеторговых отношений стран СНГ по мере укрепления роли РФ на мировом рынке, подтверждением тому могут служить как образование единого экономического пространства, так и подписание договора о свободной торговле

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Существующие в международной торговой практике формы сотрудничества……………………………………………………………………5
2. Содружество Независимых государств………………………………………9
3. Формы экономического сотрудничества стран СНГ……………………….12
3.1 Договор о свободной торговле…………………………………………..….14
3.2 Единое экономическое пространство…………..………………………….19
4. Перспективы дальнейшего сотрудничества стран СНГ………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы…………………...………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИТД текст.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)


Введение

Сегодня каждый из нас живет в эру глобализации – сложнейшего процесса интеграции государств в единое мировое экономическое, политическое и культурное пространство на земле. Суть этого процесса заключается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимости как между отдельными странами, так и между отдельными людьми. Главной формой при этом всегда оставалась и остается экономическая глобализация.

Экономическая глобализация означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдельных стран. Изменяются качественные характеристики этих экономик, когда из так или иначе замкнутых систем они превращаются в звенья единого хозяйства, единой экономической структуры. Поэтому неудивительно, что глобализация приводит к большей открытости национальных экономик[1].

Отчего же это происходит? Прежде всего, от специализации каждой из стран. Государство, как правило, выходит на рынок с тем товаром, производить которой она может лучше всех других стран-конкурентов, а потому и стремиться извлечь из этого как можно большую прибыль. Таким образом, происходит товарообмен и формируется мировой рынок, единый для всех стран, на котором каждое государство может предложить свою продукцию. Но эта продукция должна отвечать определенным требованиям и стандартам и должна быть интересна для стран покупателей. И вот именно здесь и формируются такие проблемы, как цена, качество товаров, объем продаж и т.д. Со временем люди начинают понимать, что легче и выгоднее действовать сообща, т.е. вместе продавать различные или схожие товары, согласованно устанавливать цены, а также легче всем вместе переживать какие-либо трудности, чем поодиночке. И вот и рождается интернационализация обособленных хозяйств в единый экономический субъект.

Встав на путь экономических преобразований в начале 1990-х годов, Россия, действуя в духе времени, также заявила о своем намерении активно интегрироваться в мировую экономику. После распада СССР роль отправной точки в интеграционном движении независимой России досталась СНГ. Но и здесь общую динамику развития событий за прошедшие годы вряд ли можно признать удовлетворительной: вот уже почти десять лет товарооборот стран Содружества неуклонно сокращается, а его члены все больше отдаляются друг от друга, попадая в сферы влияния своих более развитых иностранных партнеров. Подобные тенденции серьезно угрожают политической стабильности на постсоветском пространстве. Поэтому все эти годы наша страна стремилась укреплять хозяйственные связи внутри Содружества.

В последнее время наметилась тенденция к развитию внешнеторговых отношений стран СНГ по мере укрепления роли РФ на мировом рынке, подтверждением тому могут служить как образование единого экономического пространства, так и подписание договора о свободной торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существующие в международной торговой практике формы

сотрудничества

Экономические отношения между странами в последнее время выходят за пределы двусторонних и приобретают характер многосторонних, связывающих ряд стран. Многосторонние международные отношения регулируются участвующими в них государствами.

Заметную роль в регулировании торговли между странами играют торговые договоры, таможенные союзы, международные соглашения. Здесь государство выступает в роли непосредственного участника, агента внешнеэкономических связей.

Существенное значение для содействия международной торговле имеет Всемирная торговая организация (ВТО, ранее ГАТТ), к которому присоединились многие страны. Это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться в торговых отношениях участвующие в нем страны. Соглашение действует с 1948 года и объединяет в настоящее время более ста стран. В рамках организации, которая сложилась на основе этого соглашения, ведутся многосторонние торговые переговоры, рассматриваются спорные вопросы, принимаются решения по правовым основам международной торговли. Основными принципами ВТО являются: наибольшее благоприятствование, отказ от дискриминации, взаимность торгово-политических уступок, признание таможенного тарифа взамен количественных ограничений в качестве главной формы регулирования внешней торговли, постепенное снижение пошлин посредством проведения многосторонних переговоров, проведение мероприятий по ограничению демпинга, пересмотр таможенных тарифов. В середине 90-х годов в ГАТТ участвовали 92 страны с правами полного членства и ряд стран с различным статусом.

Отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Кроме того, члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.

В 1955 году было подписано Американо-Канадское соглашение о зоне беспошлинной торговли. В соответствии с этим соглашением все виды торговых ограничений во взаимной торговле США и Канады должны быть устранены в течение 10—20 лет.

Еще одним шагом в сторону либерализации международной торговли стала экономическая интеграция.

Наиболее известным примером экономической интеграции является Европейское сообщество, объединяющее страны Западной Европы.

В 1957 году был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В него вошли 6 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Затем, по мере расширения сфер деятельности и состава, на базе ЕЭС возникло Европейское сообщество (ЕС).

В 1973 году к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 году — Греция, в 1986 — Испания и Португалия.

Основными направлениями сотрудничества стран-членов ЕС является объединение национальных рынков в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, создание валютного союза с единой денежной единицей экю, европейской валютной системы, формирование политического союза.

В конце 60-х годов был создан единый таможенный союз, отменены таможенные пошлины, количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. К концу 1992 года завершился процесс формирования единого внутреннего рынка: сняты ограничения на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.

Внешнеэкономические связи представлены не только торговлей товарами, но и движением из страны в страну интеллектуальных продуктов, духовных ценностей, информации. Прежде всего, это относится к научно-технической продукции в виде результатов научных исследований и разработок, проектов, технологических новшеств.

Научно-технический продукт становится важнейшим предметом современных мирохозяйственных связей.

Международный обмен научно-техническими знаниями, достижениями науки и техники осуществляется в различных формах. Он включает обмен научно-технической информацией, учеными, специалистами, передачу на лицензионной основе изобретений и открытий, проведение научно-исследовательских работ, осуществление общих научно-технических проектов, научно-производственную кооперацию, совместное предпринимательство по производству новой техники и технологии. Такой обмен чаще всего оказывается целесообразным и взаимовыгодным для всех участвующих в нем стран.

В последнее время получают распространение новые, виды научно-технического сотрудничества. К ним относится международный инжиниринг, заключающийся в предоставлении одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и других объектов. Получает распространение оказание информационных услуг в различных областях науки и техники через международный компьютерный «банк данных». Интенсифицируется обмен научной информацией о новых прогрессивных методах, применяемых в здравоохранении.

Международные научно-технические связи осуществляются частично на коммерческой, а частично на безвозмездной основе. Обычно страна закупает за рубежом и оплачивает лицензии на применение запатентованных открытий и изобретений, научно-технических и технологических новшеств («ноу-хау»), инжиниринговых услуг по разработке и созданию объектов инфраструктуры, обучение своих специалистов за рубежом. В то же время ряд стран и иностранных фирм предоставляют свой научно-технический продукт и оказывают научно-техническую помощь на бесплатной или частично платной основе, в порядке благотворительности. Существуют специальные благотворительные фонды, способствующие распространению знаний и научных достижений во всем мире.

Возрастает и коммерческая значимость научно-технической продукции как товара. С 70-х годов темпы роста объема международной продажи лицензий, патентов составляют примерно 8% в год, а общая стоимость ежегодной продажи научно-технических лицензий составила в последние годы примерно 25 млрд. долларов.

Таким образом, мы можем видеть, что мировой опыт торговых отношений открывает перед СНГ огромный простор для развития и укрепления существующих видов внешнеторгового сотрудничества, а также для формирования новых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.[2]

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7, тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР, так как ратификация данного документа находилась в компетенции только высшего органа государственной власти России — съезда народных депутатов. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения, вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ. 13 декабря 1991 в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия)[3]. Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Перспективы внешнеторгового сотрудничества стран СНГ