Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в уяснении современных тенденций развития экономики и внешнеэкономических связей Канады, ее торговой политики, а также в определении возможностей и перспектив расширения экономического сотрудничества стран ЕС и Канады для решения стоящих перед странами сложных задач по повышению конкурентоспособности экономики и диверсификации экспорта, оптимизации внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 121.66 Кб (Скачать документ)

В то же время экономика  относительно менее богатых ресурсами, но имеющих развитый обрабатывающий сектор провинций (среди них крупнейшие по численности населения и масштабам  экономики Онтарио и Квебек) восстанавливается  сравнительно медленно. Для этих регионов удорожание сырья и энергоносителей, напротив, создает проблемы. Повышенный курс канадского доллара осложняет  экспорт промышленной продукции (не ограничивая торговлю сырьевыми  товарами, поскольку цены на них  устанавливаются в американских долларах). Главным же фактором неопределенности экономических перспектив для восточных  регионов Канады остается риск нестабильного  восстановления американской экономики. Канадская часть интегрированного североамериканского автопрома  и смежные с ним отрасли, авиационная  промышленность, производство офисной  техники, промышленного оборудования и многие прочие отрасли обрабатывающего сектора имеют тесные кооперационные связи с предприятиями в США и поставляют на американский рынок значительную часть производимой продукции. Поэтому уверенное восстановление экономики главного торгово-экономического партнера Канады сохраняет для восточных провинций (впрочем, как и для всей страны) свое ключевое значение.

Скачок в ценах нефть  в конце февраля 2011 г. вызвал опасения относительно возможности резкого торможения в росте экономики США и даже новой глобальной рецессии. По оценкам канадских экспертов, подобная угроза возникнет только в случае серьезных проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии и подъема цен на нефть за пределы 120 долл. за баррель в течение продолжительного периода[9].

 

          1.2 Приоритеты бюджетной и налоговой политики

 

В выступлениях премьер-министра С. Харпера и министра финансов Дж. Флаерти в начале 2011 г. была сформулирована следующая позиция. Необходимо «сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях и держать их рост под строгим контролем, а растущая экономика обеспечит пополнение доходов, необходимых для достижения сбалансированности бюджета»[10].

По опубликованным в начале марта предварительным оценкам  параметров федерального бюджета на 2011–2012 фин. г., федеральные расходы должны уменьшиться примерно на 6% – до 250,8 млрд. долл. (267,3 млрд. долл. годом ранее). Из общей суммы расходов в новом фин. г. примерно 60% (около 151,5 млрд. долл.) будет приходиться на трансферты гражданам – различного рода пенсии, пособия, гранты – и трансферты другим уровням власти, главным образом на нужды здравоохранения и образования. Текущие и капитальные расходы федеральных министерств и ведомств составляют порядка 28% (69 млрд. долл.). Остальные 12% (30,3 млрд. долл.) должны быть затрачены на выплаты по госдолгу.

Правительство рассчитывает, что «сжатие» расходов произойдет главным  образом благодаря свертыванию  антикризисных мер. Предполагается, что ассигнования на группу статей «программы отраслевой, региональной и научно-технологической поддержки» уменьшатся на 33,3%. На 14% меньше средств  будет выделено на «услуги государства  по охране окружающей среды». Расходы  на «культурные программы» сократятся на 4,5%, затраты по государственному управлению – на 1,2%, по социальным программам – на 0,8%.

Помимо этого, планируется  уменьшить расходы на текущую  деятельность большинства федеральных  министерств и ведомств – за счет некоторого сокращения штатов, экономии средств на командировки, проведение конференций и семинаров, учебных курсов для сотрудников. Ежегодная индексация заработной платы на 1,5%, полагающаяся федеральным служащим, должна быть осуществлена за счет «изыскания внутренних резервов»[26].

Из всех выделенных в документе  министерства финансов «расходных групп» рост ассигнований предусмотрен только на программы «обеспечения общественной безопасности» (на 21%) и на модернизацию систем охраны государственных границ (на 14%).

Вместе с тем, до публикации этого документа и без обсуждения в парламенте правительство консерваторов  еще в январе 2011 г. приняло решение о закупке в США 65 боевых самолетов нового класса F-35 на сумму порядка 9 млрд. долл. С учетом сопутствующих расходов и затрат на обслуживание, общая сумма программы перевооружения оценивается в 16 млрд. долл.[11].

В феврале-марте 2011 г. правительством была развернута беспрецедентная по масштабам и затратам бюджетных средств кампания по информированию граждан о «выгодах и позитивных эффектах» экономических инициатив правительства, реализованных за все пять лет пребывания Консервативной партии у власти. Особое внимание уделено материалам, призванным подтвердить наличие прямой связи между дальнейшим снижением налогов на крупный бизнес и ростом занятости. Близкие к правящей партии, но формально независимые исследовательские центры публикуют расчеты, согласно которым намеченные реформы обеспечат создание как минимум 100 тыс. новых рабочих мест, а отказ от реформ может привести к потере в ближайшие несколько лет более 230 тыс. рабочих мест и более 40 млрд. «недополученных» инвестиций [12].

Представители региональных властей, как и наиболее авторитетные экономические эксперты, настаивают на том, что необходимо срочно начать серьезные обсуждения этих вопросов в иной плоскости. Не только в связи с задачами ликвидации бюджетного дефицита в ближайшие годы, но и на основе учета долгосрочных процессов и тенденций – демографических и социально-экономических, внутренних и глобальных. В частности, к началу 2014 г. истекает срок действия 10-летнего соглашения между федеральным правительством и властями провинций по вопросам участия и взаимодействия уровней власти в сфере организации и финансирования основных социальных программ – здравоохранения, образования, социального обеспечения. В существенно изменившихся с 2003 г. условиях требуется выработка и согласование не только новых формул для расчета трансфертов, но и новых принципов организации и финансирования самих программ.

Справедливости ради, следует  учитывать и иное важное обстоятельство. Если на федеральном уровне вопрос с проведением в 2011 г. парламентских выборов еще не решен, то в семи из десяти канадских провинций они будут проводиться обязательно. В результате к власти в регионах в этом году могут прийти другие партии и другие лидеры, и именно им предстоит вести трудные переговоры между отдельными провинциями и между региональными и федеральными властями [24].

В целом, с расчетом на увеличение притока налоговых поступлений  в условиях восстановления хозяйственного роста, оценки министерства финансов на 2012 - 2012 фин. г. предполагают, что дефицит федерального бюджета уменьшится до 29,8 млрд. долл., а к середине десятилетия баланс бюджета станет положительным. Однако по оценкам независимых аналитиков, эта цель вряд ли будет достигнута в намеченные сроки. Так, эксперты регионального бюро МВФ считают, что уже реализованные и планируемые решения в сфере бюджетно-налоговой политики закладывают основу для образования структурных дисбалансов, для устранения которых недостаточно только «здорового роста экономики» и сокращения текущих расходов федеральных министерств и ведомств. Аналогичных позиций придерживается и парламентский комитет по бюджету. По оценке экспертов комитета, дефицит федерального бюджета в 2015–16 фин. г., вероятнее всего, составит не менее 9–10 млрд. долл. Сумма дефицитов, накопленных после 2010 г., достигнет примерно 140 млрд. долл., в результате чего размер государственного долга увеличится за последующие 5 лет примерно на 25%[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.РОЛЬ КАНАДЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

2.1 Общие тенденции внешней торговли Канады.

 

Внешнеторговый режим  Канады базируется на общепризнанных нормах и правилах ведения международной  торговли, выработанных в рамках международных  и региональных организаций, а также  положениях внутреннего законодательства страны (законодательных актах, нормативных  документах государственных органов) (табл. 2.1).

      Таблица 2.1

Основные  показатели внешней торговли Канады

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

млн. долл.

Экспорт

399,122.1

429,005.8

450,149.9

453,732.4

463,051.4

489,856.8

США *

328,983.3

350,576.3

368,414.7

361,440.4

356,094.2

369,891.1

Япония

9,799.5

9,846.4

10,168.2

10,279.2

9,989.2

11,872.0

Великобритания **

7,695.3

9,364.0

9,355.4

11,281.2

14,154.8

14,206.9

Другие страны ЕС

16,423.4

17,533.8

18,630.6

20,900.2

24,187.0

25,390.4

Другие страны ОЭСР ***

12,754.1

14,189.1

14,528.0

16,773.9

19,690.5

21,078.7

Другие страны ****

23,466.4

27,496.2

29,052.9

33,057.6

38,935.8

47,417.7

Импорт

342,709.5

363,157.8

387,804.0

404,252.6

415,005.7

442,987.9

США *

240,356.3

250,038.3

259,348.2

265,023.0

269,752.5

280,773.1

Япония

10,645.5

10,094.5

11,210.8

11,858.3

11,972.3

11,669.4

Великобритания **

9,183.0

9,460.0

9,061.2

9,549.2

9,894.3

11,321.2

Другие страны ЕС

26,001.0

27,007.0

29,457.0

32,529.8

32,402.9

35,377.9

Другие страны ОЭСР ***

19,696.9

22,283.6

24,304.5

23,673.3

25,034.2

27,406.9

Другие страны ****

36,826.8

44,274.4

54,422.3

61,618.9

65,949.4

76,439.5

Баланс 

56,412.6

65,848.0

62,345.9

49,479.8

48,045.7

46,868.9

США *

88,627.0

100,538.0

109,066.5

96,417.4

86,341.7

89,118.0

Япония

-846.0

-248.1

-1,042.6

-1,579.1

-1,983.1

202.6

Великобритания *

-1,487.7

-96.0

294.2

1,732.0

4,260.5

2,885.7

Другие страны ЕС

-9,577.6

-9,473.2

-10,826.4

-11,629.6

-8,215.9

-9,987.5

Другие страны ОЭСР ***

-6,942.8

-8,094.5

-9,776.5

-6,899.4

-5,343.7

-6,328.2

Другие страны ****

-13,360.4

-16,778.2

-25,369.4

-28,561.3

-27,013.6

-29,021.8

* включая Пуэрто-Рико  и Виргинские о-ва

** С 2005 года Великобритания  не выделяется из стран ЕС

*** ОЭСР, исключая США,  Японию,  Великобританию и другие  страны ЕС

**** страны, не включенные  в ЕС или ОЭСР

Источник: Statistics Canada, CANSIM.


 

Внешнеэкономические связи  всегда играли очень важную роль в  хозяйственном развитии Канады. В  последние несколько лет зависимость  положения дел в стране от состояния  мирового хозяйства и результатов  внешнеэкономической деятельности стала как никогда высокой.

Экономика Канады в 2008 г. носила нестабильный характер. Начало 2008 г. для  Канады стало временем экономического роста страны, однако, нестабильность на мировых финансовых рынках и мировой  экономический кризис стали причиной ослабления экономической активности страны к концу года[27].

Экспорт товаров и услуг  вырос на 5,2% и составил 557,9 млрд.долл., из которых на экспорт товаров  приходится 489,9 млрд. долл., а на экспорт услуг – 68 млрд.долл. Импорт товаров и услуг вырос на 6,3% до 533,3  млрд.долл. из которых импорт товаров достиг 442,7 млрд. долл., а импорт услуг - 90,5 млрд.долл.

В целом, в 2008 г. объемы торговли Канады, в стоимостном выражении, между основными странами экспорта (США, Великобритания, Япония, Китай) и  странами импорта (США, Китай, Мексика, Япония) увеличились, кроме импорта  из Японии.

За последние пять лет  географическое направление торговли Канады несколько  диверсифицировалось. Доля США в товарообороте Канады снизилась до 67,8%, в то время как  их доля в 2004 г. составляла 78,5%. Доля Японии почти не изменилась - 2,5%, в то время  как европейские страны, их доля в 2008 г. составила 10,5%, укрепляют свои позиции, ежегодно увеличивая объемы двусторонней торговли с Канадой.

Повышение цен на товары отразилось на торговле товарами с  сырьевой составляющей  - энергоресурсами, промышленными товарами и материалами, такими как руды, продукты химии, пластмассы, удобрения, сплавы.

Экспорт энергоресурсов вырос  на 37,2%, достигнув общих экспортных объемов в 125,7 млрд. долл. Растущий спрос на уголь в странах Азии повлек за собой рост экспорта энергоресурсов в этот регион. США по-прежнему остаются главными потребителями канадских энергоресурсов.

Устойчивый рост отмечен  в поставках сельскохозяйственной и рыбной продукции, в основном за счет увеличения поставок ячменя, канолы, пшеницы. Возрождение экспорта канолы было связано с ее применением  в производстве биологического топлива [28].

Лидирующую позицию занимают промышленные товары и материалы. Объем  экспорта  промышленных товаров  и материалов достиг в 2008 году 111,3 млрд. долл. Порядка 2/3 экспорта пришлось на продукты химии, пластмассы, удобрения и сплавы. Увеличился экспорт углекислого калия в США, Индию, Бразилию, Китай и Малайзию.

Экспорт машин и оборудования упал на 0,5% до 92,9 млрд. долл. Небольшое падение экспорта этой группы товаров обусловлено снижением поставок самолетов и транспортного оборудования.

Экспорт продукции лесной отрасли сократился на 12,3% до 25,7 млрд. долл. Более 95% снижения пришлось на пиломатериалы (рис. 2.1).

Рис 2.1. Динамика импорта и экспорта Канады

 

Импорт в Канаду вырос  почти по всем товарным группам. Основной причиной роста стало в совокупности повышение цен на продукты и увеличение поставок, в основном, имевшие место  в первой половине 2008 г.

Импорт энергоресурсов вырос  на 44,9% до 53 млрд. долл., промышленных товаров и материалов – на 7,6%, сельскохозяйственной и рыбной продукции – 11,8%, металлов – 13,3%, химической продукции и пластмасс – 4,6%.

Ввоз потребительских  товаров также увеличился, за счет повышения спроса на одежду и обувь.

Сократились поставки продукции  лесного сектора и автомобильной  промышленности, в основном, за счет снижения спроса на эти товары в  Канаде.

     

Основные  торговые партнеры Канады в 2008 г.

США

В 2008 г. общий товарный экспорт  Канады в США увеличился на 5,7% до 376,3 млрд. долл. Основной причиной прироста стало повышение цен в первой половине 2008 г.

Главными позициями экспорта в США по-прежнему оставались минеральное  топливо и нефть, автомобили и  комплектующие к ним, промышленное оборудование. Значительное увеличение наблюдается в экспорте энергоресурсов, в частности, сырой нефти, объемы поставок которых увеличились на 62%, природного газа  - на 18,2%. Спад отмечен  в экспорте автомобильной промышленности. Поставки грузовиков упали на 63,8%, легковых автомобилей на 14,9%, их комплектующих на 22% [29].

Товары из США по-прежнему занимают лидирующую позицию в общем  импорте Канады. Товарный импорт из США увеличился на 2,9% до 226,9 млрд. долл. Высокие цены в первой половине 2008 года обеспечили увеличение, в стоимостном  выражении, импорта энергоносителей, из которых импорт нефти увеличился на 1,8 млрд. долл., природного газа – 1,2 млрд. долл., сырой нефти - 1,2 млрд.долл. Значительно сократился импорт продукции  автомобильной промышленности (на 12,2%) из которого импорт комплектующих упал на 3 млрд.долл., грузовиков – на 2 млрд. долл. и легковых машин – на 1.2 млрд. долл.

Великобритания

Среди стран ЕС Великобритания - основной торговый партнер Канады. Канадский товарный экспорт в 2008 г. в Великобританию увеличился на 2,0% до 13,1 млрд. долл. При этом экспорт золота возрос на 52,5%, прежде всего, в результате роста цен на этот металл, более, чем в 2 раза по стоимости увеличились поставки алмазов  - до 1,4 млрд. долл.

Импорт из Великобритании увеличился на 9,4% до 12,6 млрд.долл. Значительный рост отмечен в закупках сырой  нефти (на 812,5 млн.долл.), бензина и  другого топлива (на 169,3 млн.долл.).

Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады