Выбор форм и способов активного отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:46, реферат

Описание

Среди большого разнообразия форм физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимает активный отдых.
В нашем современном обществе люди занятые тяжелым умственным и физическим трудом подвержены большому количеству негативных факторов. Загрязнение экологии, стрессовые ситуации и напряженный ритм жизни – это лишь часть «прелестей» мегаполиса. В такой обстановке психологическая разгрузка и укрепление здоровья необходимая мера для каждого человека, который хочет жить полноценной жизнью, быть здоровым физически и устойчивым психологически. Наиболее естественный и эффективный способ в данной ситуации - это занятие каким-нибудь видом активного отдыха.

Содержание

Введение; 3
Активный отдых, как отдельный вид отдыха. 4
Виды активного отдыха. 7
Формы активного отдыха. 10
Основные факторы, влияющие на выбор активного отдыха. 12
Основные правила активного отдыха. 18
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Физ ра реферат.docx

— 49.35 Кб (Скачать документ)

      Различные  формы активного отдыха формируют  отличительные характерные признаки. К таким признакам относятся:

1. По уровню доступности  можно выделить две формы активного  отдыха: социальный и элитарный.  Социальный активный отдых имеет  массовый характер, поскольку наиболее  доступен, широким слоям населения. Это может быть и отдых в палатках и прыжки на батуте для детей. Элитарный активный отдых доступен узкому кругу людей по причине высокой цены, большой физической нагрузке. Сейчас, элитарными формам активного отдыха можно отнести дайвинг, альпинизм, езда на квадроциклах.

2. По месту занятий  выделяют активный отдых в  городе и загородный активный  отдых (который включает в себя  активный отдых на море, активный  отдых на природе, активный  отдых в горах, на воде и  т. п.)

3. По организационным  основам активный отдых делится  на организованный и неорганизованный. Организация активного отдыха  происходит за счет туристских  клубов, турфирм и агентств активного  отдыха. В качестве организатора  тура может выступить какой-нибудь  центр активного отдыха. К неорганизованным  формам можно отнести самодеятельный туризм.

4. По сезонности можно  выделить три основные формы активного отдыха:     - активный отдых летом,

- зимний активный отдых;

- отдых в межсезонье.

5. По составу участников  можно выделить две формы активного  отдыха – индивидуальный и  групповой. При этом в зависимости  от состава группы: активный отдых с детьми, семейный активный отдых, активный отдых в детском саду и т. п.

6. По привязке к определенному  промежутку времени: активный  отдых на выходные, активный новогодний  отдых ( путешествие в какую либо страну или город).

7. По степени физической  нагрузки на организм человека: активный отдых требующий больших  физических затрат, средней и  малой степени физической нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные факторы, влияющие на выбор активного отдыха.

 

       Каждый человек представляет себе активный отдых достаточно индивидуально - в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов. С достаточной степенью приближенности можно выделить группы населения, которые имеют некоторую общность в понимании принципов желаемого отдыха и принимают аналогичные решения при выборе путешествия.

       Существует ряд факторов, оказывающих влияние на мотивы выбора, которые необходимо учитывать при изучении спроса на различные виды отдыха формировании программ обслуживания. Принято выделять доминирующие и побочные факторы мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии или выбор туристского продукта.

1. Возраст. Мотивация выбора активного отдыха в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор:

1.  дети до двух лет. Решений самостоятельно не принимают, но опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха

2.   дети дошкольного возраста (до семи лет). Отдыхают с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц, их сопровождающих. Концепция отдыха ориентирована на потребности ребенка

o    школьники (до 18 лет). В основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, чаще всего следуют на отдых в составе групп, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых

3. молодежь, студенты (до 25 лет). Как правило, имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами. Согласно преобладающей на Западе концепции, до создания семьи предпочитают посмотреть мир, что учитывается турфирмами при разработке турпродукта: для этой категории туристов существует много предложений и наибольшее количество скидок

4. взрослые 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой. На отдых выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют люди из категории «новых русских», мотивации которых непредсказуемы и могут свестись к интенсивному разбрасыванию денежных средств, требованию из ряда вон выходящих развлечений даже не столько в целях получения острых ощущений, сколько для привлечения к себе внимания окружающих

5. 35-50 лет. Предпочитают активный, менее познавательный, более спокойный отдых, чаще без детей и без партнера. Как правило, обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту

6. от 50 лет и старше. За редким исключением, обладают относительно слабыми физическими возможностями, склонны к недомоганиям. Им показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с лечением. Основная мотивация - возможность спокойного отдыха, исключительная мотивация - «успеть увидеть». Высокие требования по внешним воздействиям

Кроме самих мотиваций, теоретиками, изучающими активный отдых, были разработан ряд факторов, влияющий на выбор  того или иного вида активного  отдыха:

1. Образование. Этот фактор инициирует позывы увидеть непосредственно явления, достопримечательности, культур, зрелищные события. Есть те, у кого нет образования, а есть только жизненный опыт. При комплектовании групп желательно учитывать уровень образования членов группы, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

2. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние на мотивацию выбора отдыха. Выделяют следующие социальные группы: рабочие и служащие. Занятые монотонной работой, они подвержены стремлению к активному отдыху и составляют значительный контингент туристов. В развитых странах имеют четко оговариваемый трудовым договором отпуск и могут планировать туристскую поездку. Доход, как правило, достаточен, чтобы выделить часть средств, например, на туризм; учащиеся и студенты. В силу своих возрастных и социальных особенностей и характерных в связи с этим стремлений к расширению и подтверждению знаний составляют подавляющую часть групп познавательного туризма. Испытывают большое влияние познавательных исходов; пенсионеры. В большинстве стран имеют льготы и дотации, использование которых в условиях ограничений климатического характера позволяет им совершать туристские поездки в «средний» и «низкий» сезоны; фермеры и работники подсобных хозяйств. Из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых являются исключительно неблагоприятной для туризма группой. В западных странах фермеры составляют туристский контингент в «средний» и «низкий» сезоны, а также в зимнее время.

3. Менталитет. Определяется в основном воздействием общества, в котором человек проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от уровня образования и занимаемого в обществе положения. При выборе вида отдыха этот фактор имеет большое значение, особенно для лиц старше 18 лет, в период становления личности (с возрастом растут компромиссность и приспособляемость). Тезис «бытие определяет сознание» очень актуален при изучении принципов мотивации. Обычно во время отдыха имеет место стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

4. Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы, например варьете, стриптиз-шоу, казино. Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв.

5. Доход играет существенную роль. Человек выбирает уровень и форму активного отдыха исходя из их стоимости и своих материальных возможностей. Люди обеспеченные путешествуют избирательно. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Повышение жизненного уровня меняет приоритеты. Доходность различных категорий населения, составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха.

6. Работа. Ее вид, характер, напряженность опосредованно оказывают влияние на формирование мотивов выбора путешествия, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию вида трудовой деятельности (умственной или физической) и трудового коллектива.

7. Отпуск. Его наличие, продолжительность, а также дотации к отпуску влияют на мотивацию и выбор активного отдыха. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня. Исследования известной консультационной фирмы «Horwath UK» подтвердили тенденцию к сокращению, причем быстрыми темпами, отпускного времени, что в будущем может отразиться на развитии международного туризма. Судя по результатам исследований, продолжительность отпуска в будущем может составлять три-четыре дня, включая выходные, но они будут предоставляться с большей частотой. Люди будут отдавать предпочтение проводить такие отпуска в регионе, где они проживают, в одном часовом поясе.

8. Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек, никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турпродукта. Инвалиды и люди с физическими недостатками могут составить специфический сегмент потребительского рынка, если средства и условия их приема будут соответствовать специфике данного сегмента. В мире существуют курорты, рассчитанные на прием данной категории туристов. Например, в Колорадо создан горнолыжный курорт со специальными программами для слепых, калек и т. д. Туристская индустрия предлагает специальные услуги для данного сегмента потребительского рынка, в частности: некоторые авиакомпании - программы обслуживания, гостиницы - помещения, сконструированные с учетом специфики данной категории туристов. Существует ряд не явно выраженных физических недостатков, которые ограничивают туристскую активность, но, как правило, редко учитываются работниками сферы туризма (например, диабет, фобии). Следует помнить, что высокий процент людей с физическими недостатками может создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций во время путешествия.

9. Географическое направление. Мотив выбора географического направления может быть неопределенным и во многом зависит от удаленности и доступности места проведения активного отдыха. На выбор географического направления в значительной степени влияет подготовленность туриста, в том числе сведения, полученные им из учебной, популярной и другой литературы, средств массовой информации, образующие фундамент его географических, краеведческих и страноведческих знаний. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может привлекать: месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.), событием (фестиваль, спортивные игры и др.), возможностями для определенной деятельности (например, для занятий спортом), а также состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.

10. Активность. Туризм предполагает пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. Активность на работе генерирует желание спокойного отдыха и, наоборот, умственный труд - необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски и т. д., На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность. При выборе сегмента потребительского рынка следует четко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения. Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показаниям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.

    1. Основные правила активного отдыха.

 

      Многие люди по своей природе очень быстро «загораются» новыми идеями, но также быстро и остывают к ним. Причем то и дело можно слышать недовольное бурчание о том, как все надоело и пора бы разнообразить своё свободное время. Однако, никаких конкретных действий совершать никто не торопится. А самое обидное, бывает в ситуациях, когда, проведя длинные выходные и пролежав практически все время на диване, сил встать на работу по-прежнему нет. Начинается поиск дорогостоящих антидепрессантов, громадные средства тратятся на психоаналитиков, однако результат, практически нулевой. А причина проблем, наверняка, заключалась в неправильном отдыхе.

Информация о работе Выбор форм и способов активного отдыха