Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в уяснении современных тенденций развития экономики и внешнеэкономических связей Канады, ее торговой политики, а также в определении возможностей и перспектив расширения экономического сотрудничества стран ЕС и Канады для решения стоящих перед странами сложных задач по повышению конкурентоспособности экономики и диверсификации экспорта, оптимизации внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 121.66 Кб (Скачать документ)

В свою очередь, канадцы не удовлетворены темпами реформирования европейской «Единой сельскохозяйственной политики», серьезно сдерживающей доступ канадских сельскохозяйственных товаров  не только в страны-члены ЕС, но и  на рынки третьих стран; установленными в ЕС требованиями к сертификации винодельческой продукции; запретами  на ввоз генетически измененных продуктов  питания и крайне осторожным подходом к выдаче разрешений на их импорт; ограничениями  и запретами на ввоз свинца, ртути  и кадмия, а также содержащих эти  элементы товаров; излишне жесткими, на их взгляд, требованиями к производству, упаковке, маркировке и проверке качества продукции органического происхождения; требованиями обязательной тепловой обработки  деловой древесины на предмет  устранения вредителей; запретом на ввоз говядины, произведенной с использованием ростостимулирующих гормонов; ограничениями  в системе государственных закупок (отдает преимущество европейским производителям телекоммуникационного, транспортного, электротехнического и энергетического оборудования и услуг).

Совокупность существующих проблем в сфере торговли и  инвестиций является предметом двусторонних консультаций как в рамках сформированных канадо-европейских структур, так  и специальных органов ВТО, призванных урегулировать возникающие разногласия. Вместе с тем, отнюдь не всегда такие  споры завершаются мирным путем. Так, например, установленный ЕС в 1989г. запрет на ввоз говядины, произведенной  с использованием ростостимулирующих гормонов, стал предметом длительного  разбирательства между подавшими  иск в ВТО американцами и канадцами, с одной стороны, и ЕС – с  другой. Отказ Евросоюза выполнить  вынесенное арбитражным и апелляционным  органами ВТО решение в пользу США и Канады привело к ответным мерам со стороны последних: в  частности, Канада в 1999г. ввела компенсационные пошлины на ввоз европейской говядины, свинины, огурцов и корнишонов.

В рамках прошедшего в июне 2001г. в Стокгольме очередного канадо-европейского саммита Оттава вновь сделала  попытку преодолеть существующие разногласия, прежде всего в плане обеспечения  недискриминационного доступа товаров  и услуг на рынки друг друга. Определенный прогресс, достигнутый на этом направлении (в частности, в области снижения средневзвешенных ставок таможенных тарифов), по мнению канадцев, не отражает состояния дел в торговле отдельными товарами, а также в сфере нетарифного регулирования, носящего в ряде случаев выраженный протекционистский характер. Заинтересованные в дальнейшем наращивании объемов торговли и инвестиционного сотрудничества с ЕС, канадцы в ходе саммита активно продвигали идею заключения двустороннего соглашения о свободной торговле. В подкрепление своей позиции руководству Евросоюза была передана аналитическая записка, свидетельствующая о значительных обоюдных выгодах от отмены тамож. тарифов во взаимной торговле. Вместе с тем добиться поддержки этой идеи в Европе канадцам, похоже, снова не удалось: как и прежде руководство ЕС весьма сдержанно реагировало на «фритредерские» инициативы Оттавы, высказываясь в том смысле, что ныне существующий уровень тарифов в двусторонней торговле слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние на ее ход [13].

Таким образом, несмотря на единство взглядов Канады и ЕС по большинству  крупных международных проблем  и подходам к их решению торгово-инвестиционного  компонента в двусторонних отношениях пока еще далека от совершенства, оставаясь  той самой «рубашкой», принадлежность которой к собственному телу оказывается  для каждой из сторон ближе демонстрируемых  ими глобалистических устремлений.

 

 

 

 

     ВЫВОДЫ

 

Исследование тенденций  и особенностей развития экономики  и внешнеэкономических связей Канады в условиях интенсификации процессов  глобализации и региональной интеграции позволило сделать ряд выводов  и обобщений, представляющих методологический и практический интерес.

 Несмотря на стабильное  развитие канадской экономики  в последние годы и достигнутый  в стране высокий уровень жизни,  сводные показатели ее международной  конкурентоспособности имеют тенденцию  к снижению. Среди основных причин  негативных изменений - отставание  Канады от многих развитых  стран по уровню производительности  труда, затрат на НИОКР и  степени коммерциализации изобретений.  В связи с этим Правительство  страны предпринимает энергичные  меры по развитию инновационной  деятельности и поощрению технологической  реконструкции национальных производств.

 Ключевым фактором  экономического роста Канады  в 90-х годах являлось быстрое  расширение внешнеэкономических  связей, стимулировавшееся развитием  внутриотраслевой и внутрифирменной  торговли в условиях формирования  общего североамериканского рынка.  Также в текущем десятилетии  наметились серьезные изменения  структуры торговли, имевшие неоднозначные  последствия для экономики Канады. Среди таких изменений - значительное  повышение под влиянием благоприятной  мировой конъюнктуры доли топлива  и ресурсоемких изделий в экспорте, увеличение в импорте дешевых  инвестиционных и потребительских  товаров из новых индустриальных  стран, прежде всего Китая.  Резко возросшие стоимостные  объемы поставок энергоносителей,  рост валютных доходов и резервов  обусловили последовательное укрепление  канадского доллара, особенно  по отношению к валютам США  и азиатских государств, что негативно  сказалось на конкурентоспособности  канадских обработанных изделий  и привело к усилению импортной конкуренции на внутреннем рынке. В результате снизилась деловая и инвестиционная активность в отечественных перерабатывающих отраслях, и упала их доля в структуре производства ВВП [6, 7].

Определяющее воздействие  на развитие хозяйства и внешнеэкономических  связей Канады оказывала, оказывает  и будет оказывать близость крупнейшей мировой экономики - Соединенных  Штатов. Современная внешняя торговля и обмен факторами производства Канады имеют выраженную американо-центристскую направленность, что порождает ряд  существенных и труднопреодолимых  проблем. Экономика США на порядок  больше канадской (ВВП больше в 11 раз, внешнеторговый оборот - в 3 раза, население - в 9,3 раза), что обусловливает исключительно  сильное влияние южного соседа на все стороны хозяйственной жизни  Канады и вытекающую из этого факта  серьезную озабоченность последней  в связи с возможностью утраты национального суверенитета и культурной идентичности. Благосостояние Канады сегодня в решающей степени зависит  от сбыта товаров и услуг на рынке США и деятельности филиалов американских ТНК на канадском рынке. Соответственно любые сбои в канадо-американском сотрудничестве чреваты возникновением огромных трудностей для экономики  Канады, а потому остро стоит вопрос о необходимости диверсификации географической структуры международных  хозяйственных связей страны.

Канадская внешнеэкономическая  и торговая политика на современном  этапе имеет существенную специфику, вытекающую из особенностей экономического и геополитического положения страны и заключающуюся в следующем.

Во-первых, безусловный приоритет  отдается участию Канады в многостороннем регулировании международной торговли в рамках ВТО. Она последовательно  выступает за либерализацию торговли в важнейших секторах, снижение аграрных субсидий и расширяет преференциальный доступ на собственный рынок продукции из развивающихся государств. Канада является одним из самых активных участников многосторонних торговых переговоров и очень эффективно использует орган ВТО по разрешению споров для защиты интересов отечественных компаний на внешних рынках.

Во-вторых, исключительно  важное значение придается выстраиванию торгово-политических отношений с  США, в том числе в рамках НАФТА. Участие в Североамериканской зоне свободной торговли используется Канадой  для продвижения отечественной  продукции на рынки США и Мексики; при этом Канада широко прибегает  к встроенному в НАФТА механизму  урегулирования споров и применяет  защитные меры против партнеров в  интересах национальных производителей.

В-третьих, при всей открытости и либеральности торгового и  инвестиционного режима Канада до сих  пор сохраняет целый ряд торговых и инвестиционных барьеров, призванных защитить чувствительные сферы канадской  экономики и обеспечить учет стратегических национальных интересов в процессе внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день ограничения  охватывают ряд секторов сельского  хозяйства, рыболовство, ядерную энергетику, воздушный и морской транспорт, телекоммуникации, издание книг и  периодики, кинопрокат.

В-четвертых, защиту отечественных  производителей на внутреннем рынке  Канада дополняет их активной поддержкой на внешних рынках через развитую систему организаций и механизмов содействия экспорту и зарубежным инвестициям. Такая система включает несколько  финансовых институтов, специализирующихся на предоставлении всего спектра  услуг по кредитованию, страхованию  и гарантированию экспорта, а также  в области финансирования операций технического содействия, высокопрофессиональный аппарат в сфере информационно-консультационного  и организационного содействия экспорту, сосредоточенный в центральном, региональных и зарубежных офисах Министерства иностранных дел и международной  торговли Канады. Показательно, что в своей деятельности по стимулированию экспорта канадские власти действуют, прежде всего, исходя из потребностей национального бизнеса и зачастую вступают в торгово-политические споры с зарубежными странами по поводу правомерности применения тех или иных мер поддержки [5].

Кроме того, федеративное устройство Канады оказывает сильное влияние на механизмы реализации торговой политики страны и ее конечные результаты. В Канаде налажена эффективная система консультаций между федеральной и региональной властью, бизнесом и неправительственными организациями по вопросам выработки и осуществления торговой политики, действует целая сеть структур, координирующих усилия федерального правительства, правительств провинций и территорий в достижении целей внешнеэкономической политики страны, поддержки экспорта и международной деятельности отечественных компаний. Параллельно с этим ведется постоянная работа по обеспечению единства и стабильного функционирования внутреннего рынка Канады, что способствует упрочению ее позиций как одного из ключевых игроков в глобальной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. International Monetary Fund,  World Economic Outlook (WEO) Database , October 2010.

2.  Promoting Economic Opportunity and Prosperity. Heritage Foundation Index of Economic Freedom 2011. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.heritage.org/index/.

3.  Statistics Canada. Monthly Survey of Manufacturing. Manufacturing sales: Industry aggregates . January 19, 2011.

4.  Подробнее о динамике развития отдельных отраслей канадской экономики см.: Хорошилов Е.Е. Отраслевая структура экономики Канады в первом десятилетии XXI в. // США–Канада: экономика, политика, культура. 2011. №4.

5.  Прогнозы аналитических отделов крупнейших банковско-финансовых групп: Scotiabank Group. Global Forecast Update, February 3, 2011; BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011; RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.

6. Прогнозы аналитических  отделов крупнейших банковско-финансовых  групп: Scotiabank Group. Global Forecast Update, February 3, 2011; BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011; RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.

7.  BMO Capital Markets Economics. Canadian Economic Outlook, February 18, 2011.

8.  RBC Economics Research Forecasts, February 22, 2011.

9.  Scotiabank Group. Global Forecast Update, March 4, 2011.

10.  Canadian Press, 3.03.2011.

11. Globe and Mail, January 27, 2011. –– [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/news/politics/us-calls-on-canada-to-stick-with-f-35/article1885406/.

12. Financial Post, February 28, 2011.

13. Globe and Mail, February 8, 2011. –– [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.theglobeandmail.com/news/politics/tories-cagey-about-cuts-to-the-budget/article1899857/.

14. А.И. Черкасов. Шесть регионов Канады: очерки региональной географии. Атлантические провинции. – «США * Канада: экономика, политика, культура», №7, 2008.

15. Л.А. Немова. Канадская модель социальной политики. – «США * Канада: экономика, политика, культура», №9, 2007.

16. Л.А. Немова Современный этап развития научно-технического потенциала Канады «США – Канада: экономика, политика, культура», №8–9, 2003

17. М.А. Владимирова «Законодательные основы иммиграционной политики Канады», «США – Канада: экономика – политика – культура», №9, 2002

18. И.А. Агеева «Канада» // ХХ век. Краткая историческая энциклопедия. Т.1. М.: Наука, 2001

19. Ю.Г. Акимов «Канадское общество на пороге XXI века», «США-Канада: экономика, политика, культура», №№8 – 9, 2001

20. Л.А. Немова «Новые приоритеты экономической политики канадского правительства», «США-Канада: экономика, политика, культура», №4, 2001

21. А.А. Мелкумов «Канадский федерализм: концептуальный аспект». Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. – М., ИМЭМО, 2003

22.Частный Корреспондент  – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.chaskor.ru/p.php? id=5029

23. Википедия. Свободная энциклопедия – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

24. Факультет международного  бизнеса ОмГУ – [Электронный  ресурс].- Режим доступа:  http://catalog.fmb.ru/canada.shtml

25. Канада. Ру. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.canada.ru/about/economics/industry.html

26. Экономика Канады – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.sakharov.ru/meo/meo2/19.htm 

27. National Anti-Drug Strategy – [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.nationalantidrugstrategy.gc.ca/

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады